Древнерусское искусство XIV-XVII веков
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
В презентации представлено искусство интересного для учащихся периода Древней Руси. Рассматриваются разные вмды искусства: архитектура, монументальная живопись и иконопись, декоративное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskoe_iskusstvo_xiv-xvii_vv.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новгородская архитектура (XI V —XVI вв.) Ц ерковь Федора Стратилата на Ручью (1360-1361) Ц ерковь Спаса на Ильине улице (1374). В этот период сооружались небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими формами. Малые размеры церквей диктовались не только тем, что для церковных с построек не использовались более средства общегородской казны. Каждая храмовая постройка была рассчитана лишь на потребности небольшого прихода, а не всей огромной столицы.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406 г. Фасады храмовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами арочек и треугольных впадин.
Грановитая палата на Владычном дворе. Новгород 1433 г. Стена Детинца, Н овгород .
Архитектура Московского княжества (XIV—XVI вв.) Троицкий собор В Троице-Сергиевом монастыре . 1423 г. Спасский собор в Андрониковом монастыре. 1424-1427
Архитектура Московского Кремля (XIV—XVI вв.) В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор.
Успенский собор – главный храм Московского кремля. В1475-1479 годах знаменитый болонский зодчий Альберти Фиораванти (прозванный на Руси Аристотелем) построил Московский Успенский собор. В летописях того времени упоминалось, что строительство велось « въ кружало да въ правило» (т.е. с помощью циркуля и линейки). Предварительное изучение мастером владимирских и новгородских памятников определило близость облика храма к древнерусским образцам .
Успенский собор снаружи и внутри. Миниатюра из рукописи XVII века «Книга избрания и венчания на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича ».
Р оспись Успенского собора . Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают церковь так же, как столпы несут свод.
Благовещенский собор ( 1484-1490) Благовещенский собор , домовая ( семейная) церковь великого князя. Строили ее мастера из Пскова. Основной объем собора имел форму куба. С востока к нему примыкали три апсиды. Ряд легких декоративных полуколонок опоясывал все здание. Закомары имели особую, килевидную , форму. Такой же формы кокошники окружали центральную главу собора. Главы, кровля и остроконечные верхи апсид были богато позолочены, отчего собор прозвали Златоверхим.
Архангельский собор Построил итальянский зодчий Алевиз Новый В 1505-1509 годах. В нем отразились черты итальянской архитектуры. Фасады здания он разделил широким карнизом на две горизонтальные части, а традиционные русские лопатки заменил двумя рядами плоских колон, которые завершались капителями.
Княжеский дворец (1481 -1508). Государев дворец не был единым зданием, а представлял собой множество больших и малых, выстроенных из камня и дерева, причудливо соединенных друг с другом «палат» и «изб». Отдельные части дворца имели различную высоту, их островерхие четырехскатные крыши придавали постройкам особую живописность.
" Грановитая Палата" (1487-1491) – тронный зал государя всея Руси.
Ивановская колокольня Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Ивановская колокольня представляла собой стройный столп из двух поставленных друг на друга восьмигранников и венчающая их глава. Впоследствии Ивановская колокольня была надстроена еще одним ярусом. В 1532 – 1543 годах с северной стороны зодчий Петрок Малый пристроил монументальную четырехугольную звонницу с высокой мощной главой. В 1624 году появилась еще одна звонница – Филаретовская пристройка, завершенная белокаменными пирамидками и шатром.
Вейс И. А. Вид на колокольню Ивана Великого. Алексеев Фёдор Яковлевич (1754-1824). Колокольня Ивана Великого. Ивановская колокольня в картинах художников.
Шатровое зодчество XVI - XVII веков . Вознесенская церковь в Коломенском , 1532г . Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры и не имеют аналогов в архитектуре других стран .
Церковь Ильи Пророка. Ярославль 1647 – 1650 гг. Благовещенский собор в Муроме. 16 – 17 века
Покровский собор (Собор Василия Блаженного). (1555—1561 ) Храм Василия Блаженного величайшее достижение русской архитектуры, отражение самых ярких и самобытных черт национального гения . Это каменный многопридельный храм. Его композиция является оригинальной, у неё нет прямых предшественников.
Архитектура XVII века. Ц ерковь Рождества Богородицы в Путинках, в Москве (1649-1652) Это небольшой храм с единым внутренним пространством, в нём всё декоративно, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трех сторон открытой галереей — сенями.
церковь Троицы в Никитниках в Москве ( 1653 г.) Она невелика, но зато нарядна. На красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали: затейливые наличники, парные колонки, которые членят фасады и резные карнизы. Наверху поставлены один на другой ряды заостренных кокошников, придающих верху храма сходство с кедровой шишкой; на кокошниках стоят пять глав.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове , Ярославль ( 1671-1687 гг. ) Фрагменты декора купеческих церквей.
Московское барокко. Церковь Покрова в Филях. Конец XVII века. Основание её представляет собой куб (четверик). Со всех сторон к кубу примыкают полукруглые выступы, так что план церкви выглядит как цветок с четырьмя лепестками. Сверху на куб поставлен широкий восьмигранник (восьмерик), на него еще один поуже , с проемами для колоколов, а сверху третий – восьмигранное основание главы. Здание получилось высоким, цельным, но оно не устремлялось ввысь, как копье, нацеленное в небо, а поднималось торжественно и плавно. Мастера не пожалели белого камня на отделку: затейливые наличники обрамляют окна, каждый ярус постройки завершается гребнем, напоминающим белокаменную пену.
Монументальная живопись. Монументальная живопись (фрески) - главная составная часть отделки интерьера древнерусских дворцов и храмов. Феофан Грек. Святитель Анфим Никомидийский . Фреска церкви Спаса Преображения. XIV в. Новгород Великий. Феофан Грек. Спас Вседержитель. фреска в куполе Церкви Спаса Преображения , 1378 г. Новгород
Архангел Михаил. Фреска в куполе. Ветхозаветная Троица. Фреска на восточной стене в камере на хорах. Феофан Грек. Фрески в церкви Спаса Преображения. XIV век. Нижний Новгород
Андрей Рублёв ( ? ) пророк Д аниил. Фреска в соборе Успения на Городце. Начало 15 в. Звенигород . Андрей Рублёв. «Страшный суд». Фреска на своде центрального нефа Успенского собора во Владимире. 15 век Андрей Рублёв
Дионисий. Фрески церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год, Вологодская область. Воскрешение дочери Иаира .
Иконопись Спас Ярое Око. Икона XIV в. Москва. Икона — это произведение искусства особого рода, во многом непохожее на привычную для наших дней картину . И стория иконописи — это история создания и преодоления канонов.
Феофан Грек Богоматерь из деисусного чина. Благовещенский собор. Икона начала XIV в. Богоматерь Донская. Икона XIV в. (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Андрей Рублёв Архангел Михаил. Икона XV в. (Государственная Третьяковская галерея, Москва ) Апостол Павел. Икона XV в.
Андрей Рублёв. Спас. Икона XV в. Андрей Рублёв . Троица. Икона XV в.
Д ионисий Митрополит Алексий с житием. Икона конца XV в. Распятие. Икона конца XV в .
Иконопись XVI века. «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»), происходящая из Успенского собора Московского Кремля. XVI в. Чудо Г еоргия о змие . Икона XVI в. (Псковский историко – архитектурный музей – заповедник)
Архангел Михаил с деяниями. 1616 г. Прокопий Чирин . Богоматерь Владимирская Умиление. Икона начала XVII в. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый рисунок, виртуозная каллиграфия линий, богатство и изысканность орнаментации, многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого стали золото и серебро, — вот составные части художественного языка мастеров строгановской школы . Иконопись XVII века. Строгановская школа.
Строгановская школа. Прокопий Чирин . Никита – воин . Икона н ачала XVII в. Преображение Господне. Икона начала XVII в.
Симон Ушаков (1628 – 1686). Спас Нерукотворный. Икона написана для Троице – Сергиевой Лавры в 1658 г. Архангел Михаил. Икона 1676 г. (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Собрание древнерусской живописи Русского музея Санкт - Петербурга. Деисус. Первая половина XIV века. Псков. Архангел Гавриил из Деисусного чина. Конец XIV — XV века . Псков.
Чудо Георгия о змие , с житием в 14 клеймах. Первая половина XIV века. Новгород Святой Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах. Начало XIV века. Новгород
Чудо Святого Георгия о Змие . Вторая половина XV века. Новгород Царские врата. Конец XV — начало XVI века. Новгород . Происходят из Никольской церкви в селе Гостинополье на реке Волхов. Царские (или райские) врата составляют неотъемлемую часть иконостаса, отделяя центральное пространство церкви от ее алтаря.
Рублев А. Крещение. Около 1408 г. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире. Чёрный Даниил и мастерская. Апостол Петр, из деисусного чина. Около 1408 г., написан для иконостаса Успенского собора во Владимире. Рублев Андрей Чёрный Даниил и мастерская. Апостол Павел, из деисусного чина. Около 1408 года. Москва . Происходит из иконостаса Успенского собора во Владимире.
Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502 — 1503 гг. Иоанн Златоуст, из деисусного чина. Около 1502 г. Происходит из иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Ушаков Симон. Троица ветхозаветная. 1671 г.
Декоративное древнерусское искусство XIV – XVII веков. О клад Е вангелия боярина Федора Кошки (рубеж XIV - XV вв . Потир. 1597 год. Вклад Бориса Годунова Пелена. Спас на Убрусе с предстоящими. 1389.
Серебряный чеканный оклад Евангелия. Конец XVII века М иниатюрах Жития Николая Чудотворца. XVI век
Царские Врата иконостаса, ведущие в алтарную часть храма, символизирующие собой врата Рая. (1683-1985) Смоленский Собор Новодевичьего монастыря. Москва Пятиярусный резной иконостас (1683-1985)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Древнерусское искусство XII - XIII веков".
Презентация к уроку по истории России в 6 классе (по материалам учебника Т.В. Черниковой. Включает в себя:1. Архитектураю- отличия архитектуры XII - начала XIII вв. от архитектуры Киевской Руси;-...
Литература и искусство стран Европы в XVII веке
Данная мктодическая разработка урока предназначена для учащихся 7 кл., изучающих историю Нового времени....
ИСКУССТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVII-XX ВЕКОВ. Программа элективного курса по английскому языку
Данный курс представляет собой пособие по страноведению для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Элективный курс составлен по материалам справочных и энциклопедических изданий.Эл...
Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"
Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...
Древнерусское храмовое изобразительное искусство XI-XV века
Цель: Дать зрительный образ древнерусского храмового изобразительного искусства на иллюстративном материале. Ограничения: Предметом рассмотрения является только храмовое изобразительное искусство...
Искусство XVII века 7 класс История
Искусство XVII века 7 класс История...
Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века"
Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века" для обучающихся 7 класса...