Внутренний мир русской избы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Технологическая карта урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vnut_mir_izby.ppt2.16 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Слайд 3

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе .

Слайд 5

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Слайд 7

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Слайд 8

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Слайд 10

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Слайд 12

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Слайд 14

« Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

Слайд 16

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

Слайд 17

Красный угол был олицетворением зари

Слайд 18

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Слайд 19

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

Предмет

ИЗО

Класс

5

№ урока

4

Тема

Внутренний мир русской избы

Тип урока

Урок комбинированный

Цель урока

Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой

Планируемые результаты (предметные ПР)

Формирование понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта

Личностные (ЛР)

формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов,  самооценки на основе критериев успешной деятельности.

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные УУД:

выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные УУД:

умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников

Основное содержание темы, понятия, термины.

Знакомство с интерьером русской избы, кругом и предметов быта и труда, включенных в ее пространство.

Интерьер, ухват, рукомойник, голбец, красный угол, красная лавка, столешник, коник, полавошники, полати, ткацкий стан, прялка

Образовательные ресурсы.

Учебник, презентация к уроку «Внутренний интерьер русской избы»

Ход урока

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Постановка цели и задач урока.

Осознание необходимости закрепления полученных на прошлом уроке новых знаний.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение границ знания и незнания.

Посмотрите на изображение на слайде.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

Что вы принесли сегодня на урок?

- Как вы думаете для чего?

Сегодня мы с вами будем делать предметы крестьянской утвари из пластилина.

- Что нужно знать для того, чтобы справиться с этим заданием?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

3. Актуализация знаний.

Закрепление полученных на прошлом уроке новых знаний.

Давайте, вспомним, что мы уже знаем о жизни наших предков, о том, что их окружало?

- Чем украшали они свои избы?

- Для чего они это делали?

- Как украшали избу снаружи?

Объясняют смысл названий элементов декоративного убранства. Отвечают на вопросы  

4. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с информационным материалом к уроку и иллюстративным материалом подобранным уч-ся к уроку

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Обращает внимание уч-ся на материалы учебника стр. 30-34, показывает презентацию к уроку «Внутренний интерьер русской избы»

Читают материал учебника, просматривают презентацию, воспринимают ее, обсуждают увиденное, анализируя новые сведения

5. Первичная проверка понимания

Усвоение нового материала урока

Формирование  знаний уч-ся по теме урока

- Какие предметы могут быть в избе?

- Что такое «красный» угол?

- Для чего в каждой избе делала печь и почему она так выглядела?

- Из чего делали все эти предметы быта? Почему?

- Выполняя предметы крестьянской утвари, на что надо обратить внимание?

Отвечают на поставленные вопросы

Физминутка

6. Первичное закрепление

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- Определите какие предметы интерьера избы вы будет делать.  Вылепите их из пластилина украсьте символами,  с которыми познакомились ранее на уроках.

Лепка предметов интерьера, их украшение, коллективное заполнение макета

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение проводить анализ выполненной практической работы группой.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке и взаимооценки знаний и способов действий.

-Проанализируйте вашу коллективную работу.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием)

 Взаимооценивание

7. Рефлексия

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-В чем проявлялась мудрость устроения интерьера русской  крестьянской избы?

-О чем рассказывают формы и украшения предметов?

-Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов?

Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте в ладоши.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

- Подобрать иллюстрации с изображением изделий с русской вышивкой.

Запись д/з в дневник, стр. 30-34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренний мир русской избы

Разработка урока для 5 класса по теме :«Внутренний мир русской избы». Материал представлен в доступной форме для детей, возможность вести диалог. Через урок учащиеся знакомятся с основными понятиями в...

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...

тема: "Внутрений мир русской избы" 5 класс

сформировать образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы  и декоре....

"Внутренний мир русской избы"

"Внутренний мир русской избы" урок изобразительного искусства в 5 классе. Урок проводится в два этапа. Первая часть в школьном музее на наглядных экспонатах русской избы. Вторая в классе с показом пре...

Презентация Внутренний мир русской избы

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по программе под редакцией Б,Неменского....

5 класс" Внутренний мир русской избы "4урок

Тема: Внутренний мир русской избы" 5 классТип урока. Урок комплексного применения знанийВид урока.  Тематическое рисованиеЦель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов...

Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда".Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств...