Образовательная программа "Рукоделие. Кружевные тайны квиллинга"
статья на тему
Программа художественно-эстетическлого направления по декоративно-прикладному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rukodelie_kviling.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Авиамоторная, 51б
«Утверждаю» «Согласовано» «Принято»
Директор ГАПОУ МОК им.В.Талалихина Рук-ль СП № 5 (учебный отдел) школьным объединением педагогов
_______________ Н.М. Снопко ___________ Л. И. Марциш протокол № _____ от «___» ______2014
Образовательная программа
художественно-эстетического направления
по декоративно-прикладному творчеству
"Рукоделие. Кружевные тайны квилинга"
на 2014-2015 учебный год
2 часа в неделю
Составитель: Исраэлова Татьяна Витальевна,
учитель технологии
первой квалификационной категории
Москва 2014
Образовательная программа
художественно-эстетического направления
по декоративно-прикладному творчеству
"Рукоделие. Кружевные тайны квилинга"
Разделы: Преподавание технологии, Внеклассная работа,
Пояснительная записка
Программа составлена на основании авторской образовательной программы художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству «Рукоделие. Кружевные тайны квилинга» учителя технологии Полуэктовой Анастсии Олеговны.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Рукоделие. Кружевные тайны квиллинга», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Методическое обеспечение
Формы, методы и технологии, используемые в программе
При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
Словесные
В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные
Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике и т.д.).
Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.
Практические
Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.
Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся I - года обучения:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
будут уметь работать с гоф. картоном и гоф. бумагой в технике квиллинг;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Результатом воспитательной работы является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.
Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе;
Должны уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
Воспитанники посещают выставки различного уровня. На примере ребята учатся ставить перед собой цели и достигать их, вместе с воспитанниками участвуют в экскурсиях по городу и области, различных мероприятиях проводимых клубом, что способствует формированию уверенности в собственных силах, осознание своей значимости, чувство ответственности.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Тема занятия | Творческая работа | Основной материал | Кол-во часов | Дата | ||
I | Вводный блок |
|
| Т | П | В | |
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
|
| 2 | - | 2 | 04.09 |
II | Материал — бумага |
|
|
|
|
| |
1 | Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Как родилась бумага. | Обработка бумаги | Бумага, ножницы, клей | 1 | 3 | 4 | 11.09, 18.09 |
III | Конструирование |
|
|
|
|
| |
1 | Практика создания основных элементов квиллинга: | ролл, спираль, замкнутая спираль, конус капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга квадрат, ромб, крест, треугольник, полукруг, луна, лапка, стрела сердце, рога, нота, элемент S. | Бумага, ножницы, клей | 1 | 5 | 6 | 25.09 02.10 09.10 |
2 | Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. |
| Бумага, карандаш, линейка | 1 | 1 | 2 | 16.10 |
3 | Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг | Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики. | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 5 | 6 | 23.10 30.10 13.11 |
4 | Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг | Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 3 | 4 | 20.11 27.11 |
5 | Изготовление двойных бахромчатых цветов. | Двойная хризантема | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка | 0,5 | 1,5 | 2 | 04.12 |
6 | Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. | Розочки | Офисная цветная бумага, фигурные ножницы, клей, линейка | 1 | 1 | 2 | 11.12 |
7 | Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги | Розочка | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 3 | 4 | 18.12 25.12 |
8 | Изготовление различных форм листьев | Листики большие и маленькие, прямые и изогнутые | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 1 | 2 | 15.01 |
9 | Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу | «Цветочная поляна», «Букет для мамы» | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 2 | 2 | 4 | 22.01 29.01 |
10 | Изготовление животных в технике квиллинг. |
| Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 3 | 4 | 05.02 12.02 |
11 | Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу | «Зоопарк», «Мишки на севере» | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 0,5 | 3,5 | 4 | 19.02 26.02 |
12 | Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги. | «Косолапый мишка», «Дружные утята» | Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 3 | 4 | 05.03 12.03 |
13 | Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают задания из предло-женных тем. | «Торт из гоф. бумаги. «Караблик» | Гоф. бумага и картон, ножницы, клей, линейка, зубочистка | 1 | 5 | 6 | 19.03 02.04 09.04 |
14 | Изготовление сувениров к праздникам. | Работа по желанию ребёнка | Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка | 1 | 3 | 4 | 16.04 23.04 |
15 | Посещение выставок прикладного творчества. |
|
| 6 |
| 6 | 30.04 07.05 14.05 |
16 | Итоговое занятие |
|
| 0,5 | 1,5 | 2 | 21.05 |
| Итого часов: |
|
| 23,5 | 44,5 | 68 |
Содержание образовательной деятельности I-го года обучения
№ п/п | Название темы | Т | П |
I | Вводный блок |
|
|
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - |
II | Материал — бумага |
|
|
1 | Бумагопластика. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. | 2 | 2 |
III | Конструирование |
|
|
1 | Практика создания основных элементов квиллинга: ролл, спираль, замкнутая спираль, конус капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга квадрат, ромб, крест, треугольник, полукруг, луна, лапка, стрела сердце, рога, нота, элемент S. | 2 | 2 |
2 | Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. | 1 | 1 |
6 | Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг. Ромашки, василёк, колокольчик, нарцисс, фиалки, ландыш, кувшинка, листики. | 1 | 3 |
8 | Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг Георгина, хризантема, клевер, зелёные кустики | 1 | 3 |
9 | Изготовление двойных бахромчатых цветов. | 0,5 | 1,5 |
10 | Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. | 1 | 1 |
11 | Изготовление различных форм листьев. |
|
|
12 | Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу |
|
|
13 | Изготовление животных в технике квиллинг. «Лев, медведь, заяц, жираф, обезьяна» |
|
|
14 | Коллективная работа. Композиция из цветов. Дети сами разбиваются на группы, выбирают работу |
|
|
15 | Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гоф. картона и бумаги. «Косолапый мишка», «Дружные утята» |
|
|
16 | Посещение выставок прикладного творчества. |
|
|
17 | Итоговое занятие |
|
|
Список используемой литературы
В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами.ШЕДЕВРЫ ПРОШЛОГО. Чайные кружевные платья.
Данная публикация рекомендована для совместного ознакомления детей и родителей. С неё начинается рассказ о шедеврах прошлого. Данная публикация о хлопково-батистовых произведениях искусства начала 20 ...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Квиллинг»
Знакомство с квиллингомТехники квиллингаХудожественное моделированиеСоставление композицийОформление работТворческий проектВыставки работ, участие в конкурсах...
Украшения и фантазия. Кружевные узоры
Учимся рисовать салфетку...
Украшения и фантазия.Кружевные узоры
Презентация к уроку...
Кружевные мечты - презентация
Данная презентация, была создана к тв. проекту " Кружевные мечты" совместно учащимися 11 класса средней школы и учащимися творческого объединения "Вологодское кружево",в кото...
Диплом победителя фестиваля "Кружевная сказка"
Диплом победителя фестиваля "Кружевная сказка"...