Программа дополнительного образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Колмогорцева Ирина Николаевна

Программа для двухлетнего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2let.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во  всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармонического развития личности ребенка, его воображения и творческих  способностей.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные  сочетания материалов и инструмента. Достоинством таких техник является универсальность их  использования. Технология их  выполнения интереса и доступна ребенку.

В рамках занятия дети не ограничены в возможностях выражать свои  мысли, чувства, переживания, настроение.  Дети осваивают художественные  приемы и интересные  средства познания окружающего мира через  ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Рисование превращается в созидательный творческий процесс педагога, детей и  родителей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Итог совместной деятельности -  рисунок, который имеет огромное значение в нравственном воспитании, которое активизирует  развитие творческого потенциала детей, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации ребенка.

Актуальность

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- помочь детям приобрести  практические навыки рисования и лепки;

- научить правильно и  аккуратно использовать краски. Обмакивать в них  кончик кисточки или пальчика; держать кисточку и проводить линии, рисовать точки и др.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх;

- сформировать навык ориентации на листе бумаги;

- развить чувство цвета;

- развитие мелкой моторики;

 - формирование интереса к рисованию;

- развитие речи и расширение кругозора.

3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

У  2-х  летних  детей  наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

В  сфере  познавательного  развития  восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи.  

В  сфере  познавательного  развития  восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов.            

 В  этом  возрасте  наиболее  доступными  видами  изобразительной  деятельности   является  рисование  и  лепка.  Ребенок  уже  способен  сформулировать  намерение  изобразить  какой-либо  предмет.   Но,  естественно,  сначала  у него  ничего  не  получается:  рука  не  слушается.   Основные  изображения: линии,  штрихи,  округлые  предметы. Типичным  является  изображение  человека  в  виде  «головонога» -  и  отходящих  от  нее  линий.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Месяц

Тема

Кол-во часов

1

Октябрь

Вводное занятие. Дождик

1

2

Октябрь

Зелёная травка

1

3

Октябрь

Цыпленок и солнышко

1

4

Октябрь

Ветка рябины

1

5

Ноябрь

Осенний букет (печатание листьями)

1

6

Ноябрь

Осенняя сказка

1

7

Ноябрь

Сказочный лес (рисование + аппликация)

1

8

Ноябрь

Разноцветные  рыбки  (рисование в нетрадиционной технике + аппликация)

1

9

Декабрь

Как прекрасен  этот мир (рисование + аппликация) коллаж

1

10

Декабрь

Превращение ладошки. Осьминоги

1

11

Декабрь

Превращения ладоши. Петух

1

12

Декабрь

Превращение ладошки. Дед Мороз

1

13

Январь

Волшебный лес

1

14

Январь

Серый волк

1

15

Январь

Снеговик

1

16

Январь

Зимняя сказка

1

17

Февраль

Рисуем праздник

1

18

Февраль

Разноцветные  шары

1

19

Февраль

Подарок папе

1

20

Февраль

Превращение ладошки. Гусь

1

21

Март

Подарок  маме

1

22

Март

Снегири на ветке (метод тычка)

1

23

Март

Весенний лужок

1

24

Март

Бабочки  (рисование + аппликация)

1

25

Апрель

Весенние сады

1

26

Апрель

Сказочные  птицы

1

27

Апрель

Что за чудо эти сказки

1

28

Апрель

Скоро лето

1

5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Занятие №1. Вводное занятие. Дождик.

Знакомство с воспитанниками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень)

Занятие №2. Зелёная травка.

Знакомство  с зеленой краской. Рисование пальчиками. Учимся рисовать травку пальчиками

Занятие №3. Цыпленок и солнышко.

Знакомство  с желтой каской. Учимся рисовать предметы круглой формы.

Занятие №4. Ветка рябины. 

Знакомство  с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показ приема получения точек (ягоды).

Занятие №5. Осенний букет (печатание листьями).

Знакомство  с техникой печатания листьями. Смешивание красок прямо на листьях или тампоном при печати. Изображение листьев пальчиком. Продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).

Занятие №6. Осенняя сказка.

Отображение особенности изображаемого предмета. Использование нетрадиционных  техник. Развивать чувство  композиции.

Занятие №7. Сказочный лес (рисование + аппликация).

Передача полученных впечатлений. Развитие самостоятельности в выполнении работы.

Занятие №8. Разноцветные  рыбки  (рисование в нетрадиционной технике + аппликация).

Передача образа рыбки разными способами. Закрепление умения пользоваться ножницами, трафаретами клеем. Привитие навыка аккуратности. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство – делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями.

Занятие №9. Как прекрасен  этот мир (рисование + аппликация) коллаж.

Передача образа природы в рисунке, при использовании различных  способов. Развитие воображения.

Занятие №10. Превращение ладошки. Осьминоги.

Познакомить детей с техникой печатания ладошкой: учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью фломастеров.

Занятие №11. Превращения ладоши. Петух.

Печатание ладонью и дорисовка до определенного образа. Развитие воображение.

Занятие №12. Превращение ладошки. Дед Мороз.

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение.

Занятие №13. Волшебный лес.

Наклеивание персонажей вырезанных из журнала. Развитие интереса к сказочным образам, воображения.

Занятие №14. Серый волк.

Рисование пальчиками. Смешивание красок.

Занятие №15. Снеговик.

Упражнять в технике тычкования жесткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).

Занятие №16. Зимняя сказка.

Знакомить с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.

Занятие №17. Рисуем праздник.

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Занятие №18. Разноцветные  шары.

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.

Занятие №19. Подарок папе

Рисование в нетрадиционных  техниках. Развитие чувства  композиции, ритма.

Занятие №20. Превращение ладошки. Гусь.

Печатание ладонью, дорисовка до определенного образа. Развитие воображения.

Занятие №21. Подарок  маме.

Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков), песком, бумагопластикой (на выбор ребенка).  Формировать умение использовать эти техники.

Занятие №22. Снегири на ветке (метод тычка).

Рисование птиц методом тычка. Формирование обобщенного представления о  птицах.

Занятие №23.Весенний лужок.

Рисование. Развитие интереса к результатам рисования, воображения.

Занятие №24. Бабочки  (рисование + аппликация)

Создание выразительного образа при помощи рисования и аппликации.

Занятие №25. Весенние сады

Техника «салфеткокручения».  Изображение цветущих деревьев. Развитие эстетического восприятия, любви к природе, стремления передавать его красоту.

Занятие №26.Сказочные  птицы.

Свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с изображением райских птиц.

Занятие №27. Что за чудо эти сказки.

Рисование гуашью

Занятие №28. Скоро лето.

Печатание ладошками, дорисовка до определенного образа. Закреплять умение компоновать. Развитие воображение.

6. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.

 Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10-15 минут.         Всего  в течение творческого сезона, состоится  28 занятий.

        Методы и приёмы

  • Создание игровой ситуации.
  • Показ педагога.
  • Использование движения руки.
  • Сравнение двух техник.
  • Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

  Техники рисования

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи  кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных  пятнышек круглой формы а при проведении им по  бумаге  получаются линии длиной 3 -  6 см. используются специальные  краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону  ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо, коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой можно  использовать  разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой – нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала  следует намочить кисть, затем взять на нее краску и  легко, без  нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти -  круглые и плоские, краски -  акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно  разводят), бумага -  акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

Примакивание -  нанесение на основу цветных  пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения  с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;

Нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий  различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

Рисование с помощью штампа – нанесение краски на поверхность специальной формы  (штампа), прикладывание штампа красочным слоем  к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно  наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые  оттиски в любом количестве, создавать из  оттисков одинаковой и разной формы различные изображения.  В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из  овощей (моркови или картофеля).

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Инструменты и материалы, применяемые на занятиях

          Наглядные пособия:

 - иллюстрации;

 - игрушки;

 - муляжи.

          Гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные  виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик,  конус и др.).

        Дополнительное оборудование: фартуки или халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. Используются мольберты.

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Дети будут знать:

     - о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

    Дети будут уметь:

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. .Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.
  4. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., Мозаика Синтез,  2008;
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006;
  7. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.
  8.   Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение , 1982;
  9. Урунтаева Г.А.  Диагностика психологических  особенностей ребенка. – М.: Академия, 1999.
  10. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 
  11. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...