Презентация "Природа родного края. Замечательные животные"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Очень важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Задача учителя - формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю, убеждение о  бесценности родной природы
и о необходимости  ее оберегать. Особенно это касается редких и исчезающих видов.

Всего в Красную книгу Костромской области занесено 155 растений и 124 животных. Это те виды флоры и фауны, которые, может быть, и не числятся в Общероссийской красной книге, но которые находятся под угрозой исчезновения именно в нашей области. Самое редкое позвоночное – выхухоль русская. У нас их отмечено всего 19 особей. И все в Галичском районе – здесь даже будет создан боброво-выхухолевый заказник. Эта мера, по мнению специалистов, поможет сохранить выхухоль как вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.92 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа родного края Презентация выполнена учителями изобразительного искусства Гимназии №15 города Костромы Батуриной Ольгой Борисовной, Пучковой Еленой Викторовной Замечательные животные

Слайд 2

Изображение и реальность Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского 2 четверть «Реальность и фантазия » Урок №1

Слайд 3

Под водой не намокает Мех у зверя тихого. Дышит - хобот поднимает Над водою ВЫХУХОЛЬ .

Слайд 4

Сохранившаяся почти без изменений в течение десятков миллионов лет русская выхухоль — современница мамонта. . Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый Шкурка зверька смазана жиром, и почти не намокает.. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба

Слайд 5

Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Жизнь человека связана с животным миром. Еще первобытный человек на стенах пещер изображал животных зверей, птиц, сцены охоты

Слайд 6

Животных рисовать реалистично особенно трудно . Художнику необходимо усердно наблюдать и изучать повадки, характер, облик изображаемого животного или птицы. Василий Ватагин

Слайд 7

Здесь важны внимание и точность, знание строения тела животного Евгений Чарушин

Слайд 8

В анималистическом жанре работают и костромские художники КУПРЕЯНОВ Николай Николаевич (1894-1933) Козы в хлеву 1927. б., ч.акварель Стадо коров. Селище. Из серии Стада 1927.б.тушь

Слайд 9

Татьяна Макеева - художник-график, графики,большую часть времени проводит с семьей в деревне Аносово Костромской области. Рисунок лисицы Серия Жизнь в деревне Хлев двадцать первоговека, тушь. перо, 2005 Серия Звери России Энциклопедия охотника. 2005, тушь перо Серия Звери России. Выхухоль Тушь, перо, бумага, 1988 год.

Слайд 10

АНИМАЛИСТИКА - жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные.

Слайд 11

Полдня рисовал я красавца коня. И все за рисунок хвалили меня. Сначала мне мама сказала словечко: «Чудесная, Данилка, вышла овечка». Но с тем же рисунком я к папе пошел. И папа сказал мне: «Отличный козел!». Потом похвалила малышка сестренка: «Ты очень хорошего сделал котенка». И братец мой старший меня похвалил. Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил». В каком же жанре трудился Данил?

Слайд 12

Когда у людей появился интерес к изображению животных? Какими особенностями должен обладать художник, рисующий животных? Как называют себя художники, изображающие животных? Каких животных изображают наши костромские художники? Какими художественными материалами выполнены работы? Какие приемы использовали художники, чтобы изобразить животных реалистично?

Слайд 13

Этапы работы над графическим изображением

Слайд 14

А В Б 3 2 1

Слайд 15

Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг и то, что ему интересно людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить ее как можно ближе к действительности – реально

Слайд 16

. Для сохранения редких и исчезающих видов флоры и фауны на территории Костромской области уже организовано десять особо охраняемых природных зон.

Слайд 17

Экологический проект «Красная книга глазами детей» (рукотворная книга) Ребятам было предложено создать творческие работы (рисунок или фотографию)по личным впечатлениям от знакомства с Красной книгой региона. Нечай Лилита, 12 лет « Русская выхухоль»(акварель)

Слайд 18

Литература. 1. Абеленцев В. I., 1956 : 119-138; Денисов Д. И. Выхухоль. М., 1952 : 3-46. 2.Красная книга Костромской области. Коллектив авторов ДПРиООС Костромской области, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова,К острома 3. . Копейкин М.С. Репин Н.Н. Материалы и техники рисунка. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 95 с .4 Соловьёва Б.А. Искусство рисунка. – Л.: Искусство, 1989. – 255 5. Соколов В. Е. Систематика млекопитающих. Учеб. пособие для университетов. М., «Высшая школа», 1973. 432 стр. с илл. 6.Хахин Г. В. Русская выхухоль в опасности: динамика числен ности и проблемы охраны. — М.: Изд–во Центра охраны дикой природы, 2009. — 104 с. 7.Материалы ресурсов Интернета



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Батурина Ольга Борисовна,  Пучкова Елена Викторовна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тип урока: комбинированный

Тема: «Изображение и реальность»

Региональный компонент: животные Костромского края, художники Костромского края

Цель: Ознакомить с понятиями « реальность», «анималистика», «пропорции» . Формировать умение изображать на плоскости животных. Закрепить  умения пользоваться  линией, штрихами и  пятном  как  средствами  художественной выразительности.

Развивать  эстетическое отношение  к действительности и  умение творчески передавать формы реального животного мира. Содействовать воспитанию бережного отношения к животным родного края.

Планируемые результаты:

  • Личностные:  воспитывать бережное отношение к природе Костромского края.
  • Метапредметные:

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  • Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться   за  помощью.
  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение по заданным критериям.
  • Предметные:
  • Знать: костромских художников – анималистов; животных Костромского края.
  • Уметь: работать последовательно при изображении животного, соблюдать пропорции при изображении животного, работать штрихом, линиями, применять полученные знания на практике.

Основные понятия: анималист, реальность, пропорция

Межпредметные связи: урок окружающего мира

Ресурсы:

  •  Основные: учебник, презентация «Русская выхухоль», фотографии выхухоли.
  • Дополнительные: альбом, простой карандаш, ластик.

Формы урока:  И – индивидуальная

Технология, методы, приёмы: объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивный метод; приёмы:  беседа, диалог, демонстрация наглядных пособий, учебные практические задания, повторение демонстраций приёмов изображения, анализ допущенных ошибок, выявление интересных творческих решений.


№ п/п

Название
этапа

Планируемые результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Примечания

Личностные

Метапредметные

(УУД)

Предметные

1

Возникновение проблемной ситуации: постановка проблемы и осознание учащимися познавательных задач

Доброжелательное отношение к природе Костромского края

Познавательные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение структурировать знания.

Показывает фотографию животного (выхухоль) и предлагает отгадать загадку для определения темы урока.

Отгадывают загадки, формулируют тему урока.

Рассмотреть фотографию и отгадать загадку:

Под водой не намокает 

Мех у зверя тихого.

Дышит -  хобот поднимает

Над водою……

Фотография животного (выхухоль)

Регулятивные УУД:

умение контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные УУД:

умение доказывать свой выбор;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Организует выбор учебных задач на урок. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока.

Выбирают задачи на урок, обосновывают свой выбор.

-Ребята, почему у нас в гостях это животное?

-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

2

Поиск новой информации, возникновение замысла 

Физкультминутка

Доброжелательное отношение к природе Костромского края

Познавательные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умение структурировать знания;

формулировка выводов.

Развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира

Организует беседу о художниках – анималистах

Учитель проводит физкультминутку

Запоминают понятие «художник – анималист», отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

Учащиеся активно выполняют упражнения

Просмотрев презентацию, ответить на вопросы:

1.  Когда у людей появился интерес к изображению животных?

2.Какими особенностями должен обладать художник, рисующий животных?

3.Как называют себя художники, изображающие животных?

4.Каких животных изображают наши костромские художники?

5.Какими  художественными материалами выполнены работы?

Какие приемы использовали художники, чтобы изобразить животных реалистично?

Презентация

3

Возникновение затруднений

Коммуникативные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

умение  осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных  задач.

Задаёт вопросы

С помощью вопросов учителя выявляют затруднения.

Сегодня  у нас необычный гость -  это животное является исчезающим и занесено в Красную книгу Костромской области. Это выхухоль. Сейчас все мы - художники – анималисты и нам предстоит нарисовать его. Что вам надо знать для выполнения этой работы?

4

Поиск способов, возникновение гипотезы решения задач и затруднений

Приобретение опыта работы графическими художественными материалами  

Организует фронтальную практическую работу, наглядно демонстрирует приёмы работы.

Повторяют упражнения за учителем, осваивают новые приёмы изображения, выполняют задание на проверку.

Задание на проверку: найти на работах художников - анималистов различные приёмы работы карандашом (точка, линия, штрих)

5

Изображение в материале, закрепление и совершенствование знаний, привитие умений и навыков, их применение

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера

Регулятивные УУД:

умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Приобретение опыта создания художественного образа в  графике

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют задание, принимают индивидуальную помощь

Нарисовать выхухоль, используя выполненные упражнения. Выразительную позу для изображения подобрать самостоятельно.

6

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

Доброжелательное отношение к природе Костромского края

Коммуникативные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Регулятивные УУД:

умение контролировать и оценивать учебные действия.

Личностные УУД:

действие нравственно-эстетического оценивания.

Регулятивные УУД:

умение контролировать и оценивать  учебные действия.

Подводит итог урока по ключевым вопросам.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует проведение самооценки

Высказывают своё мнение.

Осуществляют самооценку.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Кто такие анималисты?

- Как вы думаете, почему мы сегодня рисовали не котиков и собачек, не медведей и зайчиков,  а выхухоль?

-Все, кто считает, что на уроке активно работал, поднимал руку, отвечал на вопросы, высказывал своё мнение, полностью выполнил свою работу, нарисует шкалу с высокой отметкой, если что- то не доработали, то у шкалы отметка будет где - то посередине, если успехи не высоки, то и отметка будет расположена ниже.

 РЕАЛЬНОСТЬ  (от позднелат. realis - действительный) - существующее в действительности.

 АНИМАЛИСТИКА  (от лат. animal – животное) -  жанр изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), основным объектом которого являются животные.

  Пропорция (от лат. proportio – «соотношение») – это отношение между двумя или более соразмерными величинами.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"

Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....

КВН по теме ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ

Данная методическая разработка способствует обобщению и систематизации знаний детей о птицах и животных родного края....

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению «Воронежский край - край замечательных людей»

Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.Цели мероприятия:  педагогически направленн...

Животные и растения родного края

Презентация к внеклассному мероприятию "Удивительный мир флоры и фауны родного края"...

Внеклассное мероприятие: путешествие по страницам Красной книги«Животный мир родного края»

Внеклассное мероприятие:  путешествие по страницам Красной книги«Животный  мир родного края»...