Украшения и фантазия. Кружевные узоры
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Татьяна Алексеевна Гандзюк

Учимся рисовать салфетку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx129.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО  2 класс

Тема "Украшения и фантазия. Кружевные узоры"

Тип урока - комбинированный.

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие:

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Оборудование урока:  гуашь, кисти, салфетки, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок?..(да)
Начинаем наш …(урок)

II. Введение в тему.

- Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

- Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

- Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

- А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия". 

III. Новый материал.

- Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но      сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:

- А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

- Где мы их можем наблюдать?

- Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

- Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

- Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

- С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

- Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

- Рассмотри это кружево.

- Какие природные формы можно увидеть в нем?

- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

- Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

- Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

- Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

- Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант - из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

Примеры работ

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Сканирование\Изображение 005.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Сканирование\Изображение 004.jpg

V. Итоги урока

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12026.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12025.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12022.JPG 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12029.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12027.JPG 

- Молодцы! Спасибо за урок!

Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами.ШЕДЕВРЫ ПРОШЛОГО. Чайные кружевные платья.

Данная публикация рекомендована для совместного ознакомления детей и родителей. С неё начинается рассказ о шедеврах прошлого. Данная публикация о хлопково-батистовых произведениях искусства начала 20 ...

Образовательная программа "Рукоделие. Кружевные тайны квиллинга"

Программа художественно-эстетическлого направления по декоративно-прикладному творчеству....

Мастер класс для учащихся 4 класса.Тема: Украшение узором дымковского петушка.

Мастер класс рассчитан на учащихся 4 класса. Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку. Задачи: учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры; развивать...

Кружевные мечты - презентация

Данная презентация, была создана к тв. проекту " Кружевные мечты" совместно учащимися 11 класса  средней школы и учащимися творческого объединения "Вологодское кружево",в кото...

План- конспект "Узоры в украшении избы"

Раздел: Декоративное искусство в жизни человека.Тема занятия:  Узоры в украшении избы: повтор традиционной схемы узоров главного фасада. Длительность: 2 часа.Участники: группа 3 года об...

Тема: «Украшение одежды и обуви хантыйскими узорами» с ИКТ (дети 6-7 лет)

Заседание районного методческого объединения "Школа молодого педагога" по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развит...