Методическая разработка занятия "Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры." для индивидуального дистанционного обучения.
методическая разработка
Методическая разработка расчитана на самостоятельное изучение истории развития и особенностей промысла лаковой живописи . Материал представлен ввиде лекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatieno_59_iup_no_1.docx | 974.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по ИУП № 1
Дата: 13.04.2020
Тема: Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры.
Тип занятия: сообщение новых знаний (лекция)
Дидактическая цель: знакомство с понятием « Лаковая миниатюра», историческим происхождением промысла,
видами лаковой миниатюры, сюжетами изображения и известными мастерами.
задачи на формирование видов деятельности:
изучить тематику изображений лаковой миниатюры, обогащать свой словарный запас.
Оборудование: план занятия, образцы работ.
Ход занятия:
Этапы | Содержание |
1.Организационный этап. 2.Актуализация и сообщение новых знаний. 3.Усвоение новых знаний. Контроль и самоконтроль. 4.Подведение итогов. | Получение плана-конспекта занятия и задания по электронной почте или посредством выхода на сайт педагога по адресу: http://nsportal.ru/kanunikvera Среди русских народных художественных промыслов особое место принадлежит лаковой миниатюрной живописи. Искусство лаковой живописи родилось на Востоке в глубокой древности. Из старых китайских манускриптов известно, что соком лакового дерева покрывались художественные изделия еще 2000 лет назад. Не меньшей древностью отличались и японские лаки. Сказочное богатство орнаментальных форм, сочетание черного фона с мерцанием золотых силуэтов и линий завораживали своей красотой и превращали восточные лаки в настоящие художественные ценности. В эпоху средневековья искусство росписи лаковой поверхности проникло в Индию и Персию, а в XVII столетии – в Европу. В это время приобретают известность французские лаки, особенно фирмы братьев Мартэн, и шотландские лаки. В Германии, в Брауншвейге, в 1763 году открывается фабрика Штобвассера, быстро завоевавшая признание в Европе за высокое качество лака и живописных изображений на табакерках и шкатулках. Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении дворца Монплезир в Петергофе «Китайский кабинет» был оформлен 94 лаковыми панно в китайском стиле. Работы выполняли русские мастера лакирного дела. К середине XVIII столетия в России, как и в Европе, в моду входят лаковые табакерки из папье-маше, украшенные нарядной росписью с живописью в виде аллегорий, галантных сцен, в которых отразились изысканные изломы рокайльных мотивов и четкие композиции ранней классики. В конце века появляются табакерки, украшенные металлическими чеканными медальонами с портретами царей – Петра I, Екатерины II или медалями, выбитыми в честь каких-либо важных событий. Начало массовому производству лаковых изделий в России положил московский купец П.И.Коробов, основавший в 1795 году под Москвой в сельце Данилково (ныне Федоскино) фабрику по изготовлению лаковых козырьков для киверов – головных уборов солдат и офицеров русской армии. Он пригласил из Германии несколько брауншвейгских мастеров и наладил на своей фабрике производство лаковых изделий. Одним из первых видов коробовской продукции были недорогие табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюры с изображениями наиболее важных событий того времени: эпизодов Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой войны 1828-1829 гг. На одной из табакерок изображен пожар Москвы 1812 года и приведены слова из высочайшего рескрипта императора Александра I: «Огонь сей будет в роды родов освещать лютость Наполеона и славу России». После смерти Коробова предприятие возглавил его зять П.В.Лукутин. Он значительно увеличил производство лаковых изделий и добился высокого качества миниатюры, ставшей значительным явлением в русском искусстве. Начиная с первой русской художественно- промышленной выставки 1829 года, Лукутины неизменно,на протяжении всего XIX столетия принимали участие в российских и международных выставках, получая высокие награды. 1830-е годы были периодом становления и творческих поисков лукутинской миниатюры, разработки различных техник и способов декоративного оформления. Живопись на изделиях из папье-маше писалась обычно маслом в технике многослойного письма, в три-четыре слоя. Каждый слой покрывался лаком и просушивался. Роспись выполнялась двумя способами: «по-плотному» и «по-сквозному». Первый производился непрозрачными корпусными красками. Эта техника обеспечивала плотность и прочность красочного слоя, а также давала значительный простор для колористического решения, способствуя развитию цветовой гаммы. Способ «по-сквозному» выполнялся прозрачными лессировочными слоями красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, что давало возможность чередовать глубокие насыщенные тона с нежными и мягкими, а плотные – с прозрачными. За более чем столетний период существования фабрики здесь был разработан огромный ассортимент предметов, рассчитанный на широкий круг покупателей от высшей аристократии до крестьянства и средних городских слоев.. Среди жанров, к которым она обращается особое место занимает портрет. Известно много работ с изображением царствующих особ, выдающихся деятелей русской истории и культуры. Большое распространение получили изображения видов двух российских столиц – Москвы и Петербурга. Живопись на шкатулке для сигар воспроизводит вид одного из блистательных кремлевских ансамблей, ныне утраченных. Все архитектурные детали выписаны очень тонко и подробно, почти с документальной точностью. Лукутинская миниатюра, достигнув поры своего расцвета, отличалась особым богатством орнаментальных форм и живописных решений, прочной связью живописи с черным фоном, с формой миниатюрного предмета. Особой декоративностью отличался золотистый орнамент изящных провисающих арабесок по теневому размытому фону, подражающему перламутровому мерцанию серовато-жемчужных и розовато-коричневых тонов. Он тонко сочетался и с миниатюрными женскими портретами, и с прекрасно выписанными сценками из сельской жизни. Иногда в декоративном оформлении изделий применялись вставки из фарфора с росписями на мифологические темы, вводились орнаменты, выполненные в технике цировки, использовались различные подложки из перламутровых пластинок и металлической фольги, придающих светоносность и необычную красочность прозрачным лессировкам. Во второй половине 19 века русское искусство обращается к своим национальным корням, к жизни, истории и культуре народа. Появляется, чтобы уже никогда не исчезнуть, народная тема и в росписях лукутинской, а позднее федоскинской миниатюры – сцены из народной, крестьянской жизни с чаепитиями, хороводами и тройками, которые были особенно популярны. Для сюжетов росписей использовался различный изобразительный материал: гравюры, литографии, лубки, картины известных художников 2-й половины 19 века Соколова, И.С.Щедровского, К.С.Маковского, которые творчески перерабатывались и преображались на плоскостях маленьких коробочек и шкатулок. Это была сложная переработка, так как она заключала в себе создание принципиально новой декоративной миниатюры, неразрывно связанной с самим изделием. Тройки летние и зимние, наполненные бурным движением мчащихся коней, звонким колоритом красок, становятся ведущей темой в конце 19 века и превращаются в своеобразную эмблему промысла. С 1888 фабрика переходит Н. А. Лукутину. К концу XIX века мода на табакерки пошла на убыль и фабрика уже не давала былых доходов. Сам Лукутин отзывался о предприятии так: «Никаких прибылей с этой фабрики я не имею, а поддерживаю ее по семейной традиции, в память отца и деда». В 1904 году после смерти последнего владельца фабрики П. А. Лукутина она была закрыта. А в 1910 году в соседней деревне Федоскино была открыта артель, объединившая многих лукутинских художников-живописцев по лаку. На протяжении всего XIX столетия в России существовало несколько десятков фабрик и заведений, изготавливавших лаковую миниатюру. В Подмосковье главным конкурентом лукутинской фабрики были мастерские Вишнякова, находящееся недалеко от Федоскино в деревнях Осташково и Сорокино, где бывший крепостной крестьянин Ф.Н. Вишняков в конце XVIII века начал производство лаковых коробочек, табакерок и подносов. Вишняковские лаки, как и лукутинские, просуществовали до конца XIX века. В них чувствуется значительно большая близость к народным живописным традициям, к яркой декоративности крестьянских росписей, ко вкусу простого народа. Они служили в основном средним слоям города и деревни, поэтому в них сильно сказывается народное восприятие и видение мира. Помимо шкатулок Вишняковы изготавливали расписные лакированные подносы. Это направление стало фундаментом современному промыслу «Жостово». Во второй половине XIX столетия интерес к лаковым изделиям сохраняется. Их декоративные решения становятся более сложными и насыщенными, часто сочетаются с расписными вставками перламутра. Наряду с мелкими лаковыми предметами появляется мебель, украшенная лаковой росписью, стулья, столики. Великая Октябрьская социалистическая революция добавила еще один этап в истории развития художественного промысла лаковой миниатюры. Детищем ее стали новые центры лаковой росписи: Палех, Мстера и Холуи. Возродился и наполнился новым содержанием старинный промысел бывшей лукутинской миниатюры в селе Федоскино. Достигнув высокого профессионального уровня, русская лаковая миниатюра вступила в блестящую пору расцвета. Это искусство, пришедшее в Россию с запада, очень быстро обрело самостоятельность, яркое своеобразие и как большое художественное явление вошло в европейскую культуру. Виды лаковой миниатюры:
Жанровый мотив в Федоскино –действительность причудливо соединяется с фантастикой; увиденные художником в натуре зеленые луга, хлебные нивы, иссиня-черные ручьи и реки изображаются с особой пластичностью, уживаются рядом с фантастическими травами, сказочными птицами, зверями, диковинными палатами. 2. Палех Постепенно был создан своеобразный художественный язык Палеха - это широкое повествование, охватывающее большой исторический отрезок времени. Наряду обращение художников к таким жанровым мотивам, как тройки, хороводы, гулянья, ярмарки, свидания и прочее, – это, скорее, хрестоматийная классика, которая воскрешает память, возвращая нас к чистому роднику народной жизни. 3. Мстера Лаковые росписи Мстеры носят реалистический характер, отличаются особым пониманием живописного производства. Им свойственна утонченная культура колорита, в которой черное выступает как цвет, а не как фон в палехской миниатюре. 4.Холуй Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. Главное отличие холуйских мастеров от их соседей из Мстеры и Палеха в том, что они обучались мастерству на покрытых лаком и окрашенных в черный цвет листах картона. Русская лаковая живопись – уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение, благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Задание: Попробуй для себя ответить на вопросы: -Что нового ты сегодня узнал о русской лаковой живописи? -Какие выделяют виды лаковой живописи? -Назови самых известных мастеров лаковой миниатюры. Дорогой друг! Сегодня ты пополнил свою копилку знаний и умений. Будь всегда творческим и любознательным! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Семеновской матрешки" для индивидуального дистанционного обучения.
Методическая разработка " Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Семеновской матрешки"для индивидуального дистанционного обучения. Материал предназначен для самостоятельного ди...
Методическая разработка занятия " Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры"для индивидуального дистанционного обучения.
занятие знакомит с историей возникновения промысла лаковой миниатюры и особенностями выполнения.Для самостоятельного изучения в форме лекции....
Методическая разработка занятия " Создание декоративной композиции авторского натюрморта."для индивидуального дистанционного обучения.
Занятие предназначено для дистанционной работы над декоративной композицией натюрморта по индивидуальному учебному плану....
Методическая разработка занятия " Создание декоративной композиции пейзажа родного края"для дистанционного обучения.
Методическая разработка для индивидуальной работы над декоративной композицией пейзажа....
Методическая разработка занятия " Изучение особенностей декорирования яйца с подставкой"для дистанционного обучения.
Знакомит с особенностями декорирования. Для занятий по индивидуальному плану....
Методическая разработка занятия " Итоговое занятие по программе "Юный художник"для дистанционного обучения.
Разработка предусматривает наличие в плане вопросов для самоконтроля по итогам учебного года....
Методическая разработка занятия " Организация и обсуждение выставки детских работ"для дистанционного обучения.
Материал предназначен для самоанализа деятельности обучающегося в процессе дистанционного обучения....