Интегрированный урок в деятельности учителя изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Голяева Людмила Анатольевна

        Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала  учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

           Важное место в учебно-воспитательном процессе занимают интегрированные уроки. Они  дают возможность ученику показать мир во всем его многообразии с привлечением науки, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

           Учителя нашей  школы уделяют особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. На наш взгляд, именно интеграция предметов  наиболее эффективна, так как школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

         Методические объединения учителей начальной школы, литературы, технологии, информатики и ИЗО в течение нескольких лет  работали над проблемой использования интегрированных уроков в практике преподавания. Первые интегрированные уроки были проведены нами в 90 - х годах. За эти годы  мы с коллегами  много экспериментировали и сейчас можем подводить определенные итоги.

          Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока.

В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

Что же такое интеграция предметов?

        Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух и более дисциплин. 

        Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Отличие интегрированного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока.

В чём преимущества интегрированных уроков?

      Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

       Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

     Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

     Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с классом.

      Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Уроки обычно планирую заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока.

Как подготовить интегрированный урок?

      Специфика таких уроков состоит в том, что чаще всего  я провожу их с  учителями других предметов. Подготовку урока ведем  совместно, заранее продумываем ход урока и глубину раскрываемого материала, последовательность его изучения, определяем ведущие роли.

        Очень важным моментом является  психологическая совместимость  с коллегой, так как без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения, интегрированный урок не получится.

        Приведу пример интегрированного урока, который мы провели  в 6 классе с учителем информатики и технологии, Макаровой Ириной Борисовной, «Куда иголочка - туда и ниточка».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Интегрированный урок информатики, технологии и ИЗО  «Куда иголочка - туда и ниточка» (6 класс, 2 урока).      

         Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы, недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

         Таким образом, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

-         правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

-   высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

-        включение самообразования учащихся в учебный процесс;

-  использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

-      продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

-     обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

 

 ЛИТЕРАТУРА:

Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель – ученик": Методическое пособие для учителя / В.А.Кальней, С.Е.Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.

Петренко Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение / Л.Петренко, О.Дубровская // Граждановедение (приложение к "Учительской газете"). – 2002. - №5. – 31.01.2002.

Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_izo1.doc2.26 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства "Осенний натюрморт"

ЦЕЛИ УРОКА:·        Закрепить знания детей об осени, ее признаках.·        Закрепить навыки работы в нетрадиционных техниках: набр...

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Концепция педагогической деятельности учителя изобразительного искусства и технологии

Концепция педагогической деятельности учителя  изобразительного  искусства и технологии...

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...

Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству для обучающихся 5-9 кл "Математика и мир искусства"

Данный интегрированный урок по математике и искусству посвящен математикам, которые были связаны с миром искусства: это Пифагор, Архимед, Лобачевский, Софья Ковалевская и художникам Леонардо да Винчи,...