Синие цветы Гжели
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок познакомит обучающихся с гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinie_tsvety_gzheli.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Синие цветы Гжели»
Базовый учебникФГОС: по программе «Изобразительное искусство» 5 кл. под руководством Б.М. Неменского
Цели и задачи:
- Предметные:
Познакомить обучающихся с гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
- Метапредметные:
Формировать навыки росписи;
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
- Личностные:
воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся: словесные, объяснительно – иллюстративные, наглядно – слуховые, метод наблюдения за , репродуктивные.
Оборудование и материалы:
- Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
- Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
- На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
- Художественные материалы.
- Презентация “Гжель”.
План урока:
- Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.
- Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
- Постановка художественной задачи.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, анализ работ.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Содержание этапа | |
Деятельность ученика | Время (в мин.) | |||
1. | Этап мотивации Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. |
| Учащиеся приветствуют учителя | 2мин. |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель: сформулировать цель и тему урока. Учащимися | На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу. Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём вы мне скажите сами, послушав стихотворение. Слайд 1 Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы, Неведомой красы, Деревня в Подмосковье, Прославилась теперь, Известно всем в народе, Ее название– Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой. Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку Легко перенесла! Слайд 2 Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Слайд 3 На уроке мы познакомимся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. | О посуде, о гжельской керамике. | 3мин. |
3. | Изучение нового материала | Слайд 4 Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим людям. - Как вы думаете для чего он был необходим? В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы и т.д. Форма была то простая, то замысловатая. - Вы, наверное, обратили внимание на доску. Слайд 5 Здесь даны понятия: Керамика – это глиняная посуда. Слово произошло от греческого керамос, что означает глина Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. А вот фарфор – тонкий, звучный – делают из необыкновенно белой глины. Фаянсовая посуда – это изделия из белой глины. Слайд 6 Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Слайд 7-9 Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. Слайд 10- 11 Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Слайд 12 - 14 Сегодня объединение "Гжель" – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Слайд 15 Кувшины и кружки – Быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – Глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и творенье – Русская звонкая гжель Слайд 16 Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.
Слайд 17 Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Слайд 18 -Технология промысла Слайд 19 Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Слайд 20- 22 Самый излюбленный узор – гжельская роза Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. | 15мин. | |
4. | Физкультминутка | Слайд 23 | 2мин. | |
5. | Первичное осмысление и закрепление материала | Слайд 22, 24 Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”. | Ребята выполняют приёмы работы кистью | 5мин. |
6. | Постановка учебной задачи (Практическая часть) | Затем предлагает выполнить эскиз гжельской расписной керамики. | Ребята самостоятельно выполняют эскиз гжельской расписной керамики | 15мин. |
7. | Анализ работ | Учитель комментирует работы | Учащиеся оценивают сами свои работы | 1 мин |
8. | Итог урока, рефлексия. | Слайд 25 (ребята выходят с выполненными работами) Ребята, продолжите фразы «Я знаю…», «Мне понравилось…» | Ребята выходят к доске с выполненными работами и продолжают фразы «Я знаю…», «Мне понравилось…» | 1мин. |
7. | Домашнее задание | Объяснение домашнего задания | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание | 1мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку ИЗО "Сказочные цветы Гжели"
"Сказочные цветы Гжели"-презентация о народном промысле,об истории его существования.Присутствует материал об элементах росписи и красочные иллюстрации....
методическая разработка"синяя сказка Гжели"
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.Задачи:· учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и у...
Презентация "Синие цветы Гжели"
Презентация может быть использована в пятом классе в разделе "Связь времен в народном искусстве" по программе Б.М. Неменского....
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
Данный урок разработан по изобразительному искусству в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Предмет ведётся по программе Б.М. Неменского....
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели" по программе Б.М. Неменского....
Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»
Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»...
Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"
Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"...