Мы на Севере живём
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Светлана Петровна Белова

Закрепить знания воспитанников о Ямальской земле, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_my_na_severe_zhivem.docx297.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа – интернат»

«Мы на Севере живём»

Беседа

C:\Users\user\Desktop\фотки\P1040647.JPG

Подготовила педагог ИЗО

Белова Светлана Петровна

 

с.Сеяха

Цель: Закрепить знания воспитанников о Ямальской земле, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт.

Задачи:

1. Воспитывать любознательность, интерес к своей Родине;

2. Развивать речь, познавательную активность, умение высказывать свои мысли.

Оборудование: на доске изображение кроссворда, слайд презентация.

Ход беседы:

Ведущий.  Когда мы говорим «Крайний Север», то подразумеваем покрытый снегом Ямало-Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал. Вначале послушайте произведение Леонида Лапсуя.

1 ученик.                                 «Приезжай».

                                       Ты не видел тундры? Приезжай!

                                       Если встретит холодом она,

                                       Если вьюга зарычит, страшна,

                                       Словно моря Карского волна,

                                       Не пугайся, словно горностай,

                                       Не кидайся в снежные бугры

                                       Неумелым лыжником с горы.

 2 ученик.                  Ясным взором посмотри вокруг,

 Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух.

     В тундре - век двадцатый, наши дни.

   Сядешь в нарты, что летят стрелой,

                                     Или в сизокрылый самолёт,

В тундре, под Полярною звездой,

Где живёт мой маленький народ,

                                     Жар гостеприимства сохрани,

                                     Обогрет ты будешь без огня!

       Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему Великому полуострову и узнаем, кто проживают на территории полуострова вместе с нами. Но прежде чем мы начнем нашу беседу, разгадаем необычный кроссворд, который расскажет нам о поселениях, реках, областном городе нашего края и в нём найдём название нашего поселения. (слайд ) 

Кроссворд:

  1. Областной центр ЯНАО?
  2. Газодобывающий порт Ямальского района?
  3. Поселение рыбаков, находящееся на берегу Обской Губы?
  4. Река, впадающая в Обскую Губу?
  5. Районный центр полуострова Ямал?

Т

о

р

С

м

Я

а

о

р

б

я

с

С

е

Я

х

а

а

т

п

а

л

л

т

т

е

е

а

и

х

к

а

с

р

а

д

л

е

 

      Ямал – край Земли. Так в переводе с ненецкого языка звучит название полуострова, что дал часть имени Ямало-ненецкому автономному округу. ЯНАО включает в себя: 7 районов (Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Ямальский, Шурышкарский, Красноселькупский). (слайд )

     Ямал – суровый и красивый край, необыкновенный и загадочный, сюда влечен не только путешественников, но и творческих и интересных людей.

      На формирование климата полуострова, влияют многолетняя мерзлота и близость Карского моря. Весна и лето на Ямале – царство Полярного дня, когда солнце сутками не заходит за горизонт. Летняя тундра – это огромный букет различных цветов Арктики. Здесь цветёт багульник, полярный мак, кассиопея, цветут ягодные  кустарники брусника, голубика и морошка. Среди болот, которых на Ямале великое множество, растёт чудесное растение - пушица. Жители Ямала и гости края любуются пушистыми белыми полянами среди летней зелени. В тундре обитает белый медведь, полярный волк, росомаха, белый песец, горностай. В водной стихии гуляет осетр, нельма, муксун, таймень, хариус, пыжьян, щёкур, омуль.  (слайд )

      И, конечно же, нельзя ни сказать об основных ценностях коренных народов Севера. Всем кто проживает на полуострове Ямал, нужно их знать. Что же такое ценности? Основные ценности те, которые человек усваивает с младенчества, с молоком матери. Важно каждому живущему на земном шаре помнить, что каждый народ имеет собственную культуру, в ней заключена основа народного своеобразия. Именно через культуру до нас доходит то, что ценили древние народы.

Основными ценностями жителей Ямала являются:

  • Природа, составляющая родовые угодья и влияющая на жизнь;
  • Предметы и животные, доставляющие средства к жизни (орудия труда, охоты, рыбной ловли, олени, рыба);
  • Чум, жильё, одежда;
  • Род и семья;
  • Традиции предков, заключенные в издревле предписанных правилах жизни и передающиеся через легенды и предания, культы и обряды;
  • Форма отдыха (праздники,  спортивные соревнования, игры и т.д.);
  • Кроме этого, для детей ценностями являются игрушки и игры, через которые они обучаются основным ценностям своего народа.

     И все-таки, главное богатство Ямала – его терпеливые и трудолюбивые люди, самых разных национальностей. Сегодня на полуострове живут  представители более двадцати народов: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, узбеки и другие, проживают наравне с местными жителями – ненцами. (слайд )

      Ненцы – «хасава» (старое название – самоеды, юраки). Ненцы подразделяются на две группы, тундровые ненцы проживают в Ямальском, Тазовском, Приуральском и Надымском районах. Лесных ненцев гораздо меньше, и проживают они в Пуровском районе. Традиционные занятия ненцев в тундре – рыболовство, охота, оленеводство. Но сейчас, время двигается вперед и коренные жители Севера многому учатся. Многие представители, обучаются и заканчивают средние профессиональные и высшие заведения. Из коренных представителей вышло много умных и образованных людей: учителя которые нас учат, врачи которые лечат нас с вами от болезней, писатели произведения которых читаем, художники изделиями которых мы восхищаемся. (слайд )

     Сегодня без главных людей, без представителей власти нам не обойтись, так как они нам с вами, помогают улучшать и строить нашу жизнь.

 Губернатором нашего округа является Дмитрий Николаевич Кобылкин. (слайд )

Главой Ямальского района является Андрей Николаевич Кугаевский. (слайд)

Главой нашего села Сеяха является Игорь Николаевич Окотэтто. (слайд )

      Словами  губернатора ЯНАО,  Д.Н. Кобылкина хочется закончить нашу с вами беседу - «Ямал мы строим для вас. Растите, учитесь, возвращайтесь и воплощайте свои мечты. Совсем скоро вам предстоит думать о будущем и развивать свою Родину».

Литература

  1. «Культура народов Ямала». Учебник 5-7 классов. г.Тюмень 2002г.
  2. «Мой северный край». Разработки внеклассных мероприятий. г.Салехард 2009г.
  1. «Ненцы в истории ЯНАО». В.П.Петрова, Г.П.Харючи. г.Томск 1999г.
  2. «Природа в традиционном мировоззрении ненцев» Г.П. Харючи. г.Санкт-Петербург.2012г.
  3. «Путешествие из Обдорска в Салехард». Н.Шамрай. г.Тюмень 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём»

Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём», посвящённое юбилею ЯНАО проведено с целью воспитание патриотизма,  любви к родному краю,  привития основ здоров...

Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём» - самоанализ мероприятия

Спортивно – познавательное мероприятие  «Мы на Севере живём» - самоанализ...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...