Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта .
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Алтаева Елена Николаевна
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя  изобразительного искусства
Алтаевой Елены Николаевны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя  изобразительного искусства

Алтаевой Елены Николаевны.

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса        .

         Я работаю учителем  ИЗО 29 лет.  Главным в своей работе  всегда  считала  урок.

Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает  инновационная.  Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Тема инновационного педагогического опыта.

 «Развитие творческих способностей учащихся на уроках  изобразительного   искусства   с применением  информационно - коммуникативных технологий. »

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса        .

Становление моего опыта осуществлялось и продолжает осуществляться на уроках изобразительного искусства с учащимися МОУ «Лицей №31». Наблюдения за детьми показали, что в более старшем возрасте, ученики теряют интерес к  ИЗО. Для повышения мотивации и интереса к предмету, надо было искать новые методы. 1.Внедрение нетрадиционных форм урока позволит учителю  более эффективно  осуществлять свою деятельность.2.Через нетрадиционные формы урока, с применением ИКТ,  пробудить интерес к предмету.3.Систематически  применять различные формы  и использовать инновационные технологии.

 Изобразительное   творчество - одно из любимейших  занятий   детей. Эта    работа требует     художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое  воображение. У ребенка возникает желание  передать в  рисунках  свои впечатления. Он   берет в руки карандаш и  рисует... Но наступает тот  момент   когда  юный художник  отбрасывает  кисть и перестает  творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти  компьютер.  Учитель и ученик на равных окунаются в мир искусства и техники. Я  понимаю,  сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках ИЗО и МХК, несомненно, является качество используемых на уроках аудио  и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, современная звуковая аппаратура.) позволяет добиться желаемого результата.

         

        Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. На протяжении последних  лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования  и ставлю перед собой следующие задачи:

- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через искусство;

- развитие творческой личности на уроках  ИЗО.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

       Условия формирования ведущей идеи  опыта обусловлена тем, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Мой опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно- коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают  сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках  изобразительного искусства может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии художников, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных  художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов по произведениям того или иного художника, , заочные путешествия по музеям мира и  т. д. Мне, как учителю  небольшого города возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Однако,  при всех положительных качествах ИКТ я считаю, излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.

 Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой  и развивается личность учащегося.

        

3.Теоретическая база опыта

       Все мы воспринимаем и переживаем искусство  по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.  В наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. Моя цель,  средствами  изобразительного искусства  формировать культурного человека.   Для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на  моих уроках  преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными, где не будет места обыденности и схематизму? Своей первостепенной задачей, как учителя  я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках  ИЗО вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока искусства   новые методы  проблемного и развивающего обучения стали реальностью.

 Мне, как учителю , необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься рисованием, когда дети начинают «хотеть»  любоваться картинами и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Художественное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1  по 7 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в  художественные  образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий , содержание , методы  приемы воспитания и обучения.

        Я считаю, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение ИКТ на уроках ИЗО позволили мне реализовать идею развивающего обучения.  С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать творческие задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. .

Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников. Глубоко уверен в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с        ними. Мне как учителю компьютер дает широкие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный         мир. При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей школьников, то есть не более 25 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным. Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:
        - повышение        наглядности        учебного        процесса;
           - доступность        и        индивидуальный        подход;
           - возможность        обеспечения        обратной        связи;
           - неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
           -  организация коллективной и групповой работы.

С помощью компьютера можно поставить перед учащимися реальную, понятную, вполне достижимую цель. Таким образом, у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на        других         уроках. Появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью компьютера,  бесспорно,  воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный        материал. И какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на        экране         представлен        в красках, со звуком и другими эффектами. В этих случаях незаменимым помощником мне как учителю может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой        и        исследовательской        работы.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких        пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:
1.        Объяснения        новой        темы

2.    Как источник информации
3.        Как        средство        подачи        информации
4.        Создание        проблемной        ситуации
5.    Организация  проектной деятельности

6. Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности. 


5.Анализ  результативности 
1) Применение мультимедийных презентаций позволяет активизировать учебный процесс , сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
2) Педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%,  совместно  использование  звуковой  и  визуальной  техники  обеспечивает  усвоение   учебной  информации        объемом        до        65%.
3) Новые  технологии  увеличивают  мотивацию  учения,  позволяют  по-иному  вести   индивидуальные  задания,  управлять  учебным  процессом.
4) Совершенно  очевидна  высокая  эффективность  использования в обучении  медиауроков, так  как  они дают  возможность  воздействовать  на все органы  чувств  и, следовательно, интенсифицировать  воздействие на ученика и,  соответственно,  резко повысить мотивацию и возможности  восприятия им учебного материала.

Мониторинг  качества обученности учащихся за 2012-2015учебный год

2012-2013

2013-2014

2014- 2015

Качество знаний

100%

100%

100%

Успеваемость

100%

100%

100%

Средний балл

4,7

4,6

4,8

- Внеурочная деятельность по предмету

ФИО

ученика

Наименование мероприятия

Уровень

Дата проведения

Результат

1.Горина Екатерина Вячеславовна

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по МХК

Муниципальный

14.12.2011г.

Призёр

2.Федашева Екатерина Сергеевна

1 городская олимпиада по изобразительному искусству.

Муниципальный

2011г.

Призер

3.Морозова Ольга Игоревна

Республиканский конкурс экологического плаката

Республиканский

2011г.

3 место

4. Жамков Никита

Городской конкурс «Новогодняя игрушка»

Муниципальный

2012

1 место

5.Душкин Максим Андреевич

Городской конкурс  «Новогодняя игрушка моей семьи.»

Муниципальный

2013г.

2 место

6.Бикмаева Элина Романовна

Городской конкурс рисунков «Лица  войны»

Муниципальный

2013г.

3 место

7.Терёшкина Дарья Андреевна

Городской конкурс рисунков «Лица  войны»

Муниципальный

2013г.

Приз зрительских симпатий

8.Дырина Дарья Викторовна

Городской конкурс «Сохраним мордовские леса»

Муниципальный

2013г.

2 место

9.Федашёва Екатерина Сергеевна

Городской конкурс рисунков «Мои бабушка и дедушка»

Муниципальный

2013г.

2 место

10.Радайкина Е.,

  9 кл.    

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по искусству и МХК

Муниципальный

2014

Участие

(11 место)

11.Радайкина Е.,

  9 кл.    

Республиканский тур Всероссийской олимпиады по искусству и МХК

Республикански

2014

участие

12.Федашёва Екатерина Сергеевна

Олимпиада школьников по искусству

Муниципальный

2014г.

Призёр

13.Федашёва Екатерина Сергеевна

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству(МХК)

Республиканский

2015г.

Пизёр

14.Кошкина Полина Евгеньевна

Конкурс посвящённый Светлому празднику Пасхи

Республиканский

2015г.

1 место

15.Михеев Демид Андреевич

Городской конкурс экологического плаката

Муниципальный

2015г.

2 место

16.Радайкина Елена Анатольевна

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству(МХК)

Республиканский

2016г.

Призер

17.Исупова Дарья

Сергеевна

Международный форум «Одарённые дети»

Московский международный форум

2016г.

Гран-при.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологии.

  Бесспорно, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения данной технологии. Считается, что учитель, работая над чем-то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего опыта является влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

                 

 7.Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт может быть востребован учителями  изобразительного искусства и всеми преподавателями, кто использует разнообразные формы и методы на уроках  и во внеурочной деятельности. При этом учителям должны быть свойственны любознательность, организованность и педантичность.  Использование ИКТ в своей педагогической деятельности имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствует повышению мотивации школьников к обучению.  углубляет и расширяет знания учащихся,  способствует  расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.

8. Наглядное приложение.

          Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на Интернет - портале  

http://nsportal.ru/ altaeva-elena-nikolaevna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...