Конспект урока по прикладному искусству.Тема "Матрёшка"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Пояснительная записка к конспекту урока по прикладному искусству.

 

Автор:  Амирова Юлия Ивановна

Место работы: МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Предмет:  «Прикладное искусство»
Класс проведения урока: 2 класс отделения народно-художественных ремёсел. Дети активные, способные.

Количество детей в классе:  10 обучающихся.

Программа: Программа «Прикладное искусство» адаптированная, является частью комплексной программы отделения народно-художественных  ремёсел «Твори на радость себе и людям»; ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Рассчитана на 3 года. По программе на данный курс отводится 2 часа в неделю, итого 66 часов. На данную тему отводится 2 часа.

Тема урока: «Матрёшка»

Цель урока: выполнение росписи матрёшки на основе декоративно-переработанных цветов и листьев (карандаш, акварель, гуашь)

Задачи: -формировать умения рисовать декоративные цветы, ягоды и листья; умения различать матрёшки из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов-Майдана;

-   развивать творческое воображение детей;

- воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Методы обучения, используемые на уроке:  словесный; наглядный; практический;  самостоятельная работа;

Для привлечения внимания детей урок начинается со сказки, затем даётся новый материал . В качестве дополнительного материала даётся информация о самой большой и самой маленькой в мире матрёшке. В ходе практической работы дети  дополнительно используют нетрадиционные средства: губки для заливки фона и ватные палочки для росписи. Основную роспись выполняют кистью. Для того, чтобы у детей не возникли трудности при работе, используются трафареты и шаблоны. Итогом занятия является выставка детских работ и ответы на вопросы в виде теста по пройденному материалу.

Техническое   обеспечение:

- проектор, компьютер для просмотра презентации.

Используемые источники:

Алексахин Н.Н. Матрешки. – Москва: Народное образование, 1998.

http://rus-promisel.ru/

http://pedsovet.su/

http://ped-kopilka.ru/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_matryoshka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект занятия по прикладному искусству во 2 классе.

Тема урока: Матрёшка

Цель:    выполнение росписи матрёшки на основе декоративно-переработанных цветов и листьев (карандаш, гуашь)    

 Задачи :                      

 -формировать умения рисовать декоративные цветы, ягоды и листья; умения различать матрёшки из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов-Майдана;

-   развивать творческое воображение детей;

- воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно-прикладного искусства.

  Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, диск с презентацией, гуашь,  лист формата А4, трафареты матрёшки, шаблон круга (для лица), ватные палочки, губочки, гуашь, баночка для воды.

Ход урока

            1. Организационный момент.  (5мин)

                      Проверь, дружок,

                      Готов ли ты начать урок?

                      Всё ль на месте, всё ль в порядке:

                      Карандаш, альбом и краски.

                      Проверили? Садитесь.

                      С усердием трудитесь!

                     Вводная беседа.

   -Хочу урок начать с одной сказки.

  «Жил-был на свете один бедный человек. Ничего-то у него не было, только

маленькая – маленькая комнатушка с пустыми скучными стенами. Сидел он

грустный, понурый. Все везде было серым вот таким.

                      (Слайд презентации №2)

И вдруг открылась дверь, и пришел к нему Волшебник! Он сделал бедному

человеку  маленький подарок. Его можно было удержать в руке . Но был он   не простой, было в нем все: просторное синее небо, яркое доброе солнце и много цветов. Увидел человек подарок, засмеялся, обрадовался и сказал: «Я теперь не самый бедный на свете, а самый счастливый!»

–      Что же это был за подарок?                                                   (Краски)

                      (Слайд презентации №3)

–   Верно. К бедному человеку пришел самый настоящий волшебник, какие  только   бывают на земле – Художник. И он подарил бедному человеку краски, чтобы он украсил свою жизнь яркими цветами. Его больше не окружали скучные,   серые стены. Перед ним открылся весь мир. Человек стал счастливым. Ему захотелось сделать всех счастливыми, и он разрисовал весь мир яркими красками. Произошло настоящее чудо: мир из черно-белого  превратился   в яркий, разноцветный (Слайд презентации №4)

–   Я предлагаю вам сегодня побыть волшебниками. Вы согласны?

    2. Сообщение темы занятия. (2 мин)

-   Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

          (Слайд презентации №5)

         Алый шелковый платочек

         Яркий сарафан в цветочек,

         Упирается рука в деревянные бока.

         А внутри секреты есть:

         Может 3, а может 6.

         Кукла первая толста, а внутри она пуста,

         Разнимается она на две половинки.

         В ней живет еще одна кукла в серединке.

         Разрумянилась немножко                                                                                

         Наша русская                                      (матрешка)

           Учитель: Молодцы,  все вы правильно отгадали: это русская матрешка.

                                      (Слайд презентации №6)

         3. Объяснение нового материала. (15 мин)

-       А как вы думаете, сколько лет матрешке?

              Она достаточно молода. Ей всего чуть больше 100 лет.

-      Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

            (Ответы и предположения детей)

-      А на самом деле все было так…

                (Слайд презентации № 7)

           Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то

    вы    ошибаетесь.  Привезла однажды   помещица Мамонтова из Японии игрушку -большеголового     деревянного японца.  Раскроешь его, а  в нём японка, в ней ещё    и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой.

      В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает

веселый      складной старичок.  Вот тогда и решили художники попросить     знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить   свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная   девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

                             (слайд презентации №8) 

 Русскую  деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена. Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён.  

Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

    У каждой матрешки есть своя традиция в росписи. Сегодня мы

 познакомимся с тремя видами, и называются они по названию городов, где   их   изготовили

             Матрёшки из Сергиева Пасада

             (Слайд презентации № 9-10)

  Учитель:  Первые русские матрёшки были созданы в Загорске как забава для детей. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему полю.

 Стоили такие игрушки   достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления  первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал    этих   обаятельных куколок..

                     

                        Матрёшка Семёновская

                               (Слайд презентации №11-12)

 

 Учитель: Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской

области  (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку    из Загорска, но украшать её стали по – своему.  Ярким цветом окрашены платок,  рукава,  сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу  овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот.

     Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая   весь   центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и  листья   собраны в разнообразные букеты.  Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше  матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный,     черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На  голове   традиционный платок, украшенный по кайме.

 

               Матрёшки из Полховского Майдана

                      (Слайд презентации №13)

    Учитель:   Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" – так называют мастера свои поделки-матрёшки.

Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Лицо обрамляют кудри Самое яркое пятно – это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет.

У неё нет таких   конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных  для   Загорской матрёшки.    Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной  цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою  матрешку,   чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку   спереди.

Учитель: Все  эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая,

 семеновская – несколько вытянутая, матрешка из Полховского Майдана   более  вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.

                                (Слайд презентации №14-15)

                             Авторская матрешка

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащёй в руке

какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными

вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными  фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских  народных сказок.

В мире создана самая большая матрёшка             (Слайд презентации №16)

И самая маленькая.      (Слайд презентации №17)

                  

           Физкультминутка (3 мин)

            (Читается нараспев с движениями)

                   Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

                    Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.

                    Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.

                    Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

    4. Практическая работа. (17 мин)

   Учитель: Пришло время, мои волшебники, поработать.

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.               Последовательность выполнения работы учитель демонстрирует на доске

       1.Положите трафарет на лист и закрепите скрепками.

        2. Обведите контур матрёшки.

        3. Нарисовать лицо вам поможет круг. (шаблон)

        4. Осторожно нанесём карандашом на лице 2горизонтальные линии.    Верхнюю  часть круга занимают волосы (традиционная прическа -  на прямой ряд),  в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик  обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша  матрешка    и стала с носиком).

        5. Можно нарисовать руки, сарафан.

        6. Нарисуем платок.

        7. Заполним фон сарафана и платка цветом, используя губочку.

        8 Роспись матрёшки выполняем кистью и ватными палочками.

Учитель: А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет  ваша фантазия.

    -  Какую матрешку вы задумали?

     - Кому ее можно подарить?                            (другу, подруге, гостям)

 5. Подведение итогов.  (5 мин)

Выставка работ детей.  Решение теста.

-Ребята, давайте вспомним, что вы запомнили с этого урока.

                                     (Слайд презентации №18-20)

Тест. Матрёшки.

          1.   Какой город считается родиной русской матрешки?

            а) Москва.

            б) Загорск

            в) Семенов.

            г) Полхов-  Майдан.

            д) Киев.

           2.   Какой художник первым расписал русскую матрёшку?,

          а) Шишкин        

          б) Малютин

          в) Васнецов

          г) Серов

          д) Саврасов

           3.  Из какой страны  пришли к нам деревянные куклы,

                    которые   помещаются одна в  одной?

        а) Китая.

        б) Японии

        в) России

        г) Англии

        д) Америки

          4. Узнай матрёшку.       (Слайд презентации №21)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...