Презентация "Пермогорская роспись"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Серия уроков по теме "Пермогорская роспись". Целесообразно использовать по программе Б. М, Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд , 1-9 классы", в 5 классе, тема урока: "Констрпукция, декор предметов народного быта и труда". Пермогорской росписью мы украшем прялку, что соответсвует описанию темы урока в программе. В презентации прописаны цели, задачи, методы объяснения и подачи материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
permogorskaya_rospis.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятий: научить детей основным приемам письма пермогорской росписи
Задачи занятий: Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения росписи; с произведениями мастеров; познакомить с процессом выполнения росписи; познакомить с приемами составления композиции; дать характеристику эпохи; познакомить с символами пермогорской росписи.
Воспитательные: Показать возможности росписи, ее красоту и красочность; привить уч-ся чувство уважения к труду художника – показать всю трудоемкость работы; воспитать любовь к русскому декоративно-прикладному искусству и к русским росписям; научить понимать значение корней древнего народного искусства.
Развивающие: Развивать способности работать творчески над созданием композиции; развитие мышления, воображения, фантазии; развитие у уч-ся усидчивости и стремления завершить начатое; развитие таких качеств, как: точность, аккуратность, чувство меры и красоты.
Методы: объяснительно – иллюстративный; демонстрация; беседа; частично – поисковый; рассказ; показ выполнения хода работы
Пермогорье - это пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Пермогорская роспись возникла, вероятнее всего, в 18 веке и просуществовала до 30-х годов нашего времени. В наши дни росписи русского Севера стали необыкновенно популярны, благодаря тому, что в 1959 году Загорский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы 3 самостоятельных вида росписей. Все вместе они называются северными.
Северные росписи: пермогорская ракульская северодвинская
Пермогорская роспись отличается тем, что в ней используется всего три цвета: красный зеленый желтый
Эти цвета символичны: красный - цвет жизни, богатства; зеленый - цвет благополучия; желтый - цвет солнца
Основные элементы росписи: ленточки (бордюры) углы растительные мотивы древо-жизни птицы* *их на Северной Двине называли «кутюшки»
Ленточки (бордюры)
Углы все углы должны быть одинаковые
Растительные мотивы округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы
Главный цветок пермогорской росписи - тюльпан
Так же рисовали: Птицу - Сирин Единорога Льва Бытует мнение, что этих животных изображали русские умельцы, умеющие читать. На Русь многие образы пришли из книги «Александрия» - описание исторических походов Александра Македонского по Индии. Из этой книги явились мифические существа – единорог, сирены, Птица-Сирин, грифон (орел-лев). Купцы, занимавшиеся торговлей так же привозили рассказы о заморских зверях. Позже стали изображать людей и жанровые сцены.
Птица - Сирин Один из любимых образов русского ДПИ. Когда-то в старые дохристианские времена легенды о сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Птица-Сирин была наделена сильным, красивым голосом и сводила с ума своим пением. Чаще всего изображалась в круге. Птица эта посылалась во искушение. Тот кто потеряет голову от ее пения – считался пропащим человеком.
Древо-жизни Это, пожалуй, главный образ, который встречается во всех росписях, вышивках и резьбе по дереву. Древо-жизни – представление наших предков о жизни. Древо делили как и жизнь на три части: нижний, средний и верхний мир. Нижний мир – загробный мир - это корни дерева, из которых рос ствол – это ось мироздания, т. е. эта ниточка на которую нанизывалась жизнь. У корней изображались змеи и насекомые. Средний мир – это ветви на них изображали русалок, берегинь (у А.С. Пушкина: «…русалка на ветвях сидит…»). Средняя часть дерева – сама жизнь человека. Верхний мир – крона дерева – рай, небо. Здесь изображали райских птиц .
Сказочные образы, встречающиеся в русской росписи, вышивке и резьбе: Берегиня – полуженщина, полурыба; Водяной – царь, мужчина с рыбьим хвостом; Русалки – сестры водяного, женщины с рыбьими хвостами; Жар-птица – хранительница света; Огнеродный кит; Полкан-богатырь – он же кентавр или китоврас – сеет хлеб (приписывались разные свойства);
Птица-Сирин* – птица с женским лицом; Алконост* – птица-дева, с волшебным цветком в руке. Когда-то, боги превратили ее из девушки в птицу. Успокаивает море, живет в море. * царицы русских сказок, райские птицы
Ход работы : Дома уч-ся покрыли альбомный лист желтой краской или краской цвета «охра», так как именно эти цвета имитируют цвет дерева. Мы подобно древнерусским мастерам будем выполнять композицию по всем правилам. Начнем с того, что очертим лист карандашом со всех 4-х сторон и будем рисовать элементы бордюра – рамки. Должна соблюдаться симметрия и чередование элементов. Удивительно то, что в этой росписи не надо ничего придумывать, ведь, роспись придумали до нас – мы, лишь, повторяем ее узоры. Затем, в каждом из 4-х углов рисуем элементы росписи – «углы». Помните о том, что все 4 угла должны быть одинаковы. После рисуем в центре: Птицу - Сирин или древо - жизни.
Затем приступаем к работе красками. Хочу рассказать как экономить время при работе с цветом. Главный цвет в этой росписи - красный – цвет жизни, поэтому он и основной. Начинаем покрывать те элементы росписи основным цветом, которые вы решили будут окрашены красным. Не забывайте о том, что если вы рисуете древо - жизни, то соблюдайте симметрию цвета. Так, трилистники во всех 4-х углах должны быть одинаковыми не только по форме, но и по цвету. После того, как определили, что будет красным – беремся за зеленый – опять таки, из расчета того что, что-то будет желтым.
Начинаем заполнять цветом рамку, углы и центр работы. Сначала красным. Работа ведется сверху вниз, гуашевыми красками. После того как все будет закрашено и красным, и зеленым, и желтым – тонкой кистью черной краской обводим контуры рисунка. То есть то, что мы рисовали простым карандашом – все эти линии – обводим черным контуром. В этой работе используются разные возможности кисти. Кистью можно работать как мазком, так и линией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"
Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков . Предполагается обучение детей простым элементам Хох...
Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись
Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....
Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоивших дополнительную образовательную программу «Художественная роспись»
Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб...
Конспект занятия "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"
Знакомство учащихся с петриковской росписью....
Презентация "Роспись кухонной утвари. Петриковская роспись"
Презентация к занятию "Роспись кухонной утвари"...
Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"
Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"...