“Путешествие в сказку Царевна-лягушка”
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме
Конспект занятия разработан на основе учебного пособия "Народное искусство в воспитании дошкольников" под редакцией Комаровой Т.С. Цельзанятия - активизация творческой деятельности воспитанников, увлечение их искусством, "оживление" образовательного процесса. проводится в игровой форме. в процессе занятия закрепляются навыки коллективной изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frolova_tsarevna_lyagushka.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия во2классе
по формированию
эстетического восприятия сказки
воспитатель Фролова Татьяна Валентиновна
ОГКОУ "Родниковская коррекционная
школа-интернат "
Аннотация: конспект занятия “Путешествие в сказку Царевна-лягушка” разработан на основе учебного пособия “Народное искусство в воспитании дошкольников” под редакцией Комаровой Т.С. Цель занятия по формированию эстетического восприятия сказки - активизация творческой деятельности воспитанников, увлечение их искусством, «оживление» образовательного процесса. Проводится в игровой форме. В процессе занятия закрепляются навыки коллективной изобразительной деятельности.
Тема: “Путешествие в сказку Царевна-лягушка”
Цель: Развивать эстетическое восприятие сказки.
Задачи.
Образовательные:
- Учить понимать содержание сказки и отражать свои впечатления в творческой деятельности.
- Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки работы по созданию коллективного сказочного панно.
- Совершенствовать приемы работы со смешанными материалами.
Воспитательные:
- Поощрять самостоятельность и творчество в воплощении замысла.
- Воспитывать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные.
Проявлять интерес к изучению новой темы “Создание коллективного панно по сказке”.
Познавательные.
Делать выводы о результатах совместной работы группы и воспитателя.
Коммуникативные.
Оформлять свои мысли с помощью изобразительных материалов.
Предметные.
Выбирать алгоритм работы. Самостоятельно выбирать материалы для работы.
Предварительная работа:
1. Чтение и прослушивание аудиозаписи сказки «Царевна-лягушка», обсуждение.
2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Свободное рисование на данную тему.
4. Создание силуэтных изображения героев сказки.
Оборудование и материалы:
1. Цветная бумага, салфетки, природный материал.
2. Ножницы.
3. Клей, кисти.
4. Восковые мелки, гуашь, фломастеры, гель “Блеск”, пластилин, глистер, паетки.
5. Демонстрационный материал: шкатулка, клубок, медальоны красного, синего, зеленого цвета; иллюстрации к сказке, силуэтные изображения героев сказки, выполненные детьми.
6. Аудиозапись “Там, на неведомых дорожках”.
7. Мольберт, магнитофон.
Ход занятия.
Эмоциональный настрой: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся. Какое у вас настроение? Хорошее! Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас целый день!
Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир русской народной сказки. (Звучит музыка “Там, на неведомых дорожках”, дети занимают свои места, на мольберте иллюстрации к сказке «Царевна лягушка”)
- Ребята, в какую сказку мы попали? Почему вы так решили? Кто изображен на иллюстрациях? (ответы детей)
-Да, вы правы, мы снова в гостях у царевны-лягушки. Кажется, начинаются чудеса! Посмотрите, на столе появилась шкатулка, от кого она, что в ней? (показ шкатулки, звучит аудиозапись обращения лягушки к детям).
-Здравствуйте, ребята! Ква-ква! Мне нужна ваша помощь! Кощей Бессмертный напустил на мою сказку злые чары и все в ней перепутал. Помогите, придумайте что-нибудь…
-Лягушка попала в беду, нужно ей помочь. Подумайте, что можно сделать для того, чтобы все в сказке вернулось на свои места. Как мы можем помочь Царевне-Лягушке? (подвести к выводу, что нужно вспомнить события в сказке по порядку, так как они происходили и воссоздать их на бумаге в виде коллективного панно).
-Чтобы в сказке все встало на свои места, нужно вспомнить все события, которые происходили в ней по порядку и с помощью изобразительных материалов всем вместе создать сказку на бумаге.
-Проверим, как вы знаете содержание сказки. Как звали главную героиню? Верно, Царевна-лягушка. А я знаю о ней стихотворение, повторяйте за мной (предлагаю детям встать).
Физкультминутка.
Кощеем заколдована (руки над головой, наклоны вперед)
Иваном очарована (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Зеленая подружка – Царевна-лягушка (имитация движений лягушки)
-Вспоминать сказку нам поможет волшебный клубочек, у кого в руках он окажется, тот и будет отвечать. Будьте внимательны.
-Где жил Иван-царевич с братьями? Как вы выглядело царство-государство? Какие цвета можно использовать, чтобы его нарисовать?
-Что произошло с Иваном-царевичем после того, как он выпустил стрелу из лука? Где он встретил лягушку? Опишите это место. Что есть на болоте? Какие цвета нужны, чтобы его изобразить?
-Какой стала лягушка? Как ее звали?
-Что было дальше? Почему Иван потерял свою жену?
-Кто помог Ивану искать Василису? Где он встретил Бабу-Ягу? Где он встретил медведя?
-Где Иван встретил щуку? Какого цвета вода в море?
-Где была спрятана смерть Кощея? Как выглядит его замок? Каким вы представляете могучий дуб?
-А как закончилась сказка?
-Молодцы, хорошо знаете сказку! И смогли так красиво ее описать! Это значит, что мы можем приступать к созданию панно по сказке. Лягушка приготовила для вас сюрприз – волшебные медальоны, которые помогут в работе.
-Тем, у кого медальоны красного цвета, я предлагаю заняться изображением царства-государства.
-У кого медальоны синего цвета приглашаю изобразить болото и синее море.
-У кого зеленые медальоны изобразят лес, в котором рос большой дуб и царство Кощея (дети самостоятельно осуществляют выбор медальенов и делятся на подгруппы по виду выполняемой работы).
Коллективная творческая работа.
- Ребята, пришла пора помочь Царевне-Лягушке!
- Внимание! Чтобы наша работа получилась действительно сказочной, нужно заколдовать изобразительные материалы. Произнесем волшебные слова:
Карандаши, краски, кисти, (взмахи руками)
Помогите, сказку рисовать начните!
(Дети приступают к самостоятельной работе. Обсуждение приемов работы. Оказание необходимой помощи. Побуждение к проявлению творческой фантазии. Напоминание о правильном положении тела во время работы, о правилах работы с ножницами).
- Расскажите, пожалуйста, какими способами можно изобразить царство, сказочное болото, синее море? (Кочки можно сделать из смятых бумажных салфеток; деревья, кусты, волны – скрученные жгутики, сухие листья и цветы; елочки - оригами, камни – сделать из пластилина, и т.д. Для придания большей колоритности работам, предлагаю некоторые объекты покрыть гелем “Блеск” и украсить паетками или глистером).
-Ребята, помните, что от нашей работы зависит порядок в сказке! (напоминаю, что располагать изображения нужно в той последовательности, в которой происходили события в сказке)
-Ребята, какими персонажами можно дополнить нашу работу, куда вы их поместите? (подвожу к выводу, что это заранее изготовленные детьми персонажи сказки, которых они размещают на панно)
-Василису-Премудрую с Иваном-царевичем поселим в царство-госсударство.
-Кощея – в замок.
-Лягушку – на болото.
-Медведя - в лес.
-Бабу-Ягу в избушку на курьих ножках.
-Щуку – в синее море.
-Сундук поместим на могучий дуб.
-Все на своих местах? Ничего не забыли? Все расположено по порядку? Кажется, наша работал готова!
Итог занятия.
Звучит торжественная музыка. Царевна-Лягушка (аудиозапись) благодарит детей за помощь.
-Спасибо, ребята за вашу работу! Теперь мы с Иваном-царевичем будем жить в нашей сказке долго и счастливо! Вы молодцы!
-Ребята, вы сегодня очень постарались на занятии, хорошо выполнили все задания. Хотелось бы узнать, что вам понравилось и почему? Удалось вам выполнить просьбу Царевны-Лягушки? Вы смогли навести порядок в ее сказке?
Рефлексия. «Круг прощания».
Дети стоят в кругу, у педагога сердечки трёх основных цветов: красные, жёлтые, синие.
- Кому занятие очень понравилось и всё удалось, берут красные сердечки, кому не очень – жёлтые, а кому не понравилось на занятии – синие.
(Обращаю внимание на интересные творческие находки детей, благодарю за выполненную работу и предлагаю использовать изготовленное панно для показа настольного театра по сказке)
Список используемой литературы.
Народное искусство в воспитании дошкольников. Учебное пособие. Гриф МО., 256с.,2005 Под. Ред. Комаровой Т.С.
- Коллективное творчество дошкольников. Учебное пособие. Гриф МО.128с.,2005 Комарова Т.С., Савенков А.И.
О. А. Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством.
“Коллективное творчество дошкольников”. Конспекты занятий. ГрибовскаяА.
“Занятия по прикладному искусству”. 5-7 кл. Работа с соленым тестом, аппликация из ткани. Лоскутная техника, рукоделие из ниток.
- Гурбина Е. А.
- Копцева Т.А. "Природа и художник" (Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов). - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
И. В. Новикова “Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон”.
- “Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе”. Учебное пособие.160с.,2005г.
- И.Я. Лыкова “Изодеятельность и детская литература”. Мир сказки
- И.Я. Лыкова «Неужели из бумаги?» издательство "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА"
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
- Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». Г.Н. Давыдова. «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
- Рисунок и живопись. Полный курс: Хейзл Гаррисон — Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.
- Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
- Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
- Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия [Текст] / Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. - 1991, № 3. - С.51 - 56.
- Панов В.П. Иллюстрация в книге [Текст] / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.
- Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] /Т.С. Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
- Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки,выступления [Текст] / Сост., запись, коммент. В.Глоцера. - М.: Книга, 1987.
- Шклярова, М. Учить детей рисовать легко и весело [Текст] / М. Шклярова//Дошкольное воспитание.- 1995. -№ 8 - с. 56-63.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Избранные искусствоведческие труды. [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Советский художник, 1981. - 265 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка "Царевна-лягушка" в 5 классе
данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе...
Открытый урок литературы в 5 классе "Путешествие в сказку "Царевна-лягушка"
Т тема: " Путешествие в сказку "Царевна-лягушка" цели:- упражнять детей в составлении задач по картинкам, учить их правильно формулиров...
Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"
Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...
Урок литературы в 5 классе. Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
Знакомство с содержанием сказки "Царевна-лягушка"; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....
Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
Знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....
Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"
В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...