Внутренний мир русской избы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Технологическая карта урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnut_mir_izby.ppt | 2.16 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе .
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.
Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»
« Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»
Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
Красный угол был олицетворением зари
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата | |
Предмет | ИЗО |
Класс | 5 |
№ урока | 4 |
Тема | Внутренний мир русской избы |
Тип урока | Урок комбинированный |
Цель урока | Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Формирование понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта |
Личностные (ЛР) | формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов, самооценки на основе критериев успешной деятельности. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные УУД: умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Знакомство с интерьером русской избы, кругом и предметов быта и труда, включенных в ее пространство. Интерьер, ухват, рукомойник, голбец, красный угол, красная лавка, столешник, коник, полавошники, полати, ткацкий стан, прялка |
Образовательные ресурсы. | Учебник, презентация к уроку «Внутренний интерьер русской избы» |
Ход урока
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Постановка цели и задач урока. | Осознание необходимости закрепления полученных на прошлом уроке новых знаний. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение границ знания и незнания. | Посмотрите на изображение на слайде. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Что вы принесли сегодня на урок? - Как вы думаете для чего? Сегодня мы с вами будем делать предметы крестьянской утвари из пластилина. - Что нужно знать для того, чтобы справиться с этим заданием? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
3. Актуализация знаний. | Закрепление полученных на прошлом уроке новых знаний. | Давайте, вспомним, что мы уже знаем о жизни наших предков, о том, что их окружало? - Чем украшали они свои избы? - Для чего они это делали? - Как украшали избу снаружи? | Объясняют смысл названий элементов декоративного убранства. Отвечают на вопросы | |
4. Первичное усвоение новых знаний | Знакомство с информационным материалом к уроку и иллюстративным материалом подобранным уч-ся к уроку | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Обращает внимание уч-ся на материалы учебника стр. 30-34, показывает презентацию к уроку «Внутренний интерьер русской избы» | Читают материал учебника, просматривают презентацию, воспринимают ее, обсуждают увиденное, анализируя новые сведения |
5. Первичная проверка понимания | Усвоение нового материала урока | Формирование знаний уч-ся по теме урока | - Какие предметы могут быть в избе? - Что такое «красный» угол? - Для чего в каждой избе делала печь и почему она так выглядела? - Из чего делали все эти предметы быта? Почему? - Выполняя предметы крестьянской утвари, на что надо обратить внимание? | Отвечают на поставленные вопросы |
Физминутка | ||||
6. Первичное закрепление | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | - Определите какие предметы интерьера избы вы будет делать. Вылепите их из пластилина украсьте символами, с которыми познакомились ранее на уроках. | Лепка предметов интерьера, их украшение, коллективное заполнение макета |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение проводить анализ выполненной практической работы группой. | Формирование и развитие ЦО к самооценке и взаимооценки знаний и способов действий. | -Проанализируйте вашу коллективную работу. Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием) | Взаимооценивание |
7. Рефлексия | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: -В чем проявлялась мудрость устроения интерьера русской крестьянской избы? -О чем рассказывают формы и украшения предметов? -Почему предметы крестьянского быта являются украшением художественных музеев и выставочных залов? Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте в ладоши. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | - Подобрать иллюстрации с изображением изделий с русской вышивкой. | Запись д/з в дневник, стр. 30-34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренний мир русской избы
Разработка урока для 5 класса по теме :«Внутренний мир русской избы». Материал представлен в доступной форме для детей, возможность вести диалог. Через урок учащиеся знакомятся с основными понятиями в...
Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы»
Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» ...
тема: "Внутрений мир русской избы" 5 класс
сформировать образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы и декоре....
"Внутренний мир русской избы"
"Внутренний мир русской избы" урок изобразительного искусства в 5 классе. Урок проводится в два этапа. Первая часть в школьном музее на наглядных экспонатах русской избы. Вторая в классе с показом пре...
Презентация Внутренний мир русской избы
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по программе под редакцией Б,Неменского....
5 класс" Внутренний мир русской избы "4урок
Тема: Внутренний мир русской избы" 5 классТип урока. Урок комплексного применения знанийВид урока. Тематическое рисованиеЦель урока. создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов...
Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Урок по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы.Конструкция, декор предметов народного быта и труда".Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусств...