Урок литературы в 5 классе. Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
методическая разработка по литературе (5 класс)
Знакомство с содержанием сказки "Царевна-лягушка"; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Класс: 5
Тема урока: Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы работы: беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, кластер
Цел урока: знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы
Технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения
Межпредметные связи: живопись
Планируемые результаты:
предметные | метапредметные | личностные |
научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты | -коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; - регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа; - познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | формирование ценностного отношения к происходящим событиям |
Ход урока
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
– Что такое сказка?
- Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
(Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)
III. Постановка учебной задачи
— Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».
IV. Создание проблемной ситуации
- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).
- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?
V. «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»
1). Беседа
- Как надо пересказывать или читать сказку?
(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)
2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова
(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)
VI. Первичное закрепление
- Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка?
VII. Динамическая пауза. Физкультминутка
VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа
- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.
IX. Работа с репродукциями
Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).
- Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?
- Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?
X. Составляем кластер (работа в парах).
- Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.
(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)
XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)
- Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.
- Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?
(Добро победит зло)
- Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?
XII. Домашнее задание
- Перечитайте сказку.
-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.
- Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).
- Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"
Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники" УМК В.Я. Коровина
Подробный план-конспект урока литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Тема урока "Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники"....
Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
Знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....
Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"
В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...
Конспект урока.Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники Предметные: знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, ид...