Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) на тему

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. В своей статье я хотела бы рассмотреть вопрос  духовно – нравственного развития различными формами и методами художественного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО  ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

     Воспитательные возможности искусства. В чем они? Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство – дух окрыленной жизни, низкое – дух жизни пошлой, злобной. Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующую атмосферу жизни: духовной бодрости или цинизма, великое упование или уныние, любовь либо ожесточение сердца. [4]

   Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. В своей статье я хотела бы рассмотреть вопрос  духовно – нравственного развития различными формами и методами художественного направления.

    Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и  эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. [4]

  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

         Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима  интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

      Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения. В стандарте приведены результаты изучения предметной области «Искусство», они  должны отражать  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры. [3]   Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Попробуем решить данную проблему, используя средства художественно-эстетического направления.

  Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества,  его эстетические взгляды и суждения являются показателями   его духовно нравственного развития. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и  эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

Восприятие (потребление искусства);

Эстетические знания (искусствознание);

Художественная деятельность.

    Я в своей работе для духовно – нравственного развития детей использую все

три вида деятельности. Но хотела бы остановиться более подробно на

художественной деятельности, а именно на коллективной изобразительной

деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует

формированию у учащихся  эстетического, эмоционально-ценностного видения

окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного

мышления, художественного вкуса и творческого воображения,

положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,

понимать и ценить художественное творчество других. Не это ли отмечается в

базовых ценностях духовно – нравственного развития, а так же в федеральном

государственном стандарте? В процессе совместной деятельности на уроках

изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт

эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее

протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и

умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт

участника общения. Богаче становится духовный мир ученика.

На уроках я использую следующие формы коллективной изобразительной деятельности:

* совместно-индивидуальная

* совместно- последовательная

* совместно-взаимодействующая

     Каждая форма имеет ряд принципов организации творческой деятельности учащихся. Каждый участвующий в совместной деятельности выполняя свою часть, знает, что чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма предполагает, что каждый из участников индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Например, на уроке  в 5 классе при изучении темы «Интерьер крестьянской избы» я использую данную форму, результатом которой является коллективная композиция. [2]

     Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Работа происходит по принципу конвейера. Часто такую форму работы я использую при изготовлении декоративных украшений. Совместно – взаимодействующая форма является самой сложной в организации коллективного творчества на уроке. Эту форму еще называют формой сотрудничества. Данная форма предполагает или одновременную работу всех учеников, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности. Поэтому  эту форму я применяю только в старших классах или во внеурочное время на кружках. Например, урок в 7 классе  « Бытовой жар – не только будни, но и праздник». [1]

    Организация коллективной деятельности требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной деятельности необходимо учитывать следующее:

место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;

возрастные особенности учащихся;

посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

    Учащимся  очень нравится работать коллективно. В данном виде творчества развиваются общечеловеческие ценности. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого-то открываются лидерские способности, и, ребята, сами того не замечая, тянутся за этим лидером. Вы сами знаете, как сложно бывает назначить кого - то главным, что бы все остались довольны. Здесь данной проблемы нет. Духовно-нравственное воспитание  школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения в данном случае на уроках искусства. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. На своих уроках я стараюсь  применять различные формы коллективной деятельности. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели.  Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной и творческой деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством  различных форм коллективного творчества. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует сотрудничества детей между собой. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, создание творческих проектов, создание газет по материалам творческих заданий.  В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Умение детей видеть прекрасное - вот залог эстетического воспитанияКак изображен (какие средства выразительности использовал художник), какое настроение, отношение вызывает изображение (весело, смешно, грустно). Очень часто на уроке я использую музыкальное оформление. Когда дети выполняют творческие задания, музыка помогает им легче рисовать. Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному, развитие изобразительной деятельности. В течение всего урока осуществляю индивидуальную помощь, поощряю  детей, положительно оцениваю их усилия. Стараюсь развить у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов, побуждаю эмоционально откликаться на контрастные цвета, формы, фактуры; апробировать разные художественные материалы, уметь анализировать художественные произведения, уметь сопереживать, видеть прекрасное в обычном и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности. Все это вызывает  ряд эмоции у детей. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. [1]

   Подводя итоги работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно - эстетического воспитания (знакомство с искусством, изобразительной деятельностью), использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно эстетическом развитии наших детей должна быть положительная динамика. При соблюдении всего перечисленного, стараюсь свои уроки проводить интересно и творчески. Таким образом, на уроках изобразительного искусства духовно- нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у детей, а именно: духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с  помощью  средств художественно-эстетического направления.

Список используемой литературы

1 Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства

[ Текст ] / В. И. Колякина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002.- 176с.

2. Неменский Б. М. Изобраз.ительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.

3. Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.

4. Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства[Текст] / В. А. Медушевский // Искусствр в школе. – 2009. - №1. – С.50 – 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства

В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в совр...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства

В данном докладе представлен мой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на уроках изобразительного искусства...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...