Зимняя сказка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Жукова Наталья Гурезовна

-продолжить  знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы

-познакомиться с новыми понятиями - ассоциативная композиция, абстрактная 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_skazka.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Центр детского творчества муниципального образования Тимашевский район

Сценарий мероприятия

Тема: "Зимняя сказка"

педагога дополнительного образования

Жуковой Н.Г.

                                                 Объединение: "3 Д"
                                                Группа № 1                      

                                                 Год обучения: 2

                                                                   

Тема: "Зимняя сказка ".

Цель: развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира

Задачи:

Познавательные:

-продолжить  знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы

-познакомиться с новыми понятиями - ассоциативная композиция, абстрактная композиция

Развивающие:

-развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, аккуратность в работе

-учиться умению получать удовольствие от работы

-воспитывать разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работы, яркой красочной палитры

Форма проведения: занятие - практикум

Тип: формирование новых знаний, умений и навыков

Методы: методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый, практические                                      Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, музыкальный центр, компакт-диск с муз. произведением П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диметра, восковые мелки, кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага хорошего качества, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: ребята, мне хочется начать занятие такими строчками: - живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками

Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и представим себе картину, которую «рисует» музыка
(
звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»)

- что вы себе представили?

ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)

2. Озвучание темы и задач занятия:

Тема нашего занятия: «Зимняя сказка»

Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Зимняя сказка» с использованием различных материалов и техник

Задачи, которые будем решать на уроке:

  • Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
  • Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках
  • Решаем композиционные задачи в предложенной теме
  • Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

3. Мотивация:

- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.

Ответы детей:

- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников

4. Знакомство с новым материалом:

Ответы детей:

- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос –

Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.

Чукотка, Север –

Ответы детей: холод, снег, чумы …

карнавал –

ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…

Педагог:

- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..

- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки

Ответы детей:

Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

- можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т.д.
(педагог демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)

– вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д.

В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.

Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др. – они создавали беспредметные композиции или абстрактные).

Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.

Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора П.И. Чайковского.

- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?

0тветы детей:

- как менялось настроение музыки, ее характер, какая – вначале произведения, в конце?

- как вы видите ее по цвету, композиционно?

Ответы детей:

Молодцы!

Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.

5.Актуализация прошлого опыта.

В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?

Ответы детей:

Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.

Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).

Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.

6. Физкультминутка.

Педагог. Ребята, перед тем как мы приступим к выполнению практического задания, выполним ряд упражнений.

7.Практическая работа.

Создание ассоциативной живописной композиции на тему «Зимнее утро».

Свободный выбор материала и техник.

8. Рефлексия.

- похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

 9. Итог:

Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы.

Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе "В гостях у зимней сказки"

Урок проводился в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства.Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре праздника.Задачи:Развивающие:Развитие чёткой артикуляции мышц языка с помощью упраж...

Сценарий "Зимняя сказка"

Сценарий новогоднего праздника для младших школьников...

Зимняя сказка

Сценарий Новогоднего праздника для обучающихся 6 - 9 классов....

Сценарий новогоднего празника "Зимняя сказка"

Праздик "Зимняя сказка" был проведен в старших классах "особый ребенок"....

"Зимняя сказка." Внеклассное мероприятие для 5-6 класса.

Зимняя сказка. Внеклассное мероприятие для 5-6 класса. По уже сложившейся традиции в классе, второй День именинника был приурочен к Новогоднему празднику «Зимняя сказка»....

Зимняя сказка Игоря Грабаря

Ресурс прадставляет собой материалы для проведения уроков развития речи, а также уроков МХК. Материал презентации мобилен, учитель может изменять его по-своему усмотрению. В презентации можно найти ил...

Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"

Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....