Конспект урока по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ларина Татьяна Владимировна

конспект урока по изобразительному искусству на тему : . Народные тенденции в современной моде. Стиль Мода. Пуантилизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_moda_stil.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС  

Тема:    «Народные тенденции  в современной моде»

Мода, стиль, пуантилизм

Преподаватель изобразительного искусства - Ларина Татьяна Владимировна

Цели урока:

Образовательная –  Исследовать историю моды  и сформировать представление о народных тенденциях  в  стилях современной моды.  Познакомить с техникой пуантилизм.

 

Воспитательная – Продолжить прививать  интерес  и уважение к   искусства народного творчества,   применяя умения и навыки работы с художественными  материалами,   соблюдать правила этикета, принятых в обществе.

 Развивающая - развивать творческие способности, логическое мышление, внимание,  развивать имеющиеся  умения и навыки на практике.  

Словарь:   мода, стиль, пуантилизм.

Методы проведения урока:  исследование, пробленные ситуации, беседа, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.

Объекты труда:     презентация,  проектор, экран, карточки с эскизами брошек, предметы выполненные в технике пуантилизм (тарелка, картины)

Межпредметные связи:   обществознание, история, МХК

Материально-техническое оснащение:  заготовки брошек, сделанные из солёного теста, альбомные листы бумаги, цветные контурные краски, гелиевые ручки, фломастеры,  клей, различные украшения для брошек, схемы.

Ход урока:

  1. Орг. Момент – Проверка готовности к уроку

 

  1. Вводная часть урока

1 слайд  Учитель:-  «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов) 

 -  Как вы думаете, какая тема нашего урока?  - Мода.

2 слайд

-  Наша тема урока: «Народные тенденции в современной моде». Мы исследуем историю моды. Познакомимся  со  стилями в современной моде и выполним работу в технике пуантилизм.

  1. Объяснение новой темы:  

- Исследовать историю моды мне нужна ваша помощь (учащиеся читают слайды)

2 слайд     

На заре человечества, для защиты от холода   Первобытные  люди носили звериные шкуры или одежду, которую и одеждой - то в нашем понимании можно назвать весьма условно.  

 -   Была ли тогда мода - на волчьи шкуры, к примеру, или более изысканные леопардовые?    (Ответ)

 3 слайд     

В древней Греции   Одежда   состояла из куска материи, обертывавшего фигуру  и   поддерживалась одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.

 4 слайд  

В  Средневековье внимание сосредоточивается главным образом на покрое платья и на красивом сочетании цветов.

5 слайд

В эпоху Ренесансса в 16 веке господствующим стал чёрный цвет, так понравившийся Испании, «в которой никогда не заходило солнце».

6 слайд

В эпоху Барокко 17 веке модными были    драпировка,    учитывался свет, тень, блеск, движения и общую индивидуальность  того, кто её носит.

7 слайд

 В 18 веке мода рококо ввела новые материалы: шелк и кружева, которые заменили бархат и металл.

8  слайд

В 19 веке в эпоху Ампира мода стала строгой и скромной.

9 слайд

  - Вот и подошли к нашим дням. А что модно носить сегодня? -  Модно всё, что придумано нашими предками.

    -  Правильно в 20 и 21 веках мода наполнена богатым  культурным наследием.      Шотланская клетка, стиль гаучо, кантри, и даже  русские, татарские    вышивки и аксессуары,  создаваемые веками не выходят из  современной моды,   и каждая  эпоха отражается  в модных направлениях.

 11 Слайд

- Поэтому в наше время сложились стили в моде,   которых в наше время очень много.   Я бы  выделила более яркие  и востребованные сейчас в 21 веке.

-  Стиль – (от греческого - заостренная палочка для письма по воску)  когда писали  палочкой у каждого человека вырабатывался свой почерк, своя манера письма. Поэтому стиль - это  отличительная черта       идей  и  художественных   произведений автора. А  Мода – это  вечное стремление к «идеалу красоты» существующее в определенный период истории.  Давайте в этом убедимся.

  12 Слайд

Классический – строгий, деловой, элегантный; почти не меняющийся веками,  Одежда соответствует естественным пропорциям фигуры человека, приемлема для любого возраста, телосложения, получившая название «английский стиль», стиль «Шанель». Она наиболее сложна в исполнении, создание её требует от мастера высокой профессиональной культуры и тонкого вкуса.

13 Слайд

 Спортивный -    характеризуется свободой формы, удобством в движении, подчеркивает подтянутость, стройность, спортивность фигуры. Вычурные отделки и украшения здесь не уместны, но используется разнообразная фурнитура (замки, пуговицы, кнопки и т.д.), применяются всевозможные отделки.

14 Слайд

«Фэнтази» или романтический – одежда нарядная, экстравагантная, подчеркивает женственность и обаятельность. Отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружево, гипюр, воланы, рюши, оборки). 

15 Слайд

Авангардный – необычные пропорции и детали, порой абсурдные, яркая образность и

выразительность, формирует новые модные тенденции.  

16 Слайд

 Смешанный -  XXI век – век смешения. Сегодня стирают границы и создаются новые творения. Классика и хиппи, вамп и панк, гламур и спорт – чего только не увидишь на городских улицах. Мешаем все.

Сейчас многие художники определяют «свои» стили, например: консервативный, экстравагантный, драматический, загадочный, женщина – вамп и другие.

17 Слайд

Ну и стоит замолвить словечко об   антимодных стилях. Они идут наперекор основным тенденциям, вызывающие, дерзкие, как непослушные подростки, доказывают всему миру моде свое право на существование. И доказали же! Сначала хиппи, потом панк, а позже гранж. Все эти стили избавились от приставки « анти» и по сей день радуют своих поклонников новыми коллекциями.  

18 Слайд

Фаворит  среди стилей Этнографический  или Этнический стиль   основан на традициях своего народа и отображение их на одежде нашего времени.

-   Какие признаки присущи одежде в этническом стиле?  -   Очень часто одежда украшается разноцветными шнурками, резными деревянными   пуговицами, орнаментом,     по-восточному роскошным,   по-индийски ярким,   геометричным по  африкански, нежным   по азиатски.  

19 Слайд

- Очень популярны и украшения в этническом стиле. Это могут быть разнообразные брошки, заколки для волос, бусы  

- Подчеркнуть стиль и  создать образ  в  этническом стиле  поможет знакомство с одной техникой пуантилизм. 

20 Слайд

Пуантилизм (фр. Pointillisme - «точечность», фр. point — точка    возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера росписи точками.  Многие критики того времени считали, что  этот метод письма   превращал  работу художника в скучное механическое нанесение мазков. Но как видно   это было совершенно не так.   Изделия художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками». 

4.   Закрепление нового материала постановка проблемной ситуации.

- Как же эту технику связать с нашей темой урока?  - Она похожа на вышивку бисером или жемчугом в народных костюмах разных народов.  

- В каком современном стиле моды применяется эта техника? -  В этническом стиле.

- Что можно украсить техникой пуантилизм?  - Украшения и аксессуары  в  одежде  и в интерьере.  

21  Слайд   (показ работ)

      Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться на Руси только в XV столетии. Его привозили   из Венеции.   Им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора.   Начиная со времени царствования Петра I  произошел  отказ   общества от национальной одежды.   

22 Слайд

Сейчас очень модно в точечной технике расписывать всякие бутылки, тарелки, шкатулки и прочую домашнюю мелочь. Смотрится очень красиво.

  1. Практическая работа

  23  Слайд

-  выполнение в технике пуантилизм брошки современными красками – контурами. Также  можно выполнить работу и фломастерами гелиевыми ручками. Основное правило выполнить орнамент точками на заготовке брошки. Выполняя рисунок орнамента,  вы  можете воспользоваться готовыми схемами.

  

  1. Подведение итогов: закрепление, анализ допущенных ошибок, оценка проделанной работы, уборка рабочих мест
  2.  Домашнее задание: Подумать,  какими сведениями  можно дополнить полученный материал урока, чтобы получилась  исследовательская – проектная работа.  

Самоанализ

      Урок по теме  «Народные тенденции в современной моде »  в 5 классе соответствует учебному плану программы  Б..Неменского, которая ставит основной целью в образовании школьников формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Цели урока:

Образовательная –  Исследовать историю моды  и сформировать представление о народных тенденциях  в  стилях современной моды.  Познакомить с техникой пуантилизм.

 Воспитательная – Продолжить прививать  интерес  и уважение к   искусства народного творчества,   применяя умения и навыки работы с художественными  материалами,   соблюдать правила этикета, принятых в обществе.

 Развивающая - развивать творческие способности, логическое мышление, внимание,  развивать имеющиеся  умения и навыки на практике.  

Словарь:   мода, стиль, пуантилизм.

Методы проведения урока:  исследование, пробленные ситуации, беседа, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.

Объекты труда:     презентация,  проектор, экран, карточки с эскизами брошек, предметы выполненные в технике пуантилизм (тарелка, картины)

Межпредметные связи:   обществознание, история, МХК

Материально-техническое оснащение:  заготовки брошек, сделанные из солёного теста, альбомные листы бумаги, цветные контурные краски, гелиевые ручки, фломастеры,  клей, различные украшения для брошек, схемы.

     Тип урока: комбинированный - урок изучения нового материала с элементами исследовательского, и проблемного урока и урока формирования умений и навыков.

 Форма организации деятельности: индивидуальная. По типу это -   урок применения навыков и умений, по виду – урок творчества.

Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества, т.к. содержало элемент неизвестности  и могло  иметь   несколько подходов (выбор элементов).

Этот вид  урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся.  При этом я использовала индивидуальную форму организации деятельности, т.к. при этой форме развивается творческая активность, самостоятельность,  проверяется и оценивается работа каждого ученика.

 Для достижения наилучших результатов я выбрала следующую структуру урока:

  1. Организационный  этап: проверка готовности к уроку  
  2. Вводный этап,  мобилизирующее начало  урока,  постановка проблемного вопроса с последующей дискуссией (обсуждение высказывания). Это вызывает интерес школьников, интригует, что в  итоге  на данном этапе урока послужило мотивацией к активной деятельности.  В ходе обсуждения,  самостоятельно подошли к теме  урока- « Народные тенденции в современной моде  ».

На данном этапе урока был частично  применен метод проблемного обучения.

 

  1. Следующий этап урока  знакомит  учащихся с  историей моды её особенностями и составляющими элементами. Мотивационным приемом служит использование   презентации по теме « История моды» для  исследования  нового материала. В презентации применены:   Слайды с  названием  исторических эпох,  краткими характеристиками. Данный материал тесно связан с темами по истории в 5 классе. Это экономит время учителя и место на рабочей доске, а также вызывает интерес учеников, что опять служит мотивационным приемом. Я убеждена, что  одним  из  лучших  способов  развития  творческих  способностей  у  учащихся  является формирование  образного  восприятия, на основе которого   создается художественный образ. Именно поэтому яркости наглядности, я бы сказала «сочности» должно быть много. И конечно же словесный и наглядный методы  должны дополнять друг друга, что я  и сделала  на этом этапе урока. 
  2.  В следующей части объяснения темы урока   Поставленный мной проблемный вопрос «А что модно в наши дни?» заставляет учащихся   самостоятельно обобщать полученные знания  в игровой и частично исследовательской форме. Презентация на тему: « Стили в современной моде» доказывает тот факт как велико наследие наших предков в декоративно-прикладном искусстве. Учащиеся знакомятся с  современной точечной техникой  - пуантилизм и разнообразием её применения. Задача данного этапа состоит в том, чтобы пробудить желание проанализировать свой гардероб и создать в точечной технике ещё что-нибудь. Метод обучения на данном этапе: информационно-рецептивный (рассказ учителя, демонстрация презентации) с использованием ТСО.
  3.  Следующим этапом урока является  практическая   творческая работа детей - создание  брошки.   Работа индивидуальная, каждый  ученик выбирает для себя  заготовку для  выполнения работы, каждый выполняет задание в меру своих способностей и умений, учитель в это время наблюдает за деятельностью каждого ученика и приходит на помощь  затрудняющимся детям, так как в данном классе не было очень слабых детей, с творческой работой справились все самостоятельно, я помогала только ненавязчивым советом, применяя личностно-ориентированный подход в обучении на данном этапе урока. Задачей этого этапа урока было: развитие творческого мышления и формирование изобразительных навыков учащихся. Закрепление  умений  и навыков в подборе цвета, компоновки орнамента  на заготовке. На данном этапе урока   реализовывался частично-поисковый метод обучения.  О  том, что цели были достигнуты, свидетельствует следующий этап.
  4. В заключении Экспресс-выставка работ учащихся и ответы на вопросы:   

  - Какой  стиль вы  применили в данной работе?

 - Что вам понравилось  на уроке?

  -О чем вам может   мода, этнический стиль?

Все ребята видят работы друг друга, учитель поощряет каждого положительной оценкой. Оценивание проделанной работы -  важная составляющая мотивации  в этом возрасте . Похвала – мощный мотив к творческой деятельности.

  1. Домашнее задание: Подумать,  какими сведениями  можно дополнить полученный материал урока, чтобы получилась  исследовательская – проектная работа. Для поисковой работы дети  будут использовать не только книги, но и интернет-ресурсы.

     

     Весь урок  разделен на 7 этапов. Основной этап -  практическая работа. Все этапы  были связанны между собой логически.  

1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.

2. Вводный – создавал интригу, заинтересовывал    

3. Рассказ – помогал создать художественный образ для будущего  восприятия материала, мультимедийное оборудование, презентация, сделали изложение нового материала ярким и интересным.

4. Практическая работа – главная часть урока.

5.Рефлексия. Подведение итогов – оценить   результаты, понять самого себя.

6. Домашнее задание - поисковая работа.

 

На каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий  универсальных учебных  действий. А именно:

Познавательные – знакомство с  историей народного творчества

Образно-символические -  создание художественного образа

Коммуникативные – сотрудничали со мной, с одноклассниками, осознавали содержание своих действий, самостоятельно планировали пути достижения цели.

Урок был направлен на:

  1. Развитие  внимания, воображения, логического мышления, памяти учащихся.
  2. Осознание ими содержания урока, последовательности действий.
  3. Формирование  рефлексивной, адекватной самооценки;
  4. Формирование  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  общества, учитывающее культурное наследие   народов.
  5. Формирование  осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.
  6. Через  освоение художественного наследия народов мира на развитие эстетического сознания и творческой деятельности. 

  Цели урока были достигнуты,  план урока выполнен, материал урока учениками  усвоен.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...