Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта .
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства
Алтаевой Елены Николаевны.
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса .
Я работаю учителем ИЗО 29 лет. Главным в своей работе всегда считала урок.
Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.
Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.
Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.
Тема инновационного педагогического опыта.
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства с применением информационно - коммуникативных технологий. »
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса .
Становление моего опыта осуществлялось и продолжает осуществляться на уроках изобразительного искусства с учащимися МОУ «Лицей №31». Наблюдения за детьми показали, что в более старшем возрасте, ученики теряют интерес к ИЗО. Для повышения мотивации и интереса к предмету, надо было искать новые методы. 1.Внедрение нетрадиционных форм урока позволит учителю более эффективно осуществлять свою деятельность.2.Через нетрадиционные формы урока, с применением ИКТ, пробудить интерес к предмету.3.Систематически применять различные формы и использовать инновационные технологии.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер. Учитель и ученик на равных окунаются в мир искусства и техники. Я понимаю, сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках ИЗО и МХК, несомненно, является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, современная звуковая аппаратура.) позволяет добиться желаемого результата.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. На протяжении последних лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования и ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через искусство;
- развитие творческой личности на уроках ИЗО.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Условия формирования ведущей идеи опыта обусловлена тем, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Мой опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно- коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках изобразительного искусства может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии художников, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов по произведениям того или иного художника, , заочные путешествия по музеям мира и т. д. Мне, как учителю небольшого города возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Однако, при всех положительных качествах ИКТ я считаю, излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
3.Теоретическая база опыта
Все мы воспринимаем и переживаем искусство по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. В наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. Моя цель, средствами изобразительного искусства формировать культурного человека. Для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными, где не будет места обыденности и схематизму? Своей первостепенной задачей, как учителя я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках ИЗО вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока искусства новые методы проблемного и развивающего обучения стали реальностью.
Мне, как учителю , необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься рисованием, когда дети начинают «хотеть» любоваться картинами и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Художественное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1 по 7 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в художественные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий , содержание , методы приемы воспитания и обучения.
Я считаю, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение ИКТ на уроках ИЗО позволили мне реализовать идею развивающего обучения. С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать творческие задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. .
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологии.
Бесспорно, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения данной технологии. Считается, что учитель, работая над чем-то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего опыта является влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт может быть востребован учителями изобразительного искусства и всеми преподавателями, кто использует разнообразные формы и методы на уроках и во внеурочной деятельности. При этом учителям должны быть свойственны любознательность, организованность и педантичность. Использование ИКТ в своей педагогической деятельности имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствует повышению мотивации школьников к обучению. углубляет и расширяет знания учащихся, способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.
8. Наглядное приложение.
Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на Интернет - портале
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...