Рабочая программа Изо 5 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству предназначенная для 5 класса по программе Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часов)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декоративное искусство в современном мире (10 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
Декор — человек, общество, время (8 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)
5 класс
№ п/п | Тема Содержание | Кол-во час. | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во контр. работ |
1 | Древние корни народного искусства | (8 часов). |
| 1 |
2 | Связь времен в народном искусстве | (8часов) |
| 1 |
3 | Декоративное искусство в современном мире | (10часов) |
| 1 |
4 | Декор — человек, общество, время | (8часов) |
| 1 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Оснащение урока. Программный минимум | Кол-во уроков | Домашнее задание | Дата проведения |
1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства» | ||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность | Основные понятия: Солнечные диски дерево жизни , символы | 1 | Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба» | |
2-3 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня» | а) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре в) Развить творческую и познавательную активность г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе. | Народное искусство, декор, изба | 2 | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | |
4-5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. | а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки. | Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент | 2 | Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках. | |
6- 7 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» | а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой б) Развить творческую и познавательную активность в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе) г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре | Интерьер | 2 | Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров | |
8 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. | а) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление. | Архитектура, дизайн, мода | 1 | Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) | |
2 четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве» | ||||||
9-12 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки | а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории. в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус | Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки | 4 | Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово | |
13- 16 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово | а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) | Промыслы, ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, керамика | 4 | Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме | |
3 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» | ||||||
17 | Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | Костюм, символика цвета | 1 | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции | |
18-19 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | Чернофигурные и краснофигурные вазы | 2 | Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм | |
20-21 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории | Костюм, стиль | 1 | Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение» | |
22-23 | О чем рассказывают гербы | а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. | Символы, эмблема, герб. История человеческого общения, экономика. | 2 | Художественные материалы | |
24-25 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами | Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества | 1 | Художественные материалы | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок) | а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству | Подведение итогов учебного года. Игры, викторины | 2 | Художественные материалы | |
4 четверть. Тема «Декор, человек, общество, время» | ||||||
27 | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. | а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся г) Прививать интерес к русскому народному творчеству | Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы | 2 | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | |
28 | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса б) Обработка навыков и умений при работе с тканью в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности | Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы | 1 | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | |
29 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент» б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы. в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. | Символика вышивки, орнамент | 1 | Подбор материала о современной моде | |
30 | Русский костюм и современная мода | а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности в) Прививать интерес к русской национальной культуре | Мода, дизайн | 1 | Сбор иллюстративного материала по народным праздникам | |
31 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум) | а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе) | Хоровод, масленица | 2 | Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края» | |
32 | Народные промыслы родного края (урок-конференция) | а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории | Художественные промыслы, ремесла (краеведение) | 1 | Народные промыслы нашей страны | |
33-34 | «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум) | а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству г) Активизация творческого потенциала учеников | 2 | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
Рабочая программа 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...