Методическая разработка учебного занятия на тему "Графический портретный рисунок"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Представлен подробный план-конспект учебного занятия по дополнительной общеообразовательной программе "Основы живописи и дизайна". Предназначен для педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_graficheskiy_portretnyy_risunok.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТНЫЙ РИСУНОК»
педагога дополнительного образования
ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга
Космодемьянской Н.Б.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа: Основы живописи и дизайна
Тема учебного занятия: «Графический портретный рисунок»
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный
Цель: приобщение школьников к художественной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать общие представления об особенностях графического портретного рисунка в изобразительном искусстве
- научить поэтапному пропорциональному рисованию головы человека
- научить отражать в портрете индивидуальные (внешние и внутренние) особенности портретируемого;
- ознакомить со средствами передачи объёма в графическом портрете;
- подвести обучающихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств.
Развивающие:
- способствовать развитию графических навыков (распределение светотени на поверхности форм);
- способствовать развитию творческого воображения, памяти, умения анализировать пропорциональные отношения;
- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения;
- способствовать развитию наблюдательности, глазомера, художественного вкуса.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважения к людям, труду;
- содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Материал и оборудование для педагога: компьютер, проектор, проекционная доска, презентация на тему «Графический портретный рисунок», образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников, образцы детских работ из фонда.
Материал и оборудование для обучающихся: листы бумаги, уголь, сепия (на каждого ребенка).
Структура занятия:
1. Организационный момент – 2 минуты (настрой, инструктаж)
2. Актуализация знаний
Средства передачи объёма изображения (работа с обучающимися с применением элементов ТРИЗ) – 5 минут
3. Изучение нового материала – 10 мин
4. Практическая работа – 25 минут (Мастер-класс)
5. Подведение итогов занятия – 3 минуты (выставка работ обучающихся)
Ход учебного занятия:
1. Организационный момент
Цели:
- настроить на восприятие визуальной информации;
- настроить обучающихся на работу в режиме общения и совместной с педагогом практической работы.
Компетенции:
- знать правила поведения на занятии;
- правила организации рабочего места.
Деятельность педагога: Приветствует ребят. Проверяет готовность рабочих мест.
Деятельность обучающегося: Приветствуют педагога.
2. Актуализация знаний
Цель этапа: воспроизвести прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой занятия.
Деятельность обучающихся: Слушают педагога, смотрят демонстрируемый материал, отвечают на вопросы.
3. Изучение нового материала
Цель этапа: сформировать представление о графическом портретном рисунке.
Знания: знать теоретические сведения о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.
Умения: уметь различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.
Методы: словесный (рассказ), наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Деятельность педагога: сообщение темы занятия. Речь педагога в контексте демонстрации слайдов.
Деятельность обучающихся: Смотрят демонстрационный материал. Отвечают на поставленные вопросы.
Педагог: Сегодня мы будем говорить о портрете. Какие бывают портреты, какие бывают лица? Наша задача – научиться изображать портрет соблюдая основные пропорции (соотношение частей) и передавая индивидуальные особенности, характер и настроение изображаемого человека, а также научиться передавать объемную форму изображения.
Вводная беседа
Педагог: Портреты бывают словесные, скульптурные, живописные и графические. И цель создания любого портрета - максимально точно передать образ портретируемого, само слово портрет, в переводе с французского языка, означает «воспроизводить черта в черту» («portrait» — изображение).
Портрет – это и, изображение образа определенного человека, и название жанра изобразительного искусства, посвященного изображению одного человека или группы людей.
В зависимости от размера изображения различают портреты: головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные, во весь рост.
В зависимости от ракурса портретируемого, различают портреты: профильные (вид с боку), «с лица» (en face), в три четверти (поворота в бок).
Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.
Через портрет художник передает свое время.
Портреты принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный характер. В камерном портрете лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя.
Художники создавали портреты живописными средствами и графическими.
Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка дают возможность выявить самое главное, ярко характерное.
Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен. Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики.
Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.
Вопросы к обучающимся:
1. Какие жанры живописи вам известны? В чем особенности портрета?
2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?
3. При помощи каких выразительных средств можно создать графический портрет?
4. Практическая работа
Цель этапа: Закрепить знания об этапах выполнения рисунка и передаче объёма изображения.
Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ.
Деятельность педагога: Мастер класс. Демонстрирует последовательность работы над изображением головы человека.
Объяснение последовательности изображения рисунка (портрета)
Сегодня мы выполним портрет по представлению.
а) Первоначально следует подумать о размещении изображения на листе. Рисунок располагают почти посередине листа, немного выше центра.
б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают овальными, более вытянутыми или округлыми. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало, нужно стремиться отразить в портрете человека его внутренний мир (характер, привычки, настроение и чувства) т.е. придать соответствующее выражение лица. Важно, в мимике, выражении глаз, в жестах увидеть проявление тех или иных черт.
Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания человека.
Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.
в) Объём любому изображению придаёт светотень. Вне зависимости от расположения источника света (освещение рассеянное) углубленные части лица делаем темными, выпуклые оставляем светлыми, находим полутона.
Деятельность обучающихся: поэтапно по образцу педагога выполняют практическую работу в графической технике.
Задание: Выполнить портретный рисунок с натуры в графической технике.
Материал: сепия, уголь.
Педагог: Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том, как передать характер человека, его особенные черты.
5. Подведение итогов занятия
Цель: Обобщить знания по теме «Графический портретный рисунок».
Выставка рисунков Общее обсуждение. Анализ работ.
Заключительное слово: Каждый из вас внимательно вглядываясь в натуру, определив свое видение и понимание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Возможно, не все довольны своими работами, но не расстраивайтесь, вы еще только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только очень этого желать этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык
Методическая разработка урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов I курса СПО (УМК Кузовлев В.П.) направлена на комплексное применение знаний и способов...