Методическая разработка урока ИЗО по ФГОС.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского 5 класс
Первый урок из блока уроков по теме: «Искусство ГОРОДЦА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта 1 урока "Искусство Городца" | 37.66 КБ |
Комплексно ориентированные задания 1 урока "Искусство Городца" | 100.52 КБ |
Презентация к 1 уроку "Искусство Городца" | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Предмет изобразительное искусство Класс 5 УМК Под ред. Б.М. Неменского | ||
Тема урока: «Искусство ГОРОДЦА» | ||
Цель урока: Ученик научится выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства Городца. | ||
Задачи урока: - создать условия постановки личностной цели на уроке. - организовать работу в группах над изучением теории. - корректировать работу в группах над кластером. - корректировать работу детей над композицией. - создать условия для успешного представления и оценивания творческих работ. - организовать рефлексию. | ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Применять художественные умения, знания, полученные на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ | 1. Умение вести диалог. 2. Распределять функции и роли в групповой работе 3.Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения | |
Основные понятия, изучаемые на уроке формируемые умения | Понятия: Городецкая роспись, композиция, симметрия, гирлянда, подмалёвок, бутон, розан, купавка ромашка; Использование выразительных средств и языка декоративно-прикладного искусства для воплощения художественно-творческого замысла. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Городецкие узоры» | |
Методическое назначение средств ИКТ | Ознакомительное | |
Аппаратное и программное обеспечение | ||
Образовательные интернет-ресурсы |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение вести диалог. Начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами, форматом диалога | 1. Приветствие. (В начале занятия ученики разбиваются на группы. Листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета – получилась группа.). Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо-птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! (Стихотворение читается на фоне фильма «Городецкие узоры») 2. На доске слова: Городец, орнамент, узор, зима, матрёшка, роспись. Найдите лишнее слово и объясните почему. …. (Ответы детей)
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? …. (Ответы детей) - Правильно! Тема урока; «Городецкая роспись». |
Длительность этапа | 5 минут | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов их решения. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Индивидуальная, Групповая Media fale «Городецкие узоры» | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | подготовка класса к работе | |
Методы обучения, приемы, техники | беседа, психологический настрой (музыка, стихи), игровой | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с точки зрения содержания. Умение работать в группе, слушать друг друга, брать ответственность на себя. | Вы - команда мастеров, которая должна выиграть конкурс на лучший подарок в стиле Городецкой росписи. Необходимо разработать оригинальный эскиз композиции в стиле данного промысла. На предыдущем уроке мы узнали о росписи в стиле Гжель и записали её уникальные особенности в круге …(дети вспоминают) - Какие ассоциации у вас возникают на слово РОСПИСЬ?(Отвечают по цепочке) - Что вы знаете о Городецкой росписи? … (Ответы детей) - А что характерно для её композиции, чем она отличается от других видов росписи? …. (затрудняются) - Надо разобраться. - Значит, чтобы расписать подарок в Городецком стиле, чему надо научиться? - Научиться правильно выстраивать композиции в стиле народного искусства Городца … (Предполагаемый ответ) Задание: ( на 12 мин) 1.Прочитайте текст учебника по теме и распечатки из других источников. Найдите особенные, уникальные черты городецкой росписи. 2.В группе разбейтесь на 2 подгруппы. Распределите, кто выбирает уникальные черты Городецкой росписи, а кто будет сравнивать и выбирать общие черты промыслов Гжели и Городца . 3.Группа, первой выполнившая задание, отправляет 2-х представителей к доске и на листе, где записаны особенности Гжели во втором круге дописывает уникальные черты Городецкой росписи, а общие черты в центре, где пересеклись два круга. Вторая группа и последующие добавляют не достающие черты уникального или общего. Составляем кластер на доске. (Задание на 5 мин) Выпишите особенности, относящиеся к составлению композиции в Городецком стиле. Не менее 3-х (Симметрия, зеркальное отражение, цветочная композиция, цветочная с конями или птицами, сюжетная композиция) Группа, первой выполнившая задание, записывает их на доске. Вторая и последующие добавляют в кластер свои особенности. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать, Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- Теперь мы можем правильно выстроить композиции в стиле народного искусства Городца? … (Ответы детей) |
Длительность этапа | 20 (3+12+5) | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Работают с учебником, выделяют главное. Выполняют простейшие исследования (выбирать, сравнивать, сопоставлять), обобщают. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Групповая, подгрупповая, индивидуальная. | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | |
Методы обучения, приемы, техники | Технология критического мышления Прием «общее и уникальное» |
ЭТАП 3. Практикум | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Применять художественные умения, знаний, полученных на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ. Распределять функции и роли в групповой работе | Аппликация. 1. Распределите роли, выполните эскиз композиции и отдельные детали. - ДИЗАЙНЕР а) Рассмотри разные варианты композиций городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске). б) Нарисуй примерную схему (эскиз) общей композиции, уравновесив весь лист, ориентируясь по правилам в кластере на доске. в) Обсуди с группой готовую композицию (через 5 минут). - 4 ХУДОЖНИКА (1чел.- 1 розан и 2 купавки с листиками; 2чел.- 1 роза и 2 ромашки с листиками; 3чел. - 4 бутона с листиками; 4 чел – 2 птицы или коня) а) Рассмотри разные элементы городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске). б) Выбери необходимые элементы из кейса, составь из них не менее 2-х вариантов каждой детали. в) Аккуратно склей элементы так, чтоб получилась готовая деталь. г) Представь свои варианты деталей группе (через 5 мин). (в деталях птицы и коня ноги будут дорисовываться краской) 2. На формате А-3 объедините готовые детали в одну композицию, ориентируясь по правилам в кластере на доске, и аккуратно приклейте, уравновесив лист. (Представьте свою работу через 10 минут) |
Длительность этапа | 10 | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Распределяют функции и роли в групповой работе, создают аппликацию. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Индивидуальная, групповая | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний. | |
Методы обучения, приемы, техники | Технология критического мышления | |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Ход урока | |
Длительность этапа | 7 | 1. Проверьте правильность выполненной групповой работы над аппликацией, согласно кластеру и инструкции. 2. Оцените работу групп по составлению уникальных и общих особенностей. Каждая группа вслух оценивает работу другой (одной) группы. Апелляции принимаются. 3. Объясните свою позицию. |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | ||
Методы контроля | Самооценка, взаимооценивание | |
Способы коррекции | Исправление ошибок | |
Форма организации деятельности учащихся | Осуществляют самооценку собственной творческой работе и работе своих товарищей , и соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организует деятельность по Анализу и самоанализу учащихся | |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | Ход урока | |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | 3 мин | Рефлексия: - Что вы сегодня узнали? Группы задайте друг другу вопрос по теме. (За сложность вопроса и точность ответа группа получает дополнительный балл) … (Задают вопросы, отвечают) Загадки: Словно чудо тут и там распускается … (розан). Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон). Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка). Домашнее задание: Подумать, где можно ещё применить такой тип росписи. Поискать примеры в интернете. Принести гуашь, кисти. |
Предварительный просмотр:
Инструкция к 1 уроку по теме: «Городецкая роспись»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Росписи выполняются гуашью.
Мотивы росписи: Букеты цветов,
вороные кони ,
птицы
Сюжеты из жизни людей
Композиция симметричная.
Композиция НЕ симметричная .
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет .
Цветочная композиция с птицами.
Цветочная композиция с конями.
Сюжетная роспись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
Методическая разработка урока технологии по ФГОС 5 класс раздел МАШИНОВЕДЕНИЕ
Методическая разработка урока технологии по ФГОС 5 класс раздел МАШИНОВЕДЕНИЕ (пояснительная записка, технологическая карта, скриншот презентации)...
Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)
В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...
Методическая разработка урока с элементами ФГОС
Методическая разработка урока для 10 класса по теме " Развлечения для подросков "...
Методическая разработка урока с элементами ФГОС
Экологические проблемы Земли...