Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа содержит:
- пояснительную записку;
- место учебного предмета в учебном плане;
- используемый учебно–методический комплект, включая электронные ресурсы;
- планируемые результаты освоения учебного предмета - предметные, метапредметные, личностные;
- форму и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- содержание учебного предмета;
- календарно - тематическое планирование с учетом праздничных и каникулярных дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_5_klass_izo.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята «Утверждаю»
Педагогическим советом Приказ от ______ № _______
ГБОУ лицей №329
Протокол от _______ № ___ __________ Директор О.А. Беляева
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой)
для 5 класса
Срок реализации рабочей программы 1 год
Соломатина Елена Александровна
(Ф.И.О. учителя)
________________________________Санкт-Петербург____________________________
(наименование города)
_____________________________________2016___________________________________
(год составление программы)
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- примерных программ по изобразительному искусству «Просвещение» 2010 г.,
-программы формирования универсальных учебных действий;
- рабочей программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования( ФГОС ООО).
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным - действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
- понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
- осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
- Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 4 учебных часа.
- Используемый учебно–методический комплект, включая электронные ресурсы:
Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012.
Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013.
ШпикаловаТ.Я. Изобразительное искусство.5-9классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.
Учебник по изобразительному искусству.
Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов
Энциклопедии по искусству, справочные пособия.
Альбомы по искусству.
Книги о художниках и художественных музеях.
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Мультимедийный компьютер и проектор.
Презентации по народным промыслам.
Презентации: «Памятники архитектуры России и мира», «Стили и направления в искусстве», «Декоративно-прикладное искусство».
Краски акварельные.
Краски гуашевые.
Бумага формата А3, А4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Кисти.
Емкости для воды.
Клей.
Ножницы.
Муляжи фруктов.
Муляжи овощей.
Пластилин.
Коллекция вышитых народных полотенец.
Коллекция глиняной посуды.
Коллекция предметов народных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Дымковские игрушки и т.д.).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметные:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Метапредметные:
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Фиксация изображений и звуков
Выпускники научатся:
- осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
- учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Личностные:
в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Форма и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
- Активность участия.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
- Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
- Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Формы домашнего задания:
- Сообщения о художниках, жанрах и видах изобразительного искусства, музеях и др.; задания в виде практических работ - рисунки, поделки; проекты.
- Поиск материала по темам - репродукции, фотографии.
- Сбор информации по теме – статьи, журналы, книги, интернет-ресурсы.
2. Содержание учебного предмета:
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 часов)
Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве (11часов)
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве (6 часов)
Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | |||||
по плану | по факту | |||||||||
Раздел: Образ родной земли в изобразительном искусстве (9часов) Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (5часов) | ||||||||||
1 2 | Дары осени в натюрморте | 2 | 01.09 08.09 | Размещение композиции, выполнение прорисовки предметов, определение освещённости предметов, работа красками | Подготовить сообщение на тему «Натюрморт в живописи» | |||||
3 | Осенние плоды в твоём натюрморте | 1 | 15.09 | Выполнение рисунка композиции декоративного натюрморта в цвете в технике коллаж, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции | Бумага, картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладкокрашенная с мелким и крупным рисунком. Учебник, презентация с репродукциями картин М.С.Сарьяна, П.В.Кузнецова, И.И.Машкова, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки | |||||
4 | Резервный урок | 1 | 22.09 | |||||||
5 | Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства | 1 | 29.09 | Выполнение рельефной композиции «древо жизни» согласно условиям творческого задания | Пластилин, картон, фанера, учебник, Презентация барельефы и горельефы. Презентация на тему рельефы и барельефы в древнерусском зодчестве и декоративно-прикладном искусстве | |||||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4часа) | 05.10 | |||||||||
6 7 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике | 2 | 06.10 13.10 | Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии | Презентация: «Осенние пейзажи выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины XX века» | |||||
8 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике | 1 | 20.10 | Выполнить иллюстрацию с мотивом осеннего пейзажа к стихотворению и макет страницы (разворота) к ней | Презентация на тему «Оформление книги – книжная графика». Бумага, краски, кисти, клей | |||||
9 | Резервный урок | 1 | 27.10 | |||||||
Раздел: Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8часов) Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность (2часа) | 27 | |||||||||
10 | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла | 1 | 10.11 | Выполнить зарисовку человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины «Ярмарка» | Презентация «Произведения отечественных живописцев XIX - XX века». Акварель, гуашь, бумага | |||||
11 | Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми | 1 | 17.11 | Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка», применяя композиционные, графические или живописные средства выразительности | Презентация «Произведения отечественных живописцев XIX - XX века». Презентация «Ярмарка». Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь | |||||
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2часа) | ||||||||||
12 13 | Зимняя пора в живописи и графике | 2 | 24.11 01.12 | Выполнить зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению | Презентация «Пейзажи отечественных живописцев и графиков конца XIX-начала XXвека». Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь | |||||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2часа) | 30.11 | |||||||||
14 15 | Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера | 2 | 08.12 15.12 | Выполнить эскиз пояса и флюгера. Плетение пояса из трёх и пяти нитей. Изготовление дымника с флюгером | Презентация «Народные костюмы разных регионов России, дымники» Бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки, булавка, чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга | |||||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2часа) | ||||||||||
16 17 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства | 2 | 22.12 12.01 | Выполнить зарисовку персонажа былины. Завершить образ фольклорного героя в цвете | Презентация «Произведения живописцев, воссоздавших образы фольклорных героев». Акварель, гуашь, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага | |||||
Раздел: Мудрость народной жизни в искусстве (11часов) Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5часов) | 21.12 | |||||||||
18 | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом | 1 | 19.01 | Выполнить графические зарисовки по памяти или по представлению деревянной постройки твоего города | Презентация «Произведения живописи, графики и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества». Простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага | |||||
19 | Изба – творение русских мастеров - древоделов | 1 | 26.01 | Сконструируй и построй из бумаги крестьянское подворье силами «плотницкой артели» | Презентация «Произведения живописи и фотографии, воспроизводящие постройки деревянного древнерусского зодчества» Карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей | |||||
20 | Резервный урок | 1 | 02.02 | |||||||
21 | Изба – модель мироздания | 1 | 09.02 | Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома | Презентация «Декоративное убранство в облике деревянных домов разных регионов России». Простой и цветные карандаши, фломастер | |||||
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность | 1 | 16.02 | Изготовить элементы декора избы из бумаги способом многослойного симметричного вырезания | Презентация «Произведения народного мастера из Палеха, запечатлевшие сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также элементы декоративного убранства зданий» Ножницы, бумага, клей | |||||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3часа) | ||||||||||
23 | Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка» | 1 | 02.03 | Выполнять эскиз по представлению декорации к театральной постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка», основа коллективного панно | Презентация «Эскизы декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка», выполненных В.М. Васнецовым». Живописные материалы по выбору | |||||
24 | Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка» | 1 | 09.03 | Выполнить эскиз по представлению сценического костюма одного из персонажей к постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка» | Презентация «Эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М.Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я.Билибин) Карандаши, фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки | |||||
25 | Резервный урок | 1 | 16.03 | |||||||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3часа) | 23 | |||||||||
26 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве | 1 | 23.03 | Выполнить зарисовку с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» | Презентация «Живописные произведения отечественных художников XIX - XX века», в которых отражены традиции масленичных гуляний. Живописные материалы по выбору | |||||
27 28 | Традиции оформления праздничной среды | 2 | 06.04 13.04 | Выполнить эскиз многофигурной композиции для сюжетно-декоративной композиции на тему празднования Масленицы | Презентация «Произведения народных мастеров росписи по дереву из Федоскина, Мстёры, Городца, Палеха», в которых отражены традиции масленичных гуляний. Живописные материалы по выбору | |||||
Образ единения человека с природой в искусстве (6часов) Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2часа) | ||||||||||
29 | Животные – братья наши меньшие | 1 | 20.04 | Выполнять наброски животных по памяти и представлению | Презентация «Изображения животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рельефах архитектурных сооружений Древнего мира, в скульптуре и живописи XVII - XVIIIв.» Произведениях современных художников-анималистов. Графические и живописные материалы по выбору | |||||
30 | Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов | 1 | 27.04 | Выполнить скульптурный этюд животного по памяти и представлению | Презентация «Произведения отечественных художников-анималистов». Пластилин | |||||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1час) | ||||||||||
31 | Экологическая тема в плакате | 1 | 04.05 | Выполнить эскиз плаката на тему по выбору: защита природы или охрана памятников искусства | Презентация «Плакаты, выполненные ведущими отечественными мастерами-графиками». Акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь, ватман | |||||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3часа) | 11 | |||||||||
32 33 | Троицына неделя и её образы в искусстве | 2 | 11.05 18.05 | Выполнить зарисовку многофигурной композиции по представлению на тему «Хоровод», «Тихая песня», «Весёлый перепер». Создать сюжетно-тематическую композицию «В троицын день» на основе зарисовки, выполненной на предыдущем уроке | Презентация «Народные праздники на Руси» Фломастеры, цветные мелки, акварель, гуашь | |||||
34 | Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность | 1 | 25.05 | Выполнить куклу в праздничном наряде | Презентация «Праздничные традиционные женские наряды: северорусского и южнорусского костюмов в произведениях художников мастеров народного декоративно-прикладного искусства» Ткань, нитки, ножницы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс по программе В.С.Кузина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс по программе В.С.Кузина...