Урок. Хлеб-наше народное достояние.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._hleb-_nashe_narodnoe_dostoyanie.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
Тема урока:
«Хлеб – наше народное достояние»
(рисование с натуры натюрморта:
буханка хлеба, каравай, полотенце с узором,
деревянная ложка с хохломской росписью)
Цель:
∙ Ознакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства
∙ На первом уроке выполнить эскиз натюрморта, подготовить линейное
изображение.
Хлеб не просто дар природы.
Хлеб – наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай!
Ход урока
I. Беседа о хлебе.
Хлеб… Один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда.
Хлеб рожден нашей прекрасной землей. Нашими реками, чистым воздухом. Громадный
труд проделали бесчисленные поколения людей в течение многих веков, чтобы получить
такой хлеб, какой мы едим сегодня.
Начало возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности. Сначала в
пищу употребляли собранные семена диких злаков. Среди них обратили внимание на
зерна пшеницы. Кто, где и когда бросил впервые в землю пшеничные зерна? Кто собрал
первый урожай?...
Сухие зерна пшеницы можно было есть, но они были слишком твердые.
Попробовали их разбивать камнем, молоть… потом научились. Смешивая с водой. Делать
кашу. Ели ее сначала сырую, потом стали варить. Позже научились делать тесто. У какой-
то хозяйки в тесто случайно попали дрожжи. Велико было удивление человека, впервые
увидевшего, как тесто поднимается, пузырится, «дышит». Брошенное в огонь, такое тесто
испеклось и превратилось в пушную мягкую лепешку.
Прошли годы. Жизнь людей изменилась. Много всего появилось в магазинах.
И.Машков радуется этому изобилию и с увлечением пишет натюрморты с хлебом.
Пышный румяный хлеб еще «дышит» жаром печи, из которой его вынули. И чего тут
только нет! Булки и батоны, калачи с хрустящей корочкой! Сдобный крендель! Будто
хлебосольный хозяин приготовился встречать гостей. Желтые, коричневые, красноватые
тона картины передают тепло хлеба. Нам даже чудится его запах. Тот самый, который
доносится, когда идешь мимо пекарни.
Изображение обычного хлеба Машков превращает в нарядный веселый праздник.
Но не всегда и не везде ели люди хлеб досыта. …Во время войны не хватало топливо,
боеприпасов, одежды. Не хватало хлеба, от которого и сегодня зависит жизнь на земле…
Люди вырвались в космос, покоряют реки. Моря, добывают нефть, а хлеб остается
хлебом…
Хлеб насущный – это каждого касается и если мы бросаем этот ломоть хлеба
наземь, с ним пропадает частица труда многих людей. Так давайте ценить и уважать этот
благородный труд. Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом,
проникнись глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты не встретил их,
поклонись. Помни, как попал к тебе хлеб на стол. И пусть никогда не покидает вас
бережное, святое отношение к хлебу.
II. Знакомство с произведениями изобразительного искусства.
Показ картин (можно с помощью проектора)
А.А.Пластов «Жатва» 1945 г.,
«Ужин трактористов» 1951 г.
Широкий мир мыслей и чувств народа передан в картине Пластова «Жатва». Все
взрослые, сильные люди ушли на войну, и оставшиеся в деревне старики, женщины и дети
засевали поля, убирали хлеб. Особенно удался художнику образ старика. Прожившего
долгую трудную жизнь. Он держит в руках ломоть хлеба и деревянную расписную ложку.
Русые волосы, сидящих рядом, девочки и мальчика, своим цветом сливаются с золотистой
ржаной соломой. Снопы этой соломы, не сжатая еще вдали рожь, колоски ее собранные в
ведро, написанные в желтых и коричневых тонах, переливаются оттенками золота. Эти
цвета в картине как бы воплощают в себе материальность, драгоценность хлеба.
«Ужин трактористов» - одна из самых известных работ А.А.Пластова. сюжет
крайне прост, как просты все сюжеты Пластова. Трактористы ужинают. Мужчина
бережно разрезает каравай, девочка в белом халате разливает принесенное ею молоко.
Картина дышит покоем. Трактористы лежат на траве, по которой вскоре пройдет их
тяжелый плуг. Работа не кончена, хотя до горизонта тянется вспаханное поле. Трактор
лишь присутствует на полотне. Все внимание художника отдано людям. Каждый из трех
персонажей наделен цветом – символом. У тракториста это красный – цвет солнца и
коричневый – хлеба. У его помощника – зеленый рефлекс травы, а девочке отдан белый,
теплый цвет молока.
Т.Н. Яблонская «Хлеб» 1949г.
В картине с коротким названием «Хлеб» заключено большое содержание. На
картине изображен колхозный труд, кипит на току горячая работа, собран богатый
урожай. Обмолоченное зерно, ссыпанное в груду, играет на солнце золотистыми
переливами, а в глубине – большая темная скирда, еще не обмолоченного хлеба. Главное
внимание в картине уделено человеку. Здесь особенно много женщин: картина писалась
вскоре после войны. Художница прекрасно передала яркий свет летнего солнечного дня.
Воздух кажется чуть туманным от золотистой хлебной пыли. Теплый колорит картины
придает оптимистическое настроение.
В.И.Алтухов «Хлеборобы» 1976 г.
Картина передает напряжение жарких дней уборочной страды. Хлеб может
перестоять и осыпаться, или налетит дождь и намочит скошенные валки. Хлеборобы
стараются не упустить дорогое время в этой битве за урожай. Даже перерыв на обед
происходит здесь же в поле, на колесах. На столе все самое необходимое6 буханки
ржаного хлеба, сахар, кружки, ложки, миски. Цвета желтой, голубой. Темно-коричневой,
малиновой одежды хлеборобов создают красивое зрелище. Сияющий цвет скошенной
желтой пшеницы как бы олицетворяет главную тему картины.
М.В.Данциг «Золото земли» 1975 г.
Картина посвящена празднику урожая. На переднем плане художник изобразил
пышные золотистые караваи хлеба. Белое полотенце, украшенное ярко-красным
орнаментом, подобно скатерти-самобранке. Золотистый цвет, пронизывающий,
освещающий все, что изображено на холсте, создает праздничное настроение.
III. Упражнения – задания:
1. Рисование овалов
2. Найди ошибку в эскизе натюрморта (по проектору)
3. Дорисовать узор (карточка-задание)
4. Загадки о хлебе и ложке.
Краеведческий модуль
Замечательные произведения народного ткачества в старой деревне увидели бы мы
на каждом шагу. Из домашней ткани шили одежды, скатерти. А сколько было полотенец!
Одни, со скромными узорами – рукотеры, ими вытирались. Самые красивые полотенца
служили для украшения избы.
IV. Практическая работа.
Выполнение эскиза натюрморта:
Каравай, расшитое полотенце, деревянная
ложка с хохломской росписью
V. Выставка работ учащихся.
VI. Итог урока
Проводится в форме диалога с учащимися.
Вопросы:
1. В произведениях каких художников говорится о хлебе, о труде хлеборобов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НПК "Сохранить народное достояние"
НПК "Сохранить народное достояние" -исследовательские работы учителей башкирского языка и и стории культуры Башкортостана о фольклористах-юбилярах года....
Урок по кулинарии: "Хлеб- наше богатство. Исследование хлебобулочных изделий"
Урок кулинарии в 5 классе означннии хлеба в нашем питании. Приводится пример атрибутного метода исследования хлебобулочных изделий.Игровая форма работы на уроке....
Хлеб – наша жизнь и наше богатство
Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...
Клубный час в 7а классе Тема: «Хлеб – наше богатство!» Воспитатель Выборнова О.В.
Клубный час в 7а классеТема: «Хлеб – наше богатство!» Воспитатель Выборнова О.В....
Хлеб- наше богатство
Аннотация Творческий проектТема исследования: «Хлеб – наше богатство»Автор: Ругер Анастасия -6 классЕсть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. ...
Хлеб- народное достояние
Презентация урока в 5 классе: Хлеб народное достояние....
Урок ИЗО на тему "Хлеб- народное достояние"
Цель: Ознакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства На первом уроке выполнить эскиз натюрморта, подготовить линейное изображение. Хлеб не просто дар природы. Хлеб – наш тру...