Рабочая программа по ИЗО 6 класс по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Тимченко Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по ИЗО 6 класс по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 6 КЛАСС

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 6класса составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  •  Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования(от 17.12.2010 №1897; с изменениями (приказ Минобрнауки России от 31.12.15г. №1577)
  • Основная образовательная программа  основного общего образования МБОУ СОШ №25  г. Новошахтинска.
  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей) МБОУ СОШ №25 (приказ №15 от 27.07.2016 г.)
  • Учебный  план МБОУ СОШ №25  г. Новошахтинска на 2016 - 2017 учебный год.
  • Авторской рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2014 г.)
  • Предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского. Л.А. Неменская,  : «Изобразительное искусство»  Изобразительное искусство в жизни человека. 6 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций( Б. М. Неменский ,). – М.: Просвещение, 2015.

Учебным планом МБОУ СОШ№25 на 2016-2017 учебный год. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 6классах в объёме не менее 34 часов (по 1 часу в неделю).

    Федеральный базисный план отводит  34 часа  для образовательного изучения Изобразительного искусства в 6 классе из расчёта 1 час в неделю.

        В связи с тем, что 2 урока согласно расписанию, приходятся на праздничные дни, с этим реализуется программа предмета «Изобразительное искусство» в объеме 32 часа.

Роль предмета в развитии творческих способностей учащихся

         Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.  Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Основные цели:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
  • способности сопереживания.
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Задачи обучения: предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

      Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

      Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

        Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

       При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

       Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

        Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности —  сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру,

        Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

         Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство какдуховную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Планируемые результаты освоения предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;
  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения  духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
  • овладение средствами художественного изображения;
  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать  , анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе  его эмоционально -  нравственной оценке;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • развитие художественно- образного мышления  как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • понимание основ изобразительной грамоты,  умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической  работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание  учебного предмета, курса в 6 классе

Содержание

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства.

8

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

Вглядываясь в человека. Портрет.

11

Человек и пространство. Пейзаж.

6

Всего

32

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  6 класс

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА  (8 ч)


Тема. Изобразительное искусство .Семья пространственных искусств 1ч.

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Художественные материалы

       Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.

Тема. Рисунок основа изобразительного творчества 1ч.

 Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
              Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности .Ритм линий 1ч.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен 1ч.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
              Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения 1ч.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи 1ч.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре 1ч.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения 1ч.

Беседа.(тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника 1ч.

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира натюрморт 1ч.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
              Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
     

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1ч.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.


Тема.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 1ч.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.


Тема.
Освещение. Свет и тень 1ч.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.


Тема.
Натюрморт в графике 1ч.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте 1ч.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (11 ч)

Тема. Образ человека главная тема искусства 1ч.

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
              Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
     

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции 1ч.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
   

Тема. Изображение головы человека в пространстве 2ч.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.                                                                                  

       

Тема. Портрет в скульптуре 1ч.

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Графический портретный рисунок 1ч.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

     

Тема. Сатирические образы человека 1ч.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.

 
Тема.
Образные возможности освещения в портрете 1ч.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Роль цвета в портрете 1ч.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
     

Тема. Великие портретисты 1ч.

         Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.                                                                                                                   Тема. Портрет в изобразительно м искусстве 20 века 2ч.

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера :П.Пикассо,А.Матисс,С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО . ПЕЙЗАЖ (6 ч)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве 1ч.

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Тема. Изображение пространства 1ч.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.


Тема.
Правила  построения  перспективы .Воздушная перспектива 1ч.

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
     
Пейзаж большой мир

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и
 легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

   

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник 1ч.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

    История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина

Тема. Пейзаж в графике 1ч.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.

 Тема: Городской пейзаж  1ч.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.  
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
     

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 1ч.

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
      Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд души.
      Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Тематическое планирование

по изобразительному искусству в 6 классе

№ п/п

Название главы раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Виды изобразитель-ного искусства и основы образного языка

8 часов

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных  видов искусства. Рассуждать о роли зрителя. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык.

2

Мир наших вещей. Натюрморт

7 часов        

Узнавать историю развития жанра натюрморта.Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

3

Вглядываясь в человека. Портрет

11 часов

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве.Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства.Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей.Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретногообраза близкого человека (или автопортрета).

4

Человек и пространство. Пейзаж

6 часов

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения

Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира.

Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт

Приложение №1. Календарное планирование уроков по изобразительному искусству в 6 классе

№ урока

Дата урока

Тема урока

План.

Факт.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

6.09.16

 Изобразительное искусство. Семья пространственных  искусств

13.09.16

Рисунок – основа изобразительного творчества

20.09.16

Линия и её выразительные возможности.

Ритм линий

27.09.16

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

4.10.16

Цвет. Основы цветоведения.

11.10.16

Цвет в произведениях живописи.

18.10.16

Объёмные изображения в скульптуре.

25.10.16

Основы языка изображения (обобщение темы).

 Контрольная работа № 1 по теме:  «Виды и жанры изобразительного искусства и основы образного языка.

Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)

9.11.16

 «Реальность и фантазия в творчестве художника»

16.11.16

Изображение предметного мира - натюрморт.

23.11.16

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

3.11.16

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

6.12.16

Освещение. Свет и тень.

13.12.16

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

20.12.16

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)

10.01.17

 Образ человека – главная тема в искусстве

17.01.17

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

24.01.17

Изображение головы человека в пространстве.

31.01.17

Графический пор

третный рисунок и выразительность

 образа человека.

7.02.17

Графический портретный рисунок и выразительность

образа человека.

14.02.17

Портрет в скульптуре

21.02.17

Сатирические образы человека.

28.02.17

Образные возможности освещения
в портрете

7.03.17

Роль цвета в портрете

14.03.17

Великие портретисты прошлого

21.03.17

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

Человек и пространство. Пейзаж (6 часов)

4.04.17

Жанры в изобразительном искусстве.

11.04.17

Изображение пространства.

18.04.17

Правила линейной и воздушной перспективы.

25.04.17

Пейзаж – большой мир.

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

16.05.17

Городской пейзаж.

Контрольная работа

23.05.17

Урок-обобщение «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл»

График контрольных работ в 6 классе

№ п/п

Дата

Контрольная работа

Форма   контрольной

25.10.16

Контрольная работа № 1 по теме:  «Виды  и жанры изобразительного искусства и основы образного языка.

Тест

16.05.17

Промежуточная аттестация

по изобразительному искусству - 6 класс

Тест

Приложение №2. Контрольно – измерительные материалы

Контрольная работа № 1 по теме:  «Виды  и жанры изобразительного искусства и основы образного языка.

ТЕСТ

1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является

           линия, а роль цвета ограничена и условна.

а) Графика;     б) живопись;     в) скульптура;     г)  ДПИ.

        2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.

а) Натюрморт;     б) пейзаж;     в) портрет;     г) анимализм.

        3. Художественное произведение, повторяющее другое.

а)  Оригинал;     б) подлинник;     в) копия;     г) репродукция.

        4. Рисунок в книге.

а) Набросок;     б) иллюстрация;      в) плакат;     г) репродукция.

        5. Красный, жёлтый, оранжевый – это цвета…

а) Ахроматические;     б) холодные;     в) основные;     г) тёплые.

        6. Техника живописи и графики, а так же карандаши для неё в виде коротких

            разноцветных палочек.

а) Акварель;     б) темпера;     в) пастель;     г) гуашь.

        7. Монументальная живопись, изображение или узоры, которые выполнены

            из цветных камней, смальты, керамических плиток.

а) Витраж;     б) мозаика;     в) панно;     г) фреска.

        8. Назовите известного русского художника – сказочника  автора картин «Богатыри»,

            «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке».

а) И. Н. Крамской;     б) И. Е. Репин;     в) М. В. Васнецов;     г) Н. Н. Ге.

        9. Как называли архитекторов в Древней Руси?

а) Зодчий;     б) ваятель;     в) офеня;     г) коробейник.

        10. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса

              Троицкого собора.

а) Д. Чёрный;     б) А. Рублёв;     в) Ф. Грек;    г) Прохор из Городца.

        11. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.

а) Обряд;    б) культура;     в) цивилизация;     г) традиции.

        12. Как называется посуда из глины?

а) Хрусталь;     б) пластик;     в) керамика;     г) стекло.

        13. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

а) Вышивка;     б) батик;     в) роспись;    г) лента.

        14. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

а) Дерево;     б) глина;     в) пластик;     г) пластилин.

        15. Назовите российский город, известный с конца XIX в. Своей расписной

              деревянной посудой.

                                а) Сергеев Посад;     б) Палех;     в) Хотьково;     г) Хохлома

Проверочные тестовые задания

по изобразительному искусству для 6 классов

II вариант.

        1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством

            которого является цвет.

а) Графика;     б) живопись;     в) скульптура;     г) ДПИ.

         2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – не живой предмет.

а) Натюрморт;     б) пейзаж;     в) портрет;     г) анимализм.

         3. Художник, изображающий в своих произведениях животных

а) Маринист;     б) пейзажист;     в) анималист;     г) баталист.

        4. Особый вид графики, рекламирующий товары, приглашающий посетить

           театры и выставки.

а) Иллюстрация;     б) плакат;    

 в) промышленная графика;     г) книжная графика.

        5. Синий, голубой, фиолетовый,  – это цвета…

а) Холодные;     б) хроматические;     в) тёплые;     г) основные.

        6. Водяная не прозрачная, плотная краска, которая при высыхании светлеет.

а) Акварель;     б) темпера;     в) пастель;     г) гуашь.

        7. Живопись по сырой штукатурке.

а) Мозаика;     б) витраж;     в) фреска;     г) панно.

        8. Под каким общим названием вошли в историю художники, объединившись

            в одно сообщество?

а) «Барбизонцы»;     б) «малые голландцы»;  

  в) портретисты;     г) «передвижники».

        9. Как называются постройки из дерева?

а) Архитектура;     б) скульптура;     в) зодчество;     г) памятники.

        10. Какой город Древней Руси называют матерью русских городов?

а) Новгород;     б) Киев;     в) Владимир;     г) Смоленск.

        11. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение.

а) Оберёг;     б) талисман;     в) сувенир;     г) фетиш.

        12. Как называется сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая

              на старинных русских лубочных картинах?

а) Фенист;     б) Филин;     в) Сокол;     г) Алконост.

        13. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у мужчин – россиян

              в XVII веке?

а) Кафтан;     б) опашень;     в) охабень;     г) ферязь.

        14. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков, полосок, точек.

а) Филимоновская;     б) Каргопольская;     в) Дымковская;     г) Тульская.

        15. Назовите город Московской губернии, где зародилась фаянсовое и фарфоровое

              производство.

а) Павлов Посад;     б) Гжель;     в) Вербилкин;     г) Хотьково.

  I вариант.                                II вариант.                              

  1. -  а;                                          1. -  б;                                    
  2. -  б;                                          2. -  а;                                      
  3. -  в;                                          3. -  в;                                    
  4. -  б;                                          4. -  б;                                  
  5. -  г;                                           5. -  а;                                        
  6. -  в;                                           6. -  г;                                                  
  7. -  б;                                           7. -  в;                                      
  8. -  в;                                           8. -  г;                                      
  9. -  а;                                           9. -  в;                                        
  10. -  б;                                         10. -  б;                                    
  11. -  г;                                          11. -  а;                                    
  12. -  в;                                          12. -  г;                                      
  13. -  а;                                          13. -  а;                                    
  14. -  б;                                          14. -  в;                                      
  15. -  г.                                           15. -  б;        

Промежуточная аттестация

по изобразительному искусству - 6 класс

Инструкция по выполнению работы

Тест состоит из 12 вопросов.

            Задания закрытого типа – 12:

С одним правильным ответом – 10

С несколькими правильными ответами – 2

Тест представлен в двух вариантах. Ответы к заданиям выполняются в виде записи вопроса и полного ответа.

На выполнение работы отводится один урок (45 минут).

Тест по Изобразительному искусству 6 класс.

I вариант

1. Предварительный набросок к будущей картине:

     а)  тон;     б) эскиз;     в) палитра.

2.  Сочетание цветов в картине, когда один цвет не мешает другому:

           а) оттенок;   б) тон;     в) колорит.

3.  Изображение живой природы:

     а) живопись;     б) пейзаж;     в) натюрморт.

4.  Изображение военных действий:

     а) натюрморт;     б) интерьер;     в) батальный жанр.

5.  Видимое сокращение размеров предмета при удалении от зрителя                                  

  (передача пространства в картине):

     а) композиция;     б) перспектива;     в) светотень.

6. Изображение внутреннего пространства комнаты:

      а) интерьер;     б) светотень;     в) палитра.

7. Изображение неживой природы:

      а) пейзаж;     б) натюрморт;     в) бытовой жанр.

8. Тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой

      художник смешивает краски:

      а) линейка;     б) эскиз;     в) палитра.

9. Назовите ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга:

      а) Третьяковская галерея;

      б) Эрмитаж;

      в) Государственный Русский музей;

      г) Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

10. Произведение искусства, созданное самим художником

      в единственном экземпляре:

      а) палитра;     б) репродукция;     в) подлинник.

11. Свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень-

      относятся к:

      а) контуру;     б) светотени;     в) фону.

12. Виды ИЗО искусства.

а) живопись,   б) портрет,   в) скульптура,   г) графика

Тест по Изобразительному искусству 6 класс.

II вариант

1.  Изображение художником самого себя:

     а) портрет;     б) автопортрет;     в) профиль.

2.  Произведение, выполненное красками на бумаге, холсте, стене,

     стекле и др.:

           а) графика;    б) скульптура;    в) живопись.

3.  Произведения, выполненные карандашом, тушью, углем на бумаге

     или на картоне:

     а) графика;      б) портрет;    в) живопись.

4.  Грамотное размещение на картине людей, животных, предметов,

     когда ясна мысль художника:

     а) композиция;     б) перспектива;     в) зарисовка.

5. Переходы светлого  и темного тона в изображении,

      передающие освещенность объемной формы:

      а) светотень;     б) колорит;     в) эскиз.

6. Рисунок в книге, поясняющий текст:

      а) рисунок;     б) иллюстрация;     в) репродукция.

7. Изображение, выполненное в объеме из камня, металла, дерева и др.:

      а) скульптура;     б) архитектура;     в) живопись.

8. Изменение цвета по светлоте:

      а) светотень;      б) блик;     в) тон.

9. Линия, передающая внешние очертания человека, животного или

      предмета:

      а) контур;     б) профиль;     в) портрет.

10. Художники-маринисты изображают:

     а) животных;     б) людей;     в) море.

11. Копия произведения искусства, его точное повторение в

      большом количестве экземпляров:

      а) подлинник,     б) рисунок,     в) репродукция.

12. Жанры изо искусства.

а) портрет,   б) пейзаж,   в )живопись,   г )натюрморт.

    Ключи к тесту по изобразительному искусству 6 класс - I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

в

б

в

б

а

б

в

аг бв

в

б

авг

    Ключи к тесту по изобразительному искусству 6 класс - II вариант

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

в

а

а

а

б

а

в

а

в

в

абг

 

            Критерии оценки :

1-3 правильно выполненных заданий- 2 балла

4-6 правильно выполненных заданий -3 балла

7-8 правильно выполненных заданий -4 балла

9-12 правильно выполненных заданий -5 баллов

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС

Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....

Рабочая программа 5-9 классы Спотлайт ФГОС

Рабочая программа 5-9 классы Спотлайт ФГОС...

Рабочая программа 2-4 классы Спотлайт ФГОС

Рабочая программа 2-4 классы Спотлайт ФГОС...