методическое пособие по проведению родительского собрания
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Приходько Инна Валерьевна
методическое пособие по проведению родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ

КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Правило ПЕРВОЕ. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило ВТОРОЕ. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило ТРЕТЬЕ. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило ЧЕТВЕРТОЕ. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило ПЯТОЕ. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило ШЕСТОЕ. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, Неплохо было бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики,избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Советы психологов:

• перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение; » отводить на проведение собрания не более 1-2 часов;

• самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;

• поблагодарите тех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

• в личной беседе оценивайте детей относительно их потенциальных возможностей;

• доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

• родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

-    сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

-    давать негативную оценку всему классу;

-    переоценивать значение отдельных предметов;

-    избирать для общения назидательный тон.И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны.Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы.

Тематика родительских собраний распределена по классам. Но у каждого класса возникают какие-то проблемы. Поэтому иногда приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот какие темы собраний мы планировали в 1 - 2-ом классе и что запланировано на 3-ий класс.

1-й класс.

Многие родители не учитывают индивидуальных возрастных особенностей детей, предъявляя к детям повышенные требования, стремятся к их взрослению.

Поэтому первая тема родительского собрания «О возрастных психологических особенностях младшего школьника». Зная особенности младших школьников, родители по-иному будут оценивать поведение детей. Первый год учебы - самый трудный: меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. Чтобы справиться с учебной нагрузкой, выдержать достойно период адаптации к школьной жизни, чтобы защитить нервную систему, необходимо соблюдать режим дня.

Поэтому вторая тема родительского собрания - «Режим дня».

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому следующая тема родительского собрания. «Как помочь детям хорошо учиться». Эта помощь должна идти в трех направлениях:

1. Контроль за выполнением домашних заданий.    

2. Приучение детей к самостоятельности.

3. Соблюдение режима дня.

Еще одна важная для этого года тема «Умеете ли вы любить своегоребенка?»

И наконец, итоговое собрание. (О летнем отдыхе детей. О закаливании организма. Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость детей.)

2-й класс.

Родители, отдающие своих детей в престижные школы, гимназии, обладают определенными престижными установками. Престижные установки и ожидания должны присутствовать у всех родителей, но для правильного развития личности ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний; завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие.

Если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том или ином случае дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки любви, тепла, внимания.

Здесь актуальна тема «Папы, мамы и школьные отметки»; на этом собрании отмечаю, что родителям важно оценивать не те оценки, что получает ребенок, а желание учиться и стараться.

Плохие отметки - это не повод для наказания, а сигнал тревоги. Любой ребенок имеет право на ошибку.

Следующая тема родительского собрания «Как готовить домашнее задание». Здесь обращаю внимание родителей на то, что не нужно натаскивать детей в отдельных умениях и навыках, а нужно развивать в главном -умении размышлять. Необходимо приучать детей к самостоятельности, к организованной и обдуманной деятельности, воспитывать привычку к систематическому, каждодневному труду.

Знакомлю с памятками по предметам, говорю о том, как включаться вработу разным детям.

То, как читает ребенок, отражается на успеваемости детей в среднемзвене.

Ученые провели эксперимент и сделали вывод, что на «4» и «5» успевают дети, которые читают со скоростью 120-150 сл.мин. Темп чтения - это не самоцель, он отражает уровень развития ученика.

На этом собрании знакомлю родителей с таблицами (по скорочтению), говорю о приемах работы с детьми, чтобы привить любовь к чтению.

Последняя тема собрания «Как избежать детской агрессии». В каждомклассе встречаются агрессивно настроенные дети, и эта проблема требуетвнимания.

3-й класс.

1. «Воспитание трудолюбия в семье».

2. «Окрыляющая сила успеха». Эта тема актуальна, так как если у ребенка есть успех, то есть и желание учиться. Успех в учении - первостепенное условие становления личности.

3. «Семейный этикет» (о своде правил в семье, в основе их лежит взаимное уважение и внимание друг к другу, посильное содействие каждого общему благополучию). Здесь я говорю о систематическом, каждодневномвоспитании детей дома, чтобы эти правила стали для детей привычными.

4. «Об особенностях памяти младших школьников, о концентрации внимания».

При работе с родителями определила несколько правил:

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.

3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).

4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5. В общении с родителями стараюсь быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.

6. Стараюсь помнить правило: ребенок - главная цель общения.

  И если даже между учителем и родителями неприязнь, то ее необходимо преодолеть во имя ребенка.

Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя.Стараюсь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этогонельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы.

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст свой положительный результат.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения родительского собрания.

Родительское собрание в школе-это ратковременные встречи с родителями.......

методические рекомендации для проведения родительского собрания

методические рекомендации для проведения родительского собрания по теме"Тропинка ведущая к бездне"...

методические рекомендации для проведения родительского собрания

методические рекомендации для проведения родительского собрания по теме"Тропинка ведущая к бездне"...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания в 8 классе "Медиабезопасность"

Разработка родительского собрания  "Медиабезопасность" для родителей учащихся 8 класса с использованием фильма для старшеклассников "Уроки медиабезопасности"...

Методический материал для проведения родительского собрания по теме «Законы воспитания. Традиции семьи»

Методический материал для проведения родительского собрания по теме «Законы воспитания. Традиции семьи». Создан в соавторстве с учителем русского языка и литературы Макаровой М.А....

Методические рекомендации к проведению родительского собрания "Стремимся к успеху"

В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда...