Мастер- класс "Рисование на пленэре"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Разработан и опробирован мастер-класс "Рисование на пленэре". Будет интересен педагогам изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер- класс Рисование на пленэре | 761.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
мастер-класс
Составитель: педагог
дополнительного образования
Углицких Анна Викторовна
Березники, 2016
Пояснительная записка
Мастер – класс «Рисование на пленэре. Пейзажный этюд» является не просто интересным занятием, а увлекательным и очень полезным мероприятием. А также является вводным занятием рисования пейзажа с натуры для детей разного возраста и с различной подготовкой.
На пленэре ребёнок каждый раз открывает для себя новые горизонты. Пермский край – необъятные просторы для творчества в любое время года. Этот мастер-класс поможет настроиться на работу даже тех детей, кто впервые вышел на пленэр с мольбертом и для него это новшество может обернуться необыкновенными, фантастическими открытиями. Ведь только на пленэре ребёнок поймёт, что работать надо быстро. каждую минуту меняется состояние неба, тени и т.д. Ребёнок поймёт, какими материалами он быстро и качественно выполнит рисунок. А главное всё, что приметит, увидит, запомнит и это пригодится ему в работе в мастерской. Работы станут живописными, органичными и интересными.
Кроме того, есть возможность увидеть, как работает педагог, проследить последовательность выполнения рисунка.
Любить свой край, гордиться им, почитать традиции – мы воспитываем в ребёнке на пленэре.
В зависимости от того, куда приезжает группа на пленэр, обязательно рассказать об историческом месте ( Чердынь, Усолье, Березники, Красновишерск…). Это поможет педагогу и детям настроиться на будущую работу и обязательно спрогнозирует успех.
Мастер- класс необходим для создания творческих работ по выбранному направлению, а также для демонстрации знаний, умений в области изобразительного искусства.
Актуальность разработки мастер- класса заключается в обобщении специализированных знаний по разным направлениям изобразительного искусства. Мастер - класс будет интересен, как педагогам по изобразительному искусству, так и по МХК, истории, географии.
Умение запечатлеть красоту Уральского пейзажа важно любому ребёнку.
Тема мастер- класса: «Рисование на пленэре. Пейзажный этюд»
Возраст детей: с 7- до 15 лет
Цель: Знакомство с правилами рисования на пленэре.
Задачи:
- создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей и знаний учащихся;
- содействовать формированию регулятивных навыков (самостоятельность, аккуратность, управлению деятельностью, анализ);
- развитие творческих способностей детей на пленэре.
Прогнозируемый результат: обучающиеся выполняют пейзажный этюд с водой на формате А3 акварелью, гуашью или пастелью..
Форма открытого занятия: пленэр
Технологии: технология индивидуализации обучения, технологии дифференцированного обучения.
Методы и приёмы: демонстрация, объяснение, показ, самостоятельная работа, анализ.
Методическое обеспечение:
для педагога:, комплект рисунков «Пленэр 2016», этюдник , бумага А 3, акварель, кисти, палитра. Приложение 1 Правила техники безопасности обучающихся на пленэре. Приложение 2 Словарь терминов.
для обучающихся : этюдники , бумага А 3, акварель, кисти, палитра.
Литературный ряд: Кошель П. «Искусство» энциклопедический словарь школьника; журнал «Юный художник» № 4, 2000 г. ; № 6 2002 г.
Зрительный ряд: комплект работ обучающихся изостудии «Эскиз».
План мастер-класса
- Организационный момент.
1.1 Приветствие. Инструктаж по технике безопасности на пленэре.
- Вводная часть мастер-класса.
- Что такое пленэр.
- Основные правила рисования на пленэре.
3. Основная часть мастер-класса.
3.1 Задание « Пейзажный этюд». Выбери и обоснуй.
3.2 Мастер-класс «Пейзажный этюд»
3.3 Индивидуальная работа на пейзажным этюдом.
4. Итоговая часть занятия
4.1 Мини-выставка «Рисование на пленэре. Пейзажный этюд»
4.2 Подведение итогов мастер-класса.
План – конспект мастер-класса
Деятельность педагога (с обозначением используемых технологий, методов, приёмов; применяемого технического оснащения) | Деятельность обучающихся( с обозначением видов и форм активности) | Планируемый результат, комментарии | |
1 этап - организационный – 2 мин. | |||
1.1 | Приветствие обучающихся. - Здравствуйте дорогие ребята!.Я рада, вас приветствовать на пленэре. Инструктаж по технике безопасности на пленэре. (Приложение 1) | Приветствие педагога. восприятие | Дети расписываются в инструктаже по безопасности |
2 этап - мотивационно- проблематизирующий – 5 мин. | |||
2.1 2.2 | Всё сущее имеет свою форму. об этом следует помнить, работая на пленэре. Земля и вода, деревья и травы, облака, цветы, листья – всё имеет неповторимые очертания. Оглянитесь вокруг, вам кажется что невозможно выбрать что-то важное, интересное? Это не так. Красота Уральской природы удивительна. Ежегодно посмотреть на уральские пейзажи и запечатлеть их, съезжаются десятки художников и всегда это новые открытия, новые картины, новые шедевры. - Для начала вспомним, что такое пленэр? - Правильно. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Существуют правила рисования на пленэре:
Цветовое видение - это умение передать цветом то или иное состояние природы, найти нужный колорит. (Приложение 3) | Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Дети самостоятельно выбирают мотив для работы. восприятие | Активизация внимания на работу Определившись с мотивом устанавливают этюдники Активизация внимания, настрой на работу |
3 этап- деятельностный – 33 мин | |||
3.1 | Ребята, кто из вас знает, как будет выглядеть ваша будущая работа? Среди нас есть те, кто уже бывал на пленэре, а есть кто выехал с нами впервые. - Я хочу, чтобы вы вначале посмотрели готовые пейзажные этюды и сказали, какие работы подходят к нашей теме? - Молодцы!. Часть работ выполнена художниками, некоторые работы выполнены обучающимися изостудии «Эскиз» (Приложение 2, Приложение 3) | ? Дети слушают педагога Дети выбирают рисунки подходящие по теме мастер-класса. | Активизация внимания, настрой на работу |
3.2 | Практическая работа. Задание «Пейзажный этюд». Пейзажист не будет пейзажистом, если не научится писать небо и воду. земля – твердь, небо – воздух, а вода – живое начало. небо всегда по тону светлее земли во много раз, а вода по тону теплее неба, но всегда светлее земли. Готовлю мольберт. Комментирую всю последовательность рисования на пленэре. Напоминаю основные правила рисования на свежем воздухе. 1.выполнение эскиза карандашом 2. уточнение деталей в карандаше 3. лессировка 4. уточнение в цвете основных объёмов 5. завершение работы над пейзажным этюдом. | восприятие Восприятие дети усаживаются за мольберты и самостоятельно выполняют работу с выбором индивидуального темпа, плана выполнения работы, выбора цветовой гаммы пейзажного этюда (Дифференцированные задания по объёму материала) | Активизация внимания. Планирование деятельности |
3.3 | Индивидуальная работа над пейзажным этюдом. (Приложение 2) | Дифференцированный характер помощи Задают вопросы педагогу Консультируются с педагогом | Совершенствование приёмов деятельности Регулятивные навыки: управление деятельностью, анализ деятельности, коррекция самодеятельности. |
4 этап – рефлексивный – 5 мин | |||
4.1 | «Все, написанное на месте, всегда обладает силой, правдивостью и живостью мазка, чего невозможно добиться в стенах мастерской». Сюжет, мотив всегда должен быть передан просто, понятно, чтобы зритель легко мог уловить его... После сюжета одно из привлекательных качеств пейзажа — движение, жизнь... Все должно способствовать этому: форма, цвет, фактура. Но эту жизнь в картину может вдохнуть только взволнованность ее творца... Ведь солнце, смягчая одни части пейзажа, в то же время усиливает другие, и эти световые эффекты, которые почти материально выражаются в природе, должны быть материально переданы и на полотне. Надо, чтобы предметы изображались в соответствии с их структурой и в особенности, чтобы они были окутаны светом, как в действительности. Работы получились разные, интересные. Давайте устроим мини-выставку. Посмотрите на свои работы. Нравятся ли они вам? Ребята располагают готовые пейзажи на доске.
| Выставка работ Обучающиеся делятся своими впечатлениями, рассказывают о выполненной работе Гилёва Екатерина. «Домик». бум, уголь Вохмянина Саша. «На берегу в Усолье» Бум, гуашь Якимова Ульяна. 10 лет «Первый пруд» Бум, гуашь | Умение радоваться законченной работе. Навык радоваться за других. Получить эмоциональное удовлетворение. |
4.2 | Сегодня у нас был необычное занятие, творческое. Расскажите, что нового вы узнали. До свидания.
| Ответы детей | Осознание достижения 3-х видов результатов. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила техники безопасности обучающихся на пленэре.
1.1. Общие правила поведения.
Во время движения к месту занятий: не отставать от группы, переходить улицы только в установленных местах и по команде преподавателя. Категорически запрещено отлучаться из группы, не предупредив руководителя. В случае если учащийся отстал, потерялся во время движения группы по маршруту, то он остается на месте и ожидает возвращения преподавателя, по возможность сообщает сразу по мобильной связи о своем отставании. На занятиях строго надлежит находиться в рамках, границах места, указанных руководителем. При посещении туалета обязательно предупредить об этом преподавателя (посещение туалета в природных условиях происходит в указанное преподавателем место и в целях безопасности с сопровождающими одноклассниками в количестве не менее 2 человек).
После занятий на природе тщательно убрать за собой свое рабочее место
(обязательно предусмотреть мусорные пакеты и ближайшее место для выброса мусора).
2.1. Одежда и снаряжение учащегося на пленэре.
• Стул складной.
• Легкие планшеты формата А3 (ДВП) с креплениями для бумаги.
• Вместительные удобные рюкзаки.
• Бутылка пластиковая с питьевой водой (0.5л).
• Одежда походная: головной убор (желательно с козырьком)
• закрытая обувь (для походов по пересеченной местности)
• одежда, закрывающая максимально тело от солнца, ветра, комаров, клещей, жгучих растений
• плащ или зонт (на случай дождя)
• Бутылка пластиковая с водой для мытья кистей (0.5л)
• Емкость для мытья кистей (пластиковая, не бьющаяся)
• Категорически запрещено пользоваться аудио-плеером, наушниками.
. Запас еды и воды для обеденного перерыва.
(Скоропортящиеся продукты, чипсы, сладкую газированную вода категорически запрещается употреблять во время отдыха).
Запрещается учащимся пить не кипяченую воду, пробовать на вкус какие-либо растения плоды и грибы, есть не мытые, не зрелые овощи и фрукты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Акцент – ( от лат.accentus – ударение) в изобразительном искусстве приём подчёркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве фигуры, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.
Гамма цветовая – основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Иллюзорность – ( от лат.illusio – заблуждение) сходство изображения с натурой, граничащее с обманом зрения.
Колорит – (от лат. color – цвет, краска) – особенность цветового и тонового строя произведения. под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых отношений, а также богатство цветовых оттенков.
Нюанс – ( от франц. nuance – оттенок) очень тонкий или очень тонкий переход от света к тени.
Оттенок – изменение. иногда малозаметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды.
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Рефлекс – отражение цветов рядом находящихся предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Комплект рисунков «Пленэр 2016»
Гилёва Екатерина. 16 лет «Лето» Гилёва Екатерина 16 лет «Летний день» Третьякова Влада 11 лет«Дерево»
Гилёва Екатерина 16 лет. «Монашеский дом в Усолье» Пыхтеева Светлана 14 лет. «На краю деревни»
Богатырёва Настя. 14 лет «В Усолье» Гилёва Екатерина 16 лет. «На берегу Камы»
Список используемой литературы
- Кошель П. «Искусство» энциклопедический словарь школьника;
- журнал «Юный художник» № 4, 2000 г. стр 36-39 ;
- журнал «Юный художник» № 6 2002 г. стр 28-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Пленэр"
Программа по предмету «Пленэр» для 2-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями....
Пленэр в художественной школе
Статья о летней пленэрной практике в художественной школе...
Программа учебного предмета «Пленэр»
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразитель...
Программа профильной смены для одаренных детей "Летний пленэр на Конде"
Данная программа является одним из направлений программы «Районный экспозиционный центр «Радужный мост», которая успешно реализуется в ЦДОД «Подросток» с 2006 года. Наиболее талантливые дети в течение...
Фестиваль стимпанка в Петергофе "Александринский пленэр-2015". Мода, объекты и безумия стимпанка на фестивале.
Фестиваль стимпанка (постмодернисткий фэнтези в викторианском стиле Великобритании 1837-1901 годов). Мода стимпанка, объекты его механики, шоу велосипедистов (BMX-команда) на фестивале, состоявшемся в...
Проект занятия по пленэрной практике в художественной школе «Ура! Пленэр. Растения с натуры».
Инновационным является преподавание изобразительного искусства в тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием. Через изучение тем предметов, изучаемых в художественной школе (рисунок, живопись, комп...
Программа по учебному плану ПЛЕНЭР (на 5 лет)
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях (далее – ФГТ).Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процес...