Мифы о сотворении мира
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: ИЗО Класс: 5 Учебник (УМК): Ермолинская «ИЗО 5 кл.»
Тема урока | Мифы творения мира | ||||
Тип урока: | комбинированный | ||||
Цели: | Познакомить уч-ся с понятиями мифы, их видами, историей их возникновения. С мифами разных религий и стран о происхождении мира. Образовательная: приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через знакомство с известными архитектурными памятниками. Развивающая: развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление. | ||||
Формирование УУД: | Личностные: формирование мотивации к изучению данной темы для понимания красоты окружающего мира, в процессе рефлексии умение проводить самооценку; Предметные: различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). | ||||
Планируемый результат: | Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии. Познавательные: осмысление взаимосвязи мифы о мировоздании, поиск информации в учебнике и средствах ИКТ. Выбор способов решения: поиск композиции; выбор графических материалов; | ||||
Основные понятия: | Искусство, мифы мировоздания | ||||
Межпредметные связи: | История, география, ИЗО, математика, черчение | ||||
Ресурсы: | Основные: ИКТ и средства обучения, презентация. | ||||
Организация пространства: | Фронтальная работа, индивидуальная работа | ||||
Технология поведения: | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
УУД | |||||
Орг. момент 2-3 мин. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность |
| Личностные: самоорга-низация. Регулятивные: способ-ность | ||
к уроку. | ствующих | регулировать свои дей-ствия, прогнозировать деятельность на уроке | |||
Актуализация знаний | Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод:
| Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о архитектуре, Демонстрирует изображения зданий |
| Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регу-лировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. | |
Поисково-исследователь-ский этап | Находить мифы о мироздании у разных народов и религий | Регулирует и направляет работу уч-ся | 1.Выбор стихии 2. Зарисовка по представлению стихийного явления | Личностные: проявление ин-тереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение соста-влять план и последователь-ность действий, осущест-влять контроль по резуль-тату. Познавательные: умение ра-ционально использовать тех-нологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориен-тироваться в средствах и тех-нологиях обработки мате-ов; | |
Практический этап | По представлению изображает одну из стихий | Организует работу обучающихся, следит за правильным выпол-нением операций, кон-тролирует и коррек-тирует действия учеников. Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения неправильного под-бора цвета. Демонстрирует воз-можные ошибки. Привлекает к обсуж-дению причин и спо-собов устранения не-достатков в работе. | 1.представь одну из стихий. 2. Какие ассоциации вызвали у тебя эти стихии 3. используя краски сразу начинай работу 4. Физминутка | Умение анализировать полу-ченную информацию и приме-нять на практике. умение сотрудничать на уроке с учи-телем, одноклассниками, в группе и коллективом; Личностные: умение овладе-ть нормами и правилами на-учной организации труда; Раз-витие трудолюбия и ответ-ственности за качество своей и коллективной деят-сти. Регулятивные: Умение состав-лять план и последователь-ность действий, осуществ-лять контроль по результату. Познавательные: умение вы-делять необходимую инфор-мацию; умение планировать свою трудовую деятельность . | |
Рефлексивно-оценочный этап | Сравнивают рабо-ты, оценивают свою работу, от-вечают на вопро-сы учителя. Делают вывод Проговаривают последовательность своих действий при выполнении работы, отмечая возникшие труд-ности и их причины. | Комментирует и объясняет допущен-ные ошибки, демон-стрируя работы учеников. Предлагает ответить на вопрос: Какие образы возни-кли у тебя, когда ты представлял стихии? Фиксирует оценки учащихся. | Взаимопроверка, самопроверка. | Личностные: умение провес-ти самооценку и организова-ть взаимооценку (прогнози-рование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассужде-ний и доказательство. Познавательные: умение сфо-рмулировать алгоритм дейс-твия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обос-новывать показатели качест-ва конечных результатов. |
Ход урока:
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? (Атрибуты бога врачевания Эскулапа). Почему над Большим театром в Москве и театром драмы имени Пушкина в Санкт-Петербурге мчатся квадриги с бронзовым Аполлоном? (Аполлон- покровитель искусства).
Почему портик Государственного Эрмитажа поддерживают могучие атланты? (Атланты – титаны, держащие на своих плечах небесный свод).
Почему мы говорим: « Фортуна от тебя отвернулась» (Фортуна – римская богиня счастья и удачи) или «Провалиться в тартарары» (Тартар -нижняя часть преисподней, ада).
Откуда в нашем языке название месяцев январь, март, май, июнь? (Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне).
Как появились обозначения таких, например, химических элементов, как гелий, уран, плутоний, планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и др.
Источник всего, о чем мы сейчас говорим, один – мифология.
Мифы — устные предания о древних временах — родились в первобытную эпоху, на заре человечества. Древний человек жил в постоянном общении с природой. Отовсюду его подстерегала опасность: в лесу — дикие звери, с небес — молния, грозящая пожаром. Продолжительная засуха или проливные дожди губили посевы, грозя голодом… Человек пытался приручить стихии, а для этого нужно было их объяснить. Ему хотелось знать, как появилась земля и все, ее населяющее, почему день сменяет ночь, а на смену теплу приходит холод, откуда взялся огонь и почему люди смертны.
Объясняя мир вокруг себя, он опирался на собственный житейский опыт. Он считал, что природа — живое существо, а значит, у нее есть пора юности — весна, зрелости — лето, увядания — осень. Зимой природа замирает, умирает. Мир одет белым саваном. Так рождался миф.
Таким образом, миф — объяснение картины мира на основе имевшихся у человека знаний и опыта. Миф обычно имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа утрачивалась по мере того, как человек постигал и осваивал мир, но его поэтическая сторона и сегодня не потеряла своей прелести. Так, например, помните целебные свойства «мертвой» и «живой» воды? «Мертвая» — соединяет рассеченные части тела, героя, «живая» — возвращает ему жизнь. А в основе этого сказочного сюжета — миф, связанный с наблюдением за жизнью природы. Первые весенние дожди смывают остатки снега — соединяют рассеченное тело земли. Вторые — орошают землю — и на ней возрождается жизнь. Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев. Совокупность мифов называется мифологией. Своя мифология, так же как и своя история есть у любого народа- это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы. Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались на столько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних дюдей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.
Сказка, как и миф, - произведение устного народного творчества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с установкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фантастическую, выдуманную реальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотворение мира
Библейское предание о сотворении мира....
Мифы народов мира
Литература 6 класс...
Разработка урока с презентацией по теме: "Мифы народов мира"
Методическая разработка урока по теме : « Мифы разных времен разных народов мира»Цели урока:- познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»;- показать природу мифа как форму познания...
Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли».
Презентация к уроку вн. чт. "Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»....
Сотворение мира
конспект урока...
Занятие Сотворение мира видимого и невидимого
Азбука православной культуры...
Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"
Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"...