«Жанры в изобразительном искусстве. Историческия жанр» (презентация)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Методическая разработка урока в рамках конкурса "Мой лучший школьный урок"
Включает конспект урока для 7 класса по теме "Жанры изобразительного искусства. Исторический жанр", презентацию, игру с заданиями, ответами на эти задания, таблицей результатов для проверки выполнения задани игры и кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Жанры в изобразительном искусстве. Историческия жанр» | 1.87 МБ |
«Жанры в изобразительном искусстве. Историческия жанр» (конспект урока) | 49.5 КБ |
Игра. Задания. | 53 КБ |
Игра. Ответы. | 47 КБ |
Игра. Результаты. | 33 КБ |
Кроссворд. | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №879
(ГБОУ Школа № 879)
Конспект урока
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
в 7 классе
по теме: «Жанры в изобразительном искусстве. Историческая жанр».
Подготовила: учитель изобразительного искусства
Зеличенко Лариса Евгеньевна
Москва
20115г.
Жанры в изобразительном искусстве. Исторический жанр.
Цели урока:
- продолжить формирование представлений об искусстве и культуре Европы и России. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениями искусства исторического и бытового жанра.
- систематизировать знания учащихся о жанрах и их видах изобразительного искусства;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
- укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, история).
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Ожидаемый учебный результат:
Предметный: расширяют представления о многообразие жанров в изобразительном искусстве.
Метапредметные: понимают учебную задачу, ведут диалог и отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свои и чужие работы.
Личностные: мотивация и интерес к культуре прошлых веков, к методам творческой работы.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование и материалы
Презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве»
Иллюстрации.
Раздаточный материал: кроссворд
План урока
Организационный момент.
Этап «Актуализация, мотивация, проблематизация:
- Цветные рисунки и фото – на стенде
- Презентация – учителя
- Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительные особенности.
- Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова на примере картины «Утро стрелецкой казни».
Проблематизация – (рассмотрите и сопоставьте, ответьте на вопросы: жанры, темы картин, др ……)
Этап «первичное закрепление знаний»
- Игра - тест.
- Задания с выбором правильного ответа на смарт – доске,
- решение кроссворда
Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.
Ход урока
Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Невозможно создать историческое полотно без глубоких знаний истории, без умения раскрывать, понимать и обобщать сущность изображаемого исторического события.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР - один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил.
Изображение исторических событий долгое время связывалось с мифами, фольклорными и религиозными легендами.
Исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.
В исторической картине всегда просматривается авторская позиция.
Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований. Каждая картина В.И.Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и др. – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
Сегодня мы познакомимся с творчеством художника на примере картины «Утро стрелецкой казни».
Картина рассказывает о борьбе молодого Петра I за престол.
Итак, конец 17 века. В России сложное и противоречивое время. Московский бунт стрельцов 1682 года, стрелецкое восстание 1698 года и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Пётр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о власти, чувствуя недовольство стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье. В полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера того времени.
Самого Петра мы видим в правой части картины, окружённого свитой молодых дворян и иностранных гостей. Он верхом на коне. Взор его суров и решителен, как молния пронзает всё пространство полотна.
Встречает этот взгляд не менее смелым взор казака, стоящего на повозке. Словно две острые шпаги скрещиваются эти взгляды. Главным героем картины художник восхищён. Перед лицом смерти этот человек остаётся верным своим взглядам, он не сломлен, не побеждён.
Композиция картины помогает лучше почувствовать напряжение момента. Художник выбрал горизонтальный формат полотна. Специально опустив верхний край картины, он как бы обезглавливает любимый народом храм Василия Блаженного. Суриков нарочно прибегает к исторической неточности дважды: никогда на Красной площади не казнили, да и казнь стрельцов была не через повешение, но это помогает большей выразительности сюжета.
Вопросы учителя.
Ответьте на вопросы, рассматривая картину и фрагменты.
- Какими звуками наполнена картина?
- Какие детали показывают раннее утро?
- На какие два противоборствующих лагеря поделены герои картины?
- Кто главный герой картины?
- На чьей стороне художник?
Тревожный пейзаж осеннего утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная толпа заполнила площадь. Скоро начнётся казнь. В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. Этот человек не сломлен. В нём нет ни страха, ни смирения.
Образ рыжебородого стрельца Суриков искал долго. «Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убеждённостью смотрит стрелец на царя. В пересечении взглядов – непримиримость столкнувшихся сил. Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с плотно сжатым ртом.
Мглистый сумрак раннего утра в котором еще виден свет горящих свечей, создаёт образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщённо выражающая смысл исторической минуты –«Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни».
Ничего от себя, всё с натуры – это неизменный принцип творчества Сурикова.
Заключение:
Историческая картина не может родиться без трудоёмкой подготовительной и поисковой работы. Каждая деталь в картине – явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипов для своих полотен в реальной жизни.
Игра – тест.
Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- С каким жанром живописи вы сегодня познакомились?
- О творчестве какого художника мы говорили на уроке?
- Кто является главным героем картин В.И.Сурикова?
- Какие личности привлекают внимание художника?
- Какие темы для картины вы бы предложили В.И. Сурикову из современной истории?
Ребята делятся творческими планами.
Вы сегодня потрудились на славу, отвечая устно, подбирая необходимые слова, размышляя о композиции, отвечая на вопросы, решая кроссворд.
Домашнее задание:
На следующий урок принесите простой карандаш и альбом для выполнения поисковых эскизов к вашей исторической картине. Подумайте, какой момент истории родной страны вас интересует больше всего, какие костюмы, вооружение, бытовые предметы, архитектура характеризуют это время. Подберите иллюстрации на эту тему.
Наш урок закончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
ИГРА
Задания.
1 задание (обведите кружочком правильный ответ) | |||
Назовите жанр изобразительного искусства. | Р А З М И Н К А | В.И. Суриков «Взятие снежного городка». | А. Исторический жанр. Б. Бытовой жанр. |
В.И. Суриков «Меншиков в Берёзове» | А. Бытовой жанр Б. Исторический жанр В. Портрет | ||
И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» | А. Исторический жанр. Б. Бытовой жанр. | ||
И.Е.Репин «Не ждали» | А. Бытовой жанр. Б. Исторический жанр. | ||
К.П.Брюллов «Всадница» | А. Бытовой жанр. В. Исторический жанр Б. Портрет | ||
2 задание (впишите правильный ответ) | |||
Назовите жанр изобразительного искусства. | А | В.А.Серов «Мика Морозов» | |
Б | В.А.Серов «Заросший пруд» | ||
3 задание (впишите правильный ответ) | |||
Фамилия художника | Название картины | ||
Знаете ли вы художников | А | ||
Б | |||
4 задание (впишите правильный ответ) | |||
Назовите | А | ||
Б | |||
В | |||
Г | |||
Д | |||
5 задание | |||
Решите | |||
6 задание. | |||
Создайте из готовых деталей фигуру человека в движении, например: ПРЫГАЮЩЕГО, ТАНЦУЮЩЕГО, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ СПОРТОМ… |
Предварительный просмотр:
ИГРА
Задания.
(ответы)
1 задание (обведите кружочком правильный ответ) | |||
Назовите жанр изобразительного искусства. | Р А З М И Н К А | В.И. Суриков «Взятие снежного городка». | А. Б. Бытовой жанр. |
В.И. Суриков «Меншиков в Берёзове» | А. Б. Исторический жанр В. | ||
И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» | А. Б. Бытовой жанр. | ||
И.Е.Репин «Не ждали» | А. Бытовой жанр. Б. | ||
К.П.Брюллов «Всадница» | А. В. Б. Портрет | ||
2 задание (впишите правильный ответ) | |||
Назовите жанр изобразительного искусства. | А | В.А.Серов «Мика Морозов» | Портрет |
Б | В.А.Серов «Заросший пруд» | Пейзаж | |
3 задание (впишите правильный ответ) | |||
Фамилия художника | Название картины | ||
Знаете ли вы художников | А | А.Г.Веницианов | «На пашне. Весна» «На жатве. Лето» |
Б | П.А.Федотов | ||
4 задание (впишите правильный ответ) | |||
Назовите | А | графика | |
Б | скульптура | ||
В | архитектура | ||
Г | ДПИ | ||
Д | живопись | ||
5 задание | |||
Решите | |||
6 задание. | |||
Создайте из готовых деталей фигуру человека в движении, например: ПРЫГАЮЩЕГО, ТАНЦУЮЩЕГО, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ СПОРТОМ… |
Предварительный просмотр:
По горизонтали:
- Пластичный материал для работы начинающего скульптора
- Работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости.
- Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.
- Работа, выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки.
- Инструмент живописца.
- Изображение человека.
- Изображение природы.
- Жанр, в котором главные герои – предметы.
- Работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости.
По вертикали:
- Морской пейзаж
- Юмористическое изображение, в котором изменены и подчёркнуты характерные черты человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
Жанры в изобразительном искусстве
Презентация знакомит учащихся с понятием "жанр" в изобразительном искусстве. Дети знакомятся с историческим, мифологическим, батальным, бытовым и другими жанрами....
Жанры в изобразительном искусстве.
Для уроков ИЗО в 3 классе по программе Л.Савенковой и Е.Ермолинской для показа на интерактивной доске презентация знакомит с жанрами и художниками, работающими в различных жанрах, тест для закрепления...
Презентационный материал к уроку искусства по теме "Бытовой жанр в изобразительном искусстве" (в 4-х частях)
Презентационный материал к уроку искусства по теме "Бытовой жанр в изобразительном искусстве" (в 4-х частях)...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"
В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...
- Мне нравится (1)