Мы на Севере живём
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Закрепить знания воспитанников о Ямальской земле, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_my_na_severe_zhivem.docx | 297.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа – интернат»
«Мы на Севере живём»
Беседа
Подготовила педагог ИЗО
Белова Светлана Петровна
с.Сеяха
Цель: Закрепить знания воспитанников о Ямальской земле, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт.
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, интерес к своей Родине;
2. Развивать речь, познавательную активность, умение высказывать свои мысли.
Оборудование: на доске изображение кроссворда, слайд презентация.
Ход беседы:
Ведущий. Когда мы говорим «Крайний Север», то подразумеваем покрытый снегом Ямало-Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал. Вначале послушайте произведение Леонида Лапсуя.
1 ученик. «Приезжай».
Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна,
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
2 ученик. Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух.
В тундре - век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолёт,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живёт мой маленький народ,
Жар гостеприимства сохрани,
Обогрет ты будешь без огня!
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему Великому полуострову и узнаем, кто проживают на территории полуострова вместе с нами. Но прежде чем мы начнем нашу беседу, разгадаем необычный кроссворд, который расскажет нам о поселениях, реках, областном городе нашего края и в нём найдём название нашего поселения. (слайд )
Кроссворд:
- Областной центр ЯНАО?
- Газодобывающий порт Ямальского района?
- Поселение рыбаков, находящееся на берегу Обской Губы?
- Река, впадающая в Обскую Губу?
- Районный центр полуострова Ямал?
Т | ||||
о | ||||
р | ||||
С | м | Я | ||
а | о | р | ||
б | я | с | ||
С | е | Я | х | а |
а | т | п | а | л |
л | т | т | е | |
е | а | и | ||
х | к | |||
а | с | |||
р | а | |||
д | л | |||
е |
Ямал – край Земли. Так в переводе с ненецкого языка звучит название полуострова, что дал часть имени Ямало-ненецкому автономному округу. ЯНАО включает в себя: 7 районов (Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Ямальский, Шурышкарский, Красноселькупский). (слайд )
Ямал – суровый и красивый край, необыкновенный и загадочный, сюда влечен не только путешественников, но и творческих и интересных людей.
На формирование климата полуострова, влияют многолетняя мерзлота и близость Карского моря. Весна и лето на Ямале – царство Полярного дня, когда солнце сутками не заходит за горизонт. Летняя тундра – это огромный букет различных цветов Арктики. Здесь цветёт багульник, полярный мак, кассиопея, цветут ягодные кустарники брусника, голубика и морошка. Среди болот, которых на Ямале великое множество, растёт чудесное растение - пушица. Жители Ямала и гости края любуются пушистыми белыми полянами среди летней зелени. В тундре обитает белый медведь, полярный волк, росомаха, белый песец, горностай. В водной стихии гуляет осетр, нельма, муксун, таймень, хариус, пыжьян, щёкур, омуль. (слайд )
И, конечно же, нельзя ни сказать об основных ценностях коренных народов Севера. Всем кто проживает на полуострове Ямал, нужно их знать. Что же такое ценности? Основные ценности те, которые человек усваивает с младенчества, с молоком матери. Важно каждому живущему на земном шаре помнить, что каждый народ имеет собственную культуру, в ней заключена основа народного своеобразия. Именно через культуру до нас доходит то, что ценили древние народы.
Основными ценностями жителей Ямала являются:
- Природа, составляющая родовые угодья и влияющая на жизнь;
- Предметы и животные, доставляющие средства к жизни (орудия труда, охоты, рыбной ловли, олени, рыба);
- Чум, жильё, одежда;
- Род и семья;
- Традиции предков, заключенные в издревле предписанных правилах жизни и передающиеся через легенды и предания, культы и обряды;
- Форма отдыха (праздники, спортивные соревнования, игры и т.д.);
- Кроме этого, для детей ценностями являются игрушки и игры, через которые они обучаются основным ценностям своего народа.
И все-таки, главное богатство Ямала – его терпеливые и трудолюбивые люди, самых разных национальностей. Сегодня на полуострове живут представители более двадцати народов: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, узбеки и другие, проживают наравне с местными жителями – ненцами. (слайд )
Ненцы – «хасава» (старое название – самоеды, юраки). Ненцы подразделяются на две группы, тундровые ненцы проживают в Ямальском, Тазовском, Приуральском и Надымском районах. Лесных ненцев гораздо меньше, и проживают они в Пуровском районе. Традиционные занятия ненцев в тундре – рыболовство, охота, оленеводство. Но сейчас, время двигается вперед и коренные жители Севера многому учатся. Многие представители, обучаются и заканчивают средние профессиональные и высшие заведения. Из коренных представителей вышло много умных и образованных людей: учителя которые нас учат, врачи которые лечат нас с вами от болезней, писатели произведения которых читаем, художники изделиями которых мы восхищаемся. (слайд )
Сегодня без главных людей, без представителей власти нам не обойтись, так как они нам с вами, помогают улучшать и строить нашу жизнь.
Губернатором нашего округа является Дмитрий Николаевич Кобылкин. (слайд )
Главой Ямальского района является Андрей Николаевич Кугаевский. (слайд)
Главой нашего села Сеяха является Игорь Николаевич Окотэтто. (слайд )
Словами губернатора ЯНАО, Д.Н. Кобылкина хочется закончить нашу с вами беседу - «Ямал мы строим для вас. Растите, учитесь, возвращайтесь и воплощайте свои мечты. Совсем скоро вам предстоит думать о будущем и развивать свою Родину».
Литература
- «Культура народов Ямала». Учебник 5-7 классов. г.Тюмень 2002г.
- «Мой северный край». Разработки внеклассных мероприятий. г.Салехард 2009г.
- «Ненцы в истории ЯНАО». В.П.Петрова, Г.П.Харючи. г.Томск 1999г.
- «Природа в традиционном мировоззрении ненцев» Г.П. Харючи. г.Санкт-Петербург.2012г.
- «Путешествие из Обдорска в Салехард». Н.Шамрай. г.Тюмень 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс
Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...
В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?
В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...
Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём»
Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём», посвящённое юбилею ЯНАО проведено с целью воспитание патриотизма, любви к родному краю, привития основ здоров...
Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём» - самоанализ мероприятия
Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём» - самоанализ...
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия
технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....
"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс
Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...