Интегрированный урок в деятельности учителя изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
Важное место в учебно-воспитательном процессе занимают интегрированные уроки. Они дают возможность ученику показать мир во всем его многообразии с привлечением науки, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Учителя нашей школы уделяют особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. На наш взгляд, именно интеграция предметов наиболее эффективна, так как школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.
Методические объединения учителей начальной школы, литературы, технологии, информатики и ИЗО в течение нескольких лет работали над проблемой использования интегрированных уроков в практике преподавания. Первые интегрированные уроки были проведены нами в 90 - х годах. За эти годы мы с коллегами много экспериментировали и сейчас можем подводить определенные итоги.
Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока.
В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?
Что же такое интеграция предметов?
Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух и более дисциплин.
Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Отличие интегрированного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока.
В чём преимущества интегрированных уроков?
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с классом.
Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Уроки обычно планирую заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока.
Как подготовить интегрированный урок?
Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего я провожу их с учителями других предметов. Подготовку урока ведем совместно, заранее продумываем ход урока и глубину раскрываемого материала, последовательность его изучения, определяем ведущие роли.
Очень важным моментом является психологическая совместимость с коллегой, так как без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения, интегрированный урок не получится.
Приведу пример интегрированного урока, который мы провели в 6 классе с учителем информатики и технологии, Макаровой Ириной Борисовной, «Куда иголочка - туда и ниточка».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Интегрированный урок информатики, технологии и ИЗО «Куда иголочка - туда и ниточка» (6 класс, 2 урока).
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы, недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.
Таким образом, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;
- включение самообразования учащихся в учебный процесс;
- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель – ученик": Методическое пособие для учителя / В.А.Кальней, С.Е.Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
Петренко Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение / Л.Петренко, О.Дубровская // Граждановедение (приложение к "Учительской газете"). – 2002. - №5. – 31.01.2002.
Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_izo1.doc | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства "Осенний натюрморт"
ЦЕЛИ УРОКА:· Закрепить знания детей об осени, ее признаках.· Закрепить навыки работы в нетрадиционных техниках: набр...
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".
На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...
Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии
Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии...
Позитивные результаты внеурочной деятельности учителя изобразительного искусства Лошкаревой Натальи Павловны за межаттестационный период с 2014-2018 г.г.
позитивные результаты...
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...
Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству для обучающихся 5-9 кл "Математика и мир искусства"
Данный интегрированный урок по математике и искусству посвящен математикам, которые были связаны с миром искусства: это Пифагор, Архимед, Лобачевский, Софья Ковалевская и художникам Леонардо да Винчи,...