Мастер- класс "Рисование на пленэре"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Углицких Анна Викторовна

Разработан и опробирован мастер-класс "Рисование на пленэре". Будет интересен педагогам изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер- класс Рисование на пленэре761.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

мастер-класс

Составитель: педагог

 дополнительного образования

Углицких Анна Викторовна

Березники, 2016

Пояснительная записка

Мастер – класс «Рисование на пленэре. Пейзажный этюд» является  не просто интересным занятием, а увлекательным и очень полезным мероприятием. А также является вводным занятием рисования пейзажа с натуры для детей разного возраста и с различной подготовкой.  

На пленэре ребёнок каждый раз открывает для себя новые горизонты. Пермский край – необъятные просторы для творчества в любое время года. Этот мастер-класс поможет настроиться на работу даже тех детей, кто впервые вышел на пленэр с мольбертом и для него это новшество может обернуться необыкновенными, фантастическими открытиями. Ведь только на пленэре ребёнок поймёт, что работать надо быстро. каждую минуту меняется состояние неба, тени и т.д. Ребёнок поймёт, какими материалами он быстро и качественно выполнит рисунок. А главное всё, что приметит, увидит, запомнит и это пригодится ему в работе в мастерской. Работы станут живописными, органичными и интересными.

Кроме того, есть возможность увидеть, как работает педагог, проследить последовательность выполнения рисунка.

Любить свой край, гордиться им, почитать традиции – мы воспитываем в ребёнке на пленэре.

В зависимости от того, куда приезжает группа на пленэр, обязательно рассказать об историческом месте ( Чердынь, Усолье, Березники, Красновишерск…). Это поможет педагогу и детям настроиться на будущую работу и обязательно спрогнозирует успех.

Мастер- класс необходим  для создания творческих работ по выбранному направлению, а также для демонстрации знаний, умений в области изобразительного искусства.

Актуальность разработки мастер- класса заключается в обобщении специализированных знаний по разным направлениям изобразительного искусства. Мастер - класс будет интересен, как педагогам по изобразительному искусству, так и по МХК, истории, географии.

Умение запечатлеть красоту Уральского пейзажа важно любому ребёнку.

Тема мастер- класса: «Рисование на пленэре. Пейзажный этюд»

Возраст детей: с 7- до 15 лет

Цель: Знакомство с правилами рисования на пленэре.

Задачи: 

- создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей и знаний учащихся;

- содействовать формированию регулятивных навыков (самостоятельность, аккуратность, управлению деятельностью, анализ);

- развитие творческих способностей детей на пленэре.

Прогнозируемый результат: обучающиеся выполняют пейзажный этюд с водой на формате А3 акварелью, гуашью или пастелью..

Форма открытого занятия: пленэр

Технологии: технология индивидуализации обучения, технологии дифференцированного обучения.

Методы и приёмы: демонстрация, объяснение, показ, самостоятельная работа, анализ.

Методическое обеспечение:

для педагога:, комплект рисунков «Пленэр 2016», этюдник , бумага А 3, акварель, кисти, палитра. Приложение 1 Правила техники безопасности обучающихся на пленэре. Приложение 2 Словарь терминов.

для обучающихся : этюдники , бумага А 3, акварель, кисти, палитра.

Литературный ряд: Кошель П. «Искусство» энциклопедический словарь школьника; журнал «Юный художник» № 4, 2000 г. ; № 6 2002 г.

Зрительный ряд: комплект работ обучающихся изостудии «Эскиз».

                                           План мастер-класса

  1. Организационный момент.

1.1 Приветствие. Инструктаж по технике безопасности на пленэре.

  1. Вводная часть мастер-класса.
  1. Что такое пленэр.
  2. Основные правила рисования на пленэре.

3. Основная часть мастер-класса.

3.1  Задание « Пейзажный этюд». Выбери и обоснуй.

3.2 Мастер-класс «Пейзажный этюд»

3.3 Индивидуальная работа на пейзажным этюдом.

4. Итоговая часть занятия

4.1 Мини-выставка «Рисование на пленэре. Пейзажный этюд»

4.2 Подведение итогов мастер-класса.

План – конспект мастер-класса

Деятельность педагога (с обозначением используемых технологий, методов, приёмов; применяемого технического оснащения)

Деятельность обучающихся( с обозначением видов и форм активности)

Планируемый результат, комментарии

1 этап - организационный – 2 мин.

1.1

Приветствие обучающихся.

- Здравствуйте дорогие ребята!.Я рада, вас приветствовать на пленэре.

Инструктаж по технике безопасности на пленэре. (Приложение 1)

Приветствие педагога.

восприятие

Дети расписываются в инструктаже по безопасности

2 этап -  мотивационно- проблематизирующий – 5 мин.

2.1

2.2

Всё сущее имеет свою форму. об этом следует помнить, работая на пленэре. Земля и вода, деревья и травы, облака, цветы, листья – всё имеет неповторимые очертания.

Оглянитесь вокруг, вам кажется что невозможно выбрать что-то важное, интересное? Это не так. Красота Уральской природы удивительна. Ежегодно посмотреть на уральские пейзажи и запечатлеть их, съезжаются десятки  художников и всегда это новые открытия, новые картины, новые шедевры.

- Для начала вспомним, что такое пленэр?

- Правильно. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Существуют правила рисования на пленэре:

  1. УМЕНИЕ РИСОВАТЬ.
  2. УМЕНИЕНАБЛЮДАТЬ. Предлагаю оглянуться, немного подвигаться и выбрать мотив, который на ваш взгляд интересен вам, как художнику.
  3. УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ ПРИРОДУ. чтобы написать работу, надо увидеть и почувствовать как бегут тени  от облаков по земле, как пробивается солнце сквозь тучи, птица сидит или летит, какая она в полёте и т.д.

Цветовое видение  - это умение передать цветом то или иное состояние природы, найти нужный колорит. (Приложение 3)

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Дети самостоятельно выбирают мотив для работы.

восприятие

Активизация внимания на работу

Определившись с мотивом  устанавливают этюдники

Активизация внимания, настрой на работу

3 этап- деятельностный – 33 мин

3.1

Ребята, кто из вас знает, как будет выглядеть ваша будущая работа?

Среди нас есть те, кто уже бывал на пленэре, а есть кто выехал с нами впервые.

- Я хочу, чтобы вы вначале посмотрели готовые пейзажные этюды и сказали, какие работы подходят к нашей теме?

- Молодцы!.

Часть работ выполнена художниками, некоторые работы выполнены обучающимися изостудии «Эскиз» (Приложение 2, Приложение 3)

?

Дети

слушают педагога

Дети выбирают рисунки подходящие по теме мастер-класса.

Активизация внимания, настрой на работу

3.2

Практическая работа.

Задание «Пейзажный этюд».

Пейзажист не будет пейзажистом, если не научится писать небо и воду. земля – твердь, небо – воздух, а вода – живое начало. небо всегда по тону светлее земли во много раз, а вода по тону теплее неба, но всегда светлее земли.

Готовлю мольберт. Комментирую всю последовательность рисования на пленэре. Напоминаю основные правила рисования на свежем воздухе.

1.выполнение эскиза карандашом

2. уточнение деталей в карандаше

3. лессировка

4. уточнение в цвете основных объёмов

5. завершение работы над пейзажным этюдом.

восприятие

Восприятие

дети усаживаются за мольберты и

самостоятельно выполняют работу с выбором индивидуального темпа, плана выполнения работы, выбора цветовой гаммы пейзажного этюда

(Дифференцированные задания по объёму материала)

Активизация внимания.

Планирование деятельности

3.3

Индивидуальная работа над пейзажным этюдом. (Приложение 2)

 Дифференцированный характер помощи

Задают вопросы педагогу

Консультируются с педагогом

Совершенствование приёмов деятельности

Регулятивные навыки: управление деятельностью, анализ деятельности, коррекция самодеятельности.

4 этап – рефлексивный – 5 мин

4.1

«Все, написанное на месте, всегда обладает силой, правдивостью и живостью мазка, чего невозможно добиться в стенах мастерской».

Сюжет, мотив всегда должен быть передан просто, понятно, чтобы зритель легко мог уловить его... После сюжета одно из привлекательных качеств пейзажа — движение, жизнь... Все должно способствовать этому: форма, цвет, фактура. Но эту жизнь в картину может вдохнуть только взволнованность ее творца... Ведь солнце, смягчая одни части пейзажа, в то же время усиливает другие, и эти световые эффекты, которые почти материально выражаются в природе, должны быть материально переданы и на полотне. Надо, чтобы предметы изображались в соответствии с их структурой и в особенности, чтобы они были окутаны светом, как в действительности.

Работы получились разные, интересные. Давайте устроим мини-выставку.

Посмотрите на свои работы. Нравятся ли они вам? 

Ребята располагают готовые пейзажи на доске.

                       

Выставка работ

Обучающиеся делятся своими впечатлениями, рассказывают о выполненной работе

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5521.JPG

Гилёва Екатерина. «Домик». бум, уголь

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5524.JPG

Вохмянина Саша.

«На берегу в Усолье»

Бум, гуашь

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5522.JPG

Якимова Ульяна. 10 лет

«Первый пруд»

Бум, гуашь

Умение радоваться законченной работе.

Навык радоваться за других.

Получить эмоциональное удовлетворение.

4.2

Сегодня у нас был необычное занятие, творческое. Расскажите, что нового вы узнали.

До свидания.

 

Ответы детей

Осознание достижения 3-х видов результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила техники безопасности обучающихся на пленэре.
1.1. Общие правила поведения.
         Во время движения к месту занятий: не отставать от группы, переходить улицы только в установленных местах и по команде преподавателя. Категорически запрещено отлучаться из группы, не предупредив руководителя. В случае если учащийся отстал, потерялся во время движения группы по маршруту, то он остается на месте и ожидает возвращения преподавателя, по возможность сообщает сразу по мобильной связи о своем отставании. На занятиях строго надлежит находиться в рамках, границах места, указанных руководителем. При посещении туалета обязательно предупредить об этом преподавателя (посещение туалета в природных условиях происходит в указанное преподавателем место и в целях безопасности с сопровождающими одноклассниками в количестве не менее 2 человек).
         После занятий на природе тщательно убрать за собой свое рабочее место
(обязательно предусмотреть мусорные пакеты и ближайшее место для выброса мусора).

2.1. Одежда и снаряжение учащегося на пленэре.
• Стул складной.
• Легкие планшеты формата А3 (ДВП) с креплениями для бумаги.
• Вместительные удобные рюкзаки.
• Бутылка пластиковая с питьевой водой (0.5л).
• Одежда походная: головной убор (желательно с козырьком)
• закрытая обувь (для походов по пересеченной местности)
• одежда, закрывающая максимально тело от солнца, ветра, комаров, клещей, жгучих растений
• плащ или зонт (на случай дождя)
• Бутылка пластиковая с водой для мытья кистей (0.5л)
• Емкость для мытья кистей (пластиковая, не бьющаяся)
• Категорически запрещено пользоваться аудио-плеером, наушниками.
. Запас еды и воды для обеденного перерыва. 
(Скоропортящиеся продукты, чипсы, сладкую газированную вода категорически запрещается употреблять во время отдыха).

Запрещается учащимся пить не кипяченую воду, пробовать на вкус какие-либо растения плоды и грибы, есть не мытые, не зрелые овощи и фрукты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Акцент – ( от лат.accentus – ударение) в изобразительном искусстве приём подчёркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве фигуры, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.

Гамма цветовая – основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Иллюзорность – ( от лат.illusio – заблуждение) сходство изображения с натурой, граничащее с обманом зрения.

Колорит – (от лат. color – цвет, краска) – особенность цветового и тонового строя произведения. под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых отношений, а также богатство цветовых оттенков.

Нюанс – ( от франц. nuance – оттенок) очень тонкий или очень тонкий переход от света к тени.

Оттенок – изменение. иногда малозаметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды.

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Рефлекс – отражение цветов рядом находящихся предметов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Комплект рисунков «Пленэр 2016»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5516.JPG    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5519.JPG  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5481.JPG

Гилёва Екатерина. 16 лет «Лето»      Гилёва Екатерина 16 лет «Летний день»     Третьякова Влада  11 лет«Дерево»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5515.JPG    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5510.JPG

     Гилёва Екатерина 16 лет. «Монашеский дом в Усолье»                     Пыхтеева Светлана 14 лет. «На краю деревни»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\ПЛЕНЭР 15.06.15\SAM_5479.JPG   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Моя работа. 2014\работы Гилёвой и Савченко лето. росток 2015\SAM_6241.JPG

                       Богатырёва Настя. 14 лет «В Усолье»                                          Гилёва Екатерина 16 лет. «На берегу Камы»

Список используемой литературы

  • Кошель П. «Искусство» энциклопедический словарь школьника;
  • журнал «Юный художник» № 4, 2000 г. стр 36-39 ;
  • журнал «Юный художник» № 6 2002 г. стр 28-29.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предмету "Пленэр"

    Программа по предмету «Пленэр» для 2-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями....

Пленэр в художественной школе

Статья о летней пленэрной практике в художественной школе...

Программа учебного предмета «Пленэр»

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразитель...

Программа профильной смены для одаренных детей "Летний пленэр на Конде"

Данная программа является одним из направлений программы «Районный экспозиционный центр «Радужный мост», которая успешно реализуется в ЦДОД «Подросток» с 2006 года. Наиболее талантливые дети в течение...

Фестиваль стимпанка в Петергофе "Александринский пленэр-2015". Мода, объекты и безумия стимпанка на фестивале.

Фестиваль стимпанка (постмодернисткий фэнтези в викторианском стиле Великобритании 1837-1901 годов). Мода стимпанка, объекты его механики, шоу велосипедистов (BMX-команда) на фестивале, состоявшемся в...

Проект занятия по пленэрной практике в художественной школе «Ура! Пленэр. Растения с натуры».

Инновационным является преподавание изобразительного искусства в тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием. Через изучение тем предметов, изучаемых в художественной школе (рисунок, живопись, комп...

Программа по учебному плану ПЛЕНЭР (на 5 лет)

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях (далее – ФГТ).Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процес...