Разработка урока по ИЗО 5 кл Русская изба
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Раработка урока по Изобразительному искусству в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_izo_5_kl_russkaya_izba.docx746.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ИЗО   учитель Шакирова Р.М.

Класс: 5

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Русская Изба».

Основные цели:

1) сформировать представление о процессе построения здания, особенностях русской избы;

2) познакомить с основами черчения, способами работы с бумагой.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! С чем вы познакомились на прошлом уроке? (с возможностями использования бумаги в изготовлении аппликации)

− Чему вы учились на прошлом уроке? (выполнять объемную аппликацию.)

− Что вы повторяли? (Как отбирать необходимые для работы над изделием материалы, инструменты, последовательность действий при работе над изделием.)

− Сегодня вы продолжите работу и узнаете много нового. Какой деятельностью вы будете заниматься на уроке? (Учебной деятельностью.)

− Что, значит, находится в учебной деятельности? (Это значит выяснять, что мы не знаем, и самим искать новый способ.)

− Какой эталон вам помог ответить на вопрос? (Эталон с шагами учебной деятельности.)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

- С чего начнем урок? ( с повторения знаний, которые пригодятся  для новых знаний.)

В презентации представлены  виды различных городских построек, например: старинные (особняк, деревянная постройка, белокаменные церкви, и т.д.), современные.

− Сравните здания, изображенные на слайдах.

Ученики определяют сходства и различия.

− Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения называется архитектурой. Представьте, что вы строители и вам нужно построить здание. Перед учащимися разложены образцы объемных построек из бумаги (избы с наличниками)

Учитель:  

За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы

Лес из ели и сосны

Дуб, осину: что смогла –

 Все природа отдала.  

Определите, почему здания выглядят по-своему и с чем это связано. (Здания выглядят по-своему в зависимости от назначения здания, время постройки, научных достижений, материалов, из которых построены.)

  -Что значило построить дом?

Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.    

  Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью. С древних времён человек строил себе жилище.

 -  Зачем людям дом?

Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

 - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

   - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

        Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель.        Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.

Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым,

показав природную красоту дерева и усилив её. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем  90% населения России. Это легко изнашиваемая  постройка и до нас дошли избы  не старше середины XIX в. Но в

своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из  лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.

 C:\Users\1\Desktop\рамиля\fullsize.jpeg     C:\Users\1\Desktop\рамиля\скачанные файлы.jpg

Давайте и мы построим такой дом.

Выполните объемный элемент избы- бревно ( из бумаги). Ширину и длину выбирайте сами.

Ребята пытаются выполнить задание, но у многих не получается, т.к. ширина полоски бумаги не дает возможности свернуть ее , склеить и выполнены полоски из мягкой бумаги.

− У кого нет результата?

− Что вы пока не смогли сделать?

− Кто уверен, что правильно выполнил задание?

− Кто не смог выполнить работы, в чём ваше затруднение? (Мы не уверены в правильности выполнения задания.)

− Те, кто уверен, что выполнил задание правильно, опустите свои работы и назовите эталон, который позволил вам быть уверенными в правильности выполнения задания.

Учащиеся не смогут указать эталон.

  1. Выявление места и причины затруднения

− Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем обосновать правильность выполнения задания. Мы выполняли его  «на глаз» и остальные детали получаются разными по форме.)

− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.

− Что вы теперь должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы пока не знаем.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

− Что теперь вы будете делать? (Мы сами будем строить новый способ.)

− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать способ выполнения чертежа с размерами, позволяющими выполнить сборку необходимых деталей)

− Чем надо воспользоваться для достижения цели? (чертежом)

- Надо добавлять 0,5см для склеивания деталей? (0,5-1 см)

- Какого качества должна быть бумага?( плотная)

  1. Реализация построенного проекта.     Технологическая карточка

1) Измерь длину отрезков на чертеже.(150ммХ40мм)

2) Выполни чертеж с размерами на плотной бумаге.(10 -15шт)

− Вы построили новый способ. Что теперь надо сделать? (Надо вернуться к заданию на пробное действие.)

 Учащиеся снова пробуют выполнить задание

− Вы справились с затруднением?

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

− Какие задания вы теперь сможете выполнять? (Мы сможем выполнять чертежи )

Выполните детали по чертежу (учащиеся выполняют задания с проговариванием во внешней речи: измерить длину отрезков на чертеже, оставить 0.5-1 см для склеивания)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Выполните сборку всех деталей по образцу ( объемная композиция в виде избы с отверстиями для окон)

− У кого возникло затруднение при выполнении задания?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

8. Включение в систему знаний

Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор. Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники  делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Постарайся рассмотреть крестьянскую избу, отдельные детали её оформления с  точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

9.Рефлексия учебной деятельности:

А теперь подведём итог. Что нового вы сегодня узнали и чему научились?

− Какую цель вы перед собой ставили?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем же было затруднение и почему оно возникло?

− Чем вы воспользовались при достижении цели?

− Что пока не получилось? У кого остались затруднения?

− Какую задачу вы перед собой поставите?

Домашнее задание: 

Разработайте варианты наличников (эскизы). По лучшему варианту вы будете на следующем уроке вырезать и оформлять вашу постройку

Итог урока Выполненные «срубы» из бумаги на плотном картоне или объемные работы

C:\Users\1\Desktop\рамиля\Фото Рамиля школа\P1050764.JPG      C:\Users\1\Desktop\рамиля\Фото Рамиля школа\P1050770.JPG       C:\Users\1\Desktop\рамиля\Фото Рамиля школа\P1050765.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"

Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"...

Разработка урока изобразительного искусства. Тема "Русская матрешка"

тема "Русская Матрешка"разработана для уроков изобразительного искусства в начальном и среднем звене...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)

Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....