План- конспект занятия Знакомство с Городецкой росписью
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План- конспект занятия Знакомство с Городецкой росписью | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: Знакомство с Городецкой росписью.
Вид занятия: Урок – путешествие
Тема: Знакомство с Городецкой росписью. Рисование элементов городецкой росписи: розан и купавка.
Цель: Познакомить детей с городецкой росписью, с ее происхождением.
Задачи:
- Познакомить с орнаментальной композицией городецкой росписи;
- Познакомить с цветочными мотивами: розан и купавка;
- Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов городецкой росписи;
- Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
- Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
- Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование для учителя:
- Класс оформлен в стиле русской избы: городецкая прялка с украшенным донцем и другие изделия городецких мастеров (шкатулки, игрушки, детская мебель, декоративные тарелки, разделочные доски);
- Аудиозапись;
- Изображение г. Городца;
- Динамическая таблица – поэтапное выполнение розана и купавки;
- Бумажное дерево;
- Словарные слова (новые).
Оборудование для учащихся:
- Бумага;
- Гуашь;
- Кисть;
- Палитра;
- Баночка с водой;
- Салфетка.
План урока:
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 2 мин.
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
- Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. 4 мин.
Ход урока:
- Организационный момент
Дети входят в класс. Звучит народная мелодия. Класс оформлен в стиле русской избы. На учительском столе расположены прялка и различные изделия Городца.
Добрый день! Садитесь.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, в сказочный г.Городец. Познакомимся с мастерами этого славного города и их изделиями.
- Объяснение нового материала (Знакомство)
На доске размещены фотографии с изображением г. Городца и его жителей.
Ребята, бывают ли солнечные, горящие цветами сани?
Бывают в г. Городец. Это маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области. Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами. на одних – перья Жар – птицы, на других – сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, так же вырезанных из дерева.
Издревле Городец был известен своими резчиками. Изображения русалки – берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям.
Но не только резьбой славен город. В городе, ребята, находится фабрика «Городецкая роспись», мастера которой создают изделия с росписью, своими традициями уходящие в далекое прошлое. Именно о этой росписи мы с вами побеседуем сегодня.
-Ребята, посмотрите, на мой стол и скажите, что вы видите?
- А какие эти вещи яркие и нарядные!
Посмотрите, у меня в руках прялка.
Донце прялки украшено растительным орнаментом.
Именно с прялки все началось.
Промысел росписи донец возник во второй половине 19 века. Донечных дел мастера жили в деревнях раскинувшихся на берегу реки.
Первым стал расписывать донца иконописец Огуречников. К концу 19-го века народные мастера стали писать жанровые картины, сцены гуляний.
-Ребята, скажите, какие цвета мастера используют в росписи?
Да, росписи нарядны по колориту. Оранжевый, зеленый, черный, синий, красный.
Идет время и роспись развивается. Появляются все новые и новые работы в творчестве мастеров.
В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает детскую мебель, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца.
Посмотрите в композиции присутствуют кони, птицы, их расположение разнообразно и все сопровождается гирляндами цветочного орнамента.
Ребята, сегодня на занятии мы будем начинающими мастерами Городецкой росписи, познакомимся с 2-мя цветками этой росписи – розаном и купавкой.
На доске таблички с новыми словами: «Розан», «Купавка».
Учитель показывает в росписи розан и купавку.
Название цветка «Розана» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой.
Дело в том, что много лет тому назад на Руси с 23 на 24 июня праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка.
С тех пор люди стали изображать его в своих росписях.
Каждый из вас, должен нарисовать по купавке и розану. А в конце урока вашими цветками мы украсим дерево, которое висит на доске. Работа с динамическими таблицами.
Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи:
- На первом этапе мы делаем замалевок или цветовое пятно. Затем более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки. Это уже –2 этап.
На 3 этапе делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.
На последнем 4 этапе делаем «оживку».
Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.
- Ребята, скажите, чем отличаются эти 2 цветка?
Они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный листок находится напротив середины, а у розана средина находится в центре и все лепестки одинаковой величины.
- А что вы скажете про фон цветов?
Да, у розана фон цветка розовый, а у купавки – голубой.
А сейчас Сергей повторит все этапы.
Я раздам на парту по конверту, там лежат кружочки различной величины, каждый возьмет по 2 кружочка и переведет на свой лист.
- Практическая часть
Фронтальная и индивидуальная работа с классом.
Приступайте к практической части. Учитель включает для сопровождения музыку.
Анализ коллективный
Украсим наше дерево! И проанализируем выполненную работу.
Посмотрите, ребята, как засияло наше дерево! Все молодцы, выполнили работу.
Обратимся к некоторым работам. Здесь хорошо подобран цвет, а вот на этом розане отлично выполнена оживка. Эти работы очень аккуратны.
- Итог урока
Подведем итоги нашего занятия.
-Ребята, с какой росписью мы познакомились?
-Кто расскажет, о возникновении росписи?
- Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?
-Каковы этапы выполнения розана и купавки?
Ну вот и подошло время прощаться. На следующем уроке мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью
Самым необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития духовно - нравственной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работ...
НОД в старшей группе комплексного занятия "Золотая осень" "Знакомство с городецкой росписью"
НОД в старшей группе комплексного занятия "Золотая осень" "Знакомство с городецкой росписью"...
План- конспект занятия Знакомство с Пермогорской росписью
Знакомство с пермогорской росписью, навык в создании композиций с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи....
План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью
Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....
Методическая разработка занятия "Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры." для индивидуального дистанционного обучения.
Методическая разработка расчитана на самостоятельное изучение истории развития и особенностей промысла лаковой живописи . Материал представлен ввиде лекции....
Методическая разработка занятия " Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры"для индивидуального дистанционного обучения.
занятие знакомит с историей возникновения промысла лаковой миниатюры и особенностями выполнения.Для самостоятельного изучения в форме лекции....
План-конспект занятия «Знакомство с универсальными компетенциями, где они пригодятся»
Игра в шахматы способствует развитию soft skills, что благотворно влияет на развитие ребенка в целом и в дальнейшем позволит выбрать любую профессию по душе....