«Образы войны и победы 1812 года в пластических видах искусства».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Мероприятие посвящено большой юбилейной дате, отмечаемой в этом году - 200 лет Отечественной войне 1812 года. Героические события этой войны нашли широкое отражение в живописи, литературе и в музыке той эпохи. Прекрасные образы ее участников вызывали и вызывают чувство восхищения и глубокой признательности. Они до сих пор вдохновляют художников на создание произведений, посвященных этой героической теме.
Мероприятие сопровождается презентацией. Много внимания отводится сообщениям учащихся. Ученики учатся видеть в произведениях искусства то, что хотел сказать автор произведения, учатся анализировать эти произведения.
Материал рассчитан на учащихся 5 – 7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mer._1812.doc | 525.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образы войны и победы 1812 года в пластических видах искусства».
«Герой, служащий
Отечеству, никогда не
умирает и оживает в
потомстве».
(Генерал Я.П. Кульнев. 1812 год.)
Мероприятие посвящено большой юбилейной дате, отмечаемой в этом году - 200 лет Отечественной войне 1812 года. Героические события этой войны нашли широкое отражение в живописи, литературе и в музыке той эпохи. Прекрасные образы ее участников вызывали и вызывают чувство восхищения и глубокой признательности. Они до сих пор вдохновляют художников на создание произведений, посвященных этой героической теме.
Мероприятие сопровождается презентацией. Много внимания отводится сообщениям учащихся. Ученики учатся видеть в произведениях искусства то, что хотел сказать автор произведения, учатся анализировать эти произведения.
Материал рассчитан на учащихся 5 – 7 классов.
Цели:
- сформировать представления о войне 1812 года;
- научить учащихся анализировать произведения искусства и литературы с исторической точки зрения;
- развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы;
- развивать умение оценивать произведения искусства, не только смотреть, но и видеть их;
- воспитывать патриотизм, интерес к истории;
- воспитывать чувство патриотизма на примерах героев войны 1812 года, эстетический и художественный вкус.
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2) повествовательная часть (пара ведущих, учащиеся 7 класса)
Сообщения групп уч-ся 5 - 7 классов (самостоятельный сбор информации)
Музыка: музыка из кинофильма "Гусарская баллада", торжественная увертюра "1812 год", 1812 год", Чайковский П.И., опера Иван Сусанин.
Оформление:
для создания эмоциональной атмосферы используются творческие работы учащихся.
Оборудование:
светооборудование, проектор, экран, флэш карта с презентацией.
Ссылки на Интернет – источники:
- http://sheb-school2.narod.ru/s/index4.htm
- http://topwar.ru/12105-1812-2012-istoricheskoe-znachenie-borodinskoy-bitvy-dlya-russkogo-naroda.html
- http://voyna1812.ucoz.ru/index/borodinskaja_bitva/0-17
- http://images.rambler.ru/pic_cache?url=http%3A
- http://www.rudata.ru/wiki/
- http://kaplyasveta.ru/illyustrirovannaya-istoriya-rossii/epizod-97-moskva-francuzu-otdana-sentyabr1812goda.html
- http://madmem.ru/
- http://r11.la2lord.net/pamyatniki-arhitektury.html
- http://www.museum.ru/1812/Memorial/Smolensk/index.html
- http://www.spb-rf.ru/kutuzov_monument.htm
- http://s_mos.mos.edu54.ru/p39aa1.html
- http://kresi.bytvi.ru/upload/image/newwalls/borodino-1610.jpg
Слово учителя:
...И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Когда это было? - Давно.
В ту далёкую пору, в 1812 году, произошло такое важное для нашей Родины событие, что его невозможно за быть. О нём великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
«Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом день? В то осеннее утро на Бородинских высотах встали друг против друга две армии. Русской армией командовал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, французской - император Наполеон Бонапарт. Наполеона называли «властителем полумира». Он на голову разбил немцев и австрийцев. Он покорил почти всю Европу.
Угроза нависала и над нашей страной. На литовских, на белорусских, на русских дорогах загремели французские барабаны. Под натиском врага русская армия долго отступала. И Гродно пало. И Витебск пал. И Смоленск пал.
Взамен прежнего главнокомандующего был назначен Кутузов. «Пришёл Кутузов - бить французов», - радостно говорили солдаты.
Местом решающей битвы стало по словам поэта «большое поле» - возле деревни Бородино, вблизи Москвы. Здесь русские воины построили укрепления редуты и флеши, подвезли пушки и дали клятву верности: стоять насмерть.
Утром 7 -го сентября 1812 года гремели первые залпы. Величайшее по тем временам сражение началось.
Во власти художника сделать видимым то, что случилось много лет тому назад.
Слайд 1
Вед.1 События Отечественной войны 1812 года нашли широкое отражение в пластических видах искусства ХIХ–ХХ вв.
Основными вехами в искусстве стали произведения живописи, скульптуры, графики и архитектуры.
Слайд 2
Вед.2 Самым ранним памятником подвигу русского народа в 1812 году явились листы политической сатиры, где художники высмеивали горе-завоевателей и с любовью изображали народных героев.
Слайд 3
При штабе Михаила Илларионовича Кутузова была организованна специальная типография. Всего было создано около 200 произведений. Это были юмористические народные картинки, сопровождаемые назидательным или шутливым текстом на Бонапарта и его армию.
Слайд 4
Сообщение уч-ся:
Художник Илларион Михайлович Прянишников (1839—1894) — живописец-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве.
Его картины, несколько сухие по исполнению, но свидетельствующие о том, что он обладал редким даром наблюдательности, вдумчиво относился к своим задачам и прекрасно изучил отечественные типы и нравы, появлялись, преимущественно, на выставках товарищества передвижных художественных выставок.
Слайд 5
Вед.1 Илларион Михайлович Прянишников одним из первых живописцев, отразил народный характер войны 1812 года. Шесть лет работал он над картиной «Эпизод из войны 1812 года». Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. На этой картине изображены не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов.
Сообщение уч-ся:
Герои картины «Эпизод из войны 1812 года» - простые люди. Крестьянка в зипуне зажала под мышкой икону в драгоценном окладе, позолоченную ризу, одежду священника во время богослужения. Это церковное имущество отобрано крестьянами у грабителей. Не даром у двух пленных французских солдат связаны руки.
Конвоирует пленных бедно одетый русский мужик с вилами в руке. Ни грамоте, ни военной науке он не обучен. А вот сумел совладать с двумя «мусью». Так называли в простонародье наполеоновских солдат, переиначив французское слово «месье» - «господин». И, совладав, не издевается над ними, а ведёт их деловито, с достоинством, лишь искоса поглядывая на женский платок, который накинул на плечи один из пленных: «Чай, замёрз? Плохо тебе? А зачем лез на чужую землю, мусью! »
Слайд 6
Вед.2 Наиболее полно тему Отечественной войны русские живописцы отразили в портрете. После 1812 г. появилось множество изображений участников войны. В первую очередь художников привлекали образы русских военачальников.
В 1813 г. Роман Максимович Волков написал парадный портрет М.И. Кутузова. Автор показывает нам идеальный, возвышенный образ воина, величавого и мудрого.
Слайд 7
Вед.1 На всю Россию прославилась старостиха Василиса Кожина из деревни Сычёвка. Французские солдаты не могли поверить, что партизанским отрядом, который взял в плен, командовала простая деревенская женщина. В 1813г. Александр Смирнов изображает Василису Кожину, собравшую отряд из женщин и подростков, и Герасима Курина, о котором в одном документе сказано, что в глазах его «сверкал огонь любви к Отечеству». Он бывший крепостной крестьянин, который в 1812 году создал и возглавил крупный партизанский отряд в 5 тыс. 500 человек, который доставил много неприятностей французам.
Слайд 8
Вед.2 Событием войны, глубоко затронувшей национальные чувства, был пожар Москвы. На картине Александра Смирнова «Пожар Москвы», изображено горящее Замоскворечье. Художнику удалось передать ощущение тревоги, вызвать чувства горечи и бессилия, которые возникают у каждого при виде горящего города.
Сообщение уч-ся:
...Ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Французскому императору Наполеону Бонапарту донесли, что русские отступили. Дорога на Москву свободна.
На поклонной горе, откуда открывался вид на древнюю русскую столицу, Наполеон остановился. Ранее немцы и австрийцы, чьи земли он завоевал, подносили ему ключи от Берлина и Вены, своих столиц. Теперь он ждал депутацию, которая поднесёт ему ключи от Москвы.
Император ждал долго. Никто ключи от Москвы ему не принёс. На поклон Бонапарту никто не пришёл. Большинство москвичей покинуло город.
В опустевшем городе стали хозяйничать наполеоновские солдаты. Хозяйничали небрежно. Что им, чужим, здесь беречь? В Москве, где в ту пору было много деревянных домов, начались пожары.
Зарево полыхает и на картине Верещагина «В Кремле. Пожар». Это твоя вторая встреча с Бонапартом. Наполеон смотрит на московский пожар из Кремля.
Слайд 9
Сообщение уч-ся:
... все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года
Вед.1 Правительственные круги диктовали художникам свое понимание событий, выдвигая единственным героем войны русское дворянство во главе с императором Александром I и принижая роль народных масс и М.И. Кутузова. Предпочтение отдавалось иностранным художникам. В 1819 г., для создания военной галереи был приглашен английский портретист Джорджа Доу. Он и два его русских помощника Поляков и Голике – написали 332 портрета русских генералов – участников Отечественной войны 1812 г.
Слайд 10
Вед.2 В Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Художникам удалось сохранить индивидуальность каждого, подобрать точные детали и передать «воинскую отвагу».
Слайд 11
Сообщение уч-ся:
Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину...
В старину сражения назывались «баталиями». Отсюда слова: «батальон» - воинское подразделение, «бата лист» - художник, который пишет картины про войну. В прошлом веке не было в России лучшего баталиста, чем Верещагин. Каждая его картина не только ожившая страница истории, но и рассказ о человеческих судьбах.
Вед. 1 «Ужасы войны, зверство и невыразимые страдания невинных ... геройство и простота души; целые поля убитых, целые тысячи раненых, целые обозы искалеченных... все это, написанное с огнем и мастерством, идущим из глубины души – все это создало картины, каких еще никогда никто не писал в Европе».
Эти слова посвящены художнику Василию Васильевичу Верещагину.
Он написал цикл полотен об Отечественной войне 1812 года.
Слайд 12
Сообщение уч-ся:
На картине «В Кремле. Пожар» человек в сером сюртуке. Он одинок. Бонапарта сопровождает лишь адъютант. Да и тот с опаской поглядывает на кровавые отсветы зарева, на струйки дыма; которые пробиваются сквозь зубцы кремлёвской стены. Фигура Наполеона замкнута в узком простенке. Бонапарт - словно попал в ловушку. И справа от него стена, и перед ним глухая стена.
Так показал художник поражение непобедимого.
Угрюмо лицо императора. Его армия погибает бес славно, без боя, без единого выстрела. Потому что солдат, который тащит из чужой квартиры всё, что попадается под руку, уже не боец, а грабитель, мародёр. А что делается в других городах, где тоже остались французские гарнизоны? На тысячи вёрст растянулся фронт, и Франция далеко-далеко...
Надо уходить. В горящей Москве, в городе, который не покорился, оставаться опасно. Но чтобы уйти не с позором, нужно перемирие. Перемирие как можно скорей!
Слайд 13
Сообщение уч-ся:
Простым людям, защитникам родной земли, посвящена картина Верещагина «Не замай! Дай подойти!»
В зимнем уборе дремучий лес. На сучьях повисли пышные снежные гроздья, опушённые снегом еловые ветви, словно лебединые крылья. Врагу русский лес страшен, а для партизан - он родной дом.
Сквозь мохнатую путаницу белых веток и прутьев видны лица засевших в засаду мужиков-бородачей. Глядя на дорогу, на которой должны показаться французы, старшой командует: «Не замай! Дай подойти!»
«Не замай!» - означает «не тронь», «не задирай». Так говорили в старину в деревнях. Почему же художник вы брал для названия картины деревенское слово? Верещагин хотел показать, что командир отряда не капитан, не лейтенант, а простой мужик. Он не знаток отдавать воинские приказы, зато ему, местному жителю, знакома в лесу каждая тропа, он знает, где лучше всего затаиться, чтоб незаметно напасть на врага.
Есть у старшого своя военная хитрость, свой верный расчет.
Какое у мужиков оружие? Топоры да вилы. Одолеть противника они могут лишь в рукопашной схватке. Значит, надо дать врагу ближе подойти.
Наполеон называл партизанскую войну «варварской войной без правил». Однако правило у партизан было: есть ружьё - хорошо! Нет ружья - кольями, вилами гони врага с родной земли!
Вед. 1 Может, и у верещагинского бородача, который приказывает: «Не замай!», тоже есть имя? Давай ещё раз посмотрим на него внимательно и подумаем вместе.
Он уже немолод. Борода его побелела. Но рослый, широкоплечий, статный - он величав и крепок, словно кряжистый дуб. Такому всё нипочём. Он через топь
пройдет, в снегу заночует, медведя на рогатину поднимет, быка за рога возьмёт. Человек он добрый, зря никого не обидит, но если по справедливости осерчает, то берегись!
Вед. 2 Серия, посвященная войне 1812 года была главным делом художника. Она осталась незавершенной и состоит из двадцать картин. Картины содержат эпизоды начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Есть работы, посвященные партизанской войне. Живописец обращался к документам архивов и воспоминаниям современников, изучал военную форму, а также художественные произведения об Отечественной войне. Серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).
Слайд 14
Вед. 1 Силён и грозен противник Кутузова. Наполеон прославлен как величайший полководец мира. Наполеон не знает поражения уже пятнадцать лет.
Но нет в фигуре седого федьдмаршала ни старческой слабости, ни растерянности. Он верит в «чудо-богатырей», как называл русских солдат Суворов. И эту непоколебимую веру художник передал жестом русского полководца, властным, спокойным и величавым.
На картине художника прошлого века Василия Васильевича Верещагина «Наполеон на Бородинских высотax - другой полководец - французский. Наполеон сидит на раскладном стуле, скрестив на груди руки, поло жив левую ногу на барабан.
Сообщение уч-ся:
Походы, походы, походы - вот жизнь Наполеона Бонапарта. В двадцать пять лет он уже командовал армией. После боя молодой генерал спрашивал солдат: кто отличился, кого наградить? Но, взойдя на трон, Наполеон стал думать, что и то уже награда, если он шутливо потреплет солдата за ухо своей императорской рукой.
Как же сумел художник без слов рассказать о перемeне в характере генерала, ставшего императором? Он отодвинул свиту от Бонапарта. Маршалы и генералы не смеют приблизиться к своему повелителю, чтобы не помешать ему наблюдать за ходом боя. Они ждут, что это будет его новая блистательная победа, которой он прославит Францию и себя.
Во всех походах Наполеон одевался одинаково. Таким и написал его Верещагин. На нём треуголка-шляпа и серый сюртук. Но поза, в которой изобразил художник полководца, доказывает, что настроение у Наполеона необычное. Он весь в напряжении. Вот-вот вскочит и в гневе отшвырнёт ногой барабан.
Где она, привычная радость победы? Её нет. Уже восемь часов длятся атаки. Почему же русские не сдаются?
Почему?! Впервые в душу непобедимого закрадываются тревога и сомнение. Наполеон сжался, втянул голову в плечи, словно что-то могучее, непонятное, незримое пригнулоего к земле.
Более сорока тысяч наших солдат сложило головы на Бородинском поле, но сломить дух русского войска Бонапарту не удалось.
Слайд 15
Вед. 1 Немало интересных произведений, посвященных 1812 г., создали мастера скульптуры.
Среди них памятники героям Отечественной войны 1812 года — фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Эти работы выполнены молодыми русским скульпторам— Орловским и Гальбергом.
Статуи отличаются портретным сходством и правдивостью психологических характеристик. Кутузов изображен в фельдмаршальском мундире. В правой руке — обнаженная шпага, в левой — фельдмаршальский жезл, у ног знамена французской армии.
Слайд 16
Фигура Барклая де Толли менее динамична. Он держит маршальский жезл в опущенной левой руке. Взгляд его устремлен вдаль.
Слайд 17
Вед. 2 В 1829 г. в Петербурге на Дворцовой площади был построен один из первых памятников в честь победы русской армии в 1812 г. – Главный штаб. Сооружение состоит из двух зданий, соединенных между собой аркой, которая богато украшена скульптурой.
Слайд 18
Вед. 1 С высоты 36 м, на вершине строения, парит триумфальная колесница. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция это символ воинской славы.
Орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков.
Слайд 19 - 20
Вед. 2 В тесном смысловом и композиционном единстве с аркой Главного штаба находится Александровская колонна, расположенная в центре площади. Оформляли колонну скульпторы Свинцов, Леппе, Орловский. Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Слайд 21
Вед.1 Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 на Нарвской заставе по проекту Джакомо Кваренги. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров. Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза. Однако возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот.
Слайд 22
Вед.2 Архитектор Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней скульптор Пётр Клодт и фигура Славы скульптор Степан Пименов.
Слайд 23
По бокам ворот имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. С 1987 года в верхней части ворот открыт музей, в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки
Слайд 24
Вед. 1 Московские Триумфальные ворота — сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора Осипа Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы в районе Поклонной горы.
Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости.
Слайд 25
Сообщение уч-ся:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Когда русские войска, преследуя сильно поредевшую наполеоновскую армию, подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: «Ура спасителю России! »
На что Кутузов ответил: «Простите, друзья, не мне эта честь, а славному русскому солдату». А затем приказал склонить перед солдатами отобранные у врага знамёна и, подбросив вверх фуражку, закричал: «Русскому сол дату ура, ура, ура!!!»
Одну из московских улиц украшает Триумфальная арка, воздвигнутая в честь Победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Слайд 26
Вед. 2 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа.
Через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. По проекту Карла Магнуса Витберга. Вскоре Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд.
Слайд 27
Вед. 1 Новый самодержец России Николай I в 1831 году определил архитектором Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Суриков, Крамской, Верещагин и другие известные художники
Слайд 28
Вед. 2 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор |
Слайд 29
Вед. 1 В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. В 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.
Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Михайловичем Посохиным, Алексеем Михайловичем Денисовым.
В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.
Сообщение уч-ся:
События Отечественной войны 1812 г., прекрасные образы ее участников вызывали и вызывают чувство восхищения и глубокой признательности. Они до сих пор вдохновляют художников на создание произведений, посвященных этой героической теме.
Слово учителя:
Сохранить для потомков память о славном прошлом помогли и учёные историки, и писатели, и поэты. Нет в нашей стране старшеклассника, который бы не прочёл «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого, нет школьника, который бы не выучил наизусть лермонтовское «Бородина». И каждая строчка этого замечательного стихотворения говорит тебе: помни!
Ну, а художники? Разве ты не побывал с ними и на Бородинском поле, и на военном совете в Филях, и в горящей Москве, и в ставке Кутузова, и у партизан?
Ты познакомился с художниками прошлого века. О войне 1812 года они писали по-разному, каждый в своей манере. Но цель у всех них была одна – они хотели, чтобы далёкое прошлое, став на их картинах зримым, приблизилось к нам, чтобы мы гордились историей своего народа, воинским подвигом его сыновей и дочерей, а верности Родине, мужестве и доблести которых помнит вся Россия.
Помни о них и ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в литературный салон. Открытие выставки, посвященной 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года
Президент РФ Дмитрий Медведев в январе подписал Указ о проведении в 2012 году Года российской истории. Уже сейчас в Вязьме проходят различные мероприятия, посвященные одному из знаменательных...
Памятники в Санкт-Петербурге, посвященные победе русских войск в Отечественной войне 1812 года.
Данная презентация знакомит учащихся с памятниками героям Отечественной войны 1812 года, возведенными в Санкт-Петербурге, когда и по проекту каких авторов они были сооружены. Материал данной...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства
Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с по...
конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»Тема урока: Времена года в разных видах искусства.Тип: погружение в темуЖанр: с элементами интеграции...
«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»
Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....
Викторина «Славный год войны народной» (к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Стимулирование интереса учащихся к изучению литературы и истории России.Активизация литературно исследовательской и поисковой деятельности учащихся. Воспитание у учащихся чувства патриотизма, гра...