Программа дополнительного образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармонического развития личности ребенка, его воображения и творческих способностей.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструмента. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интереса и доступна ребенку.
В рамках занятия дети не ограничены в возможностях выражать свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Рисование превращается в созидательный творческий процесс педагога, детей и родителей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Итог совместной деятельности - рисунок, который имеет огромное значение в нравственном воспитании, которое активизирует развитие творческого потенциала детей, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации ребенка.
Актуальность
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- помочь детям приобрести практические навыки рисования и лепки;
- научить правильно и аккуратно использовать краски. Обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; держать кисточку и проводить линии, рисовать точки и др.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх;
- сформировать навык ориентации на листе бумаги;
- развить чувство цвета;
- развитие мелкой моторики;
- формирование интереса к рисованию;
- развитие речи и расширение кругозора.
3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
У 2-х летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.
В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи.
В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов.
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Месяц | Тема | Кол-во часов |
1 | Октябрь | Вводное занятие. Дождик | 1 |
2 | Октябрь | Зелёная травка | 1 |
3 | Октябрь | Цыпленок и солнышко | 1 |
4 | Октябрь | Ветка рябины | 1 |
5 | Ноябрь | Осенний букет (печатание листьями) | 1 |
6 | Ноябрь | Осенняя сказка | 1 |
7 | Ноябрь | Сказочный лес (рисование + аппликация) | 1 |
8 | Ноябрь | Разноцветные рыбки (рисование в нетрадиционной технике + аппликация) | 1 |
9 | Декабрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) коллаж | 1 |
10 | Декабрь | Превращение ладошки. Осьминоги | 1 |
11 | Декабрь | Превращения ладоши. Петух | 1 |
12 | Декабрь | Превращение ладошки. Дед Мороз | 1 |
13 | Январь | Волшебный лес | 1 |
14 | Январь | Серый волк | 1 |
15 | Январь | Снеговик | 1 |
16 | Январь | Зимняя сказка | 1 |
17 | Февраль | Рисуем праздник | 1 |
18 | Февраль | Разноцветные шары | 1 |
19 | Февраль | Подарок папе | 1 |
20 | Февраль | Превращение ладошки. Гусь | 1 |
21 | Март | Подарок маме | 1 |
22 | Март | Снегири на ветке (метод тычка) | 1 |
23 | Март | Весенний лужок | 1 |
24 | Март | Бабочки (рисование + аппликация) | 1 |
25 | Апрель | Весенние сады | 1 |
26 | Апрель | Сказочные птицы | 1 |
27 | Апрель | Что за чудо эти сказки | 1 |
28 | Апрель | Скоро лето | 1 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Занятие №1. Вводное занятие. Дождик.
Знакомство с воспитанниками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень)
Занятие №2. Зелёная травка.
Знакомство с зеленой краской. Рисование пальчиками. Учимся рисовать травку пальчиками
Занятие №3. Цыпленок и солнышко.
Знакомство с желтой каской. Учимся рисовать предметы круглой формы.
Занятие №4. Ветка рябины.
Знакомство с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показ приема получения точек (ягоды).
Занятие №5. Осенний букет (печатание листьями).
Знакомство с техникой печатания листьями. Смешивание красок прямо на листьях или тампоном при печати. Изображение листьев пальчиком. Продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).
Занятие №6. Осенняя сказка.
Отображение особенности изображаемого предмета. Использование нетрадиционных техник. Развивать чувство композиции.
Занятие №7. Сказочный лес (рисование + аппликация).
Передача полученных впечатлений. Развитие самостоятельности в выполнении работы.
Занятие №8. Разноцветные рыбки (рисование в нетрадиционной технике + аппликация).
Передача образа рыбки разными способами. Закрепление умения пользоваться ножницами, трафаретами клеем. Привитие навыка аккуратности. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство – делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями.
Занятие №9. Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) коллаж.
Передача образа природы в рисунке, при использовании различных способов. Развитие воображения.
Занятие №10. Превращение ладошки. Осьминоги.
Познакомить детей с техникой печатания ладошкой: учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью фломастеров.
Занятие №11. Превращения ладоши. Петух.
Печатание ладонью и дорисовка до определенного образа. Развитие воображение.
Занятие №12. Превращение ладошки. Дед Мороз.
Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение.
Занятие №13. Волшебный лес.
Наклеивание персонажей вырезанных из журнала. Развитие интереса к сказочным образам, воображения.
Занятие №14. Серый волк.
Рисование пальчиками. Смешивание красок.
Занятие №15. Снеговик.
Упражнять в технике тычкования жесткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).
Занятие №16. Зимняя сказка.
Знакомить с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.
Занятие №17. Рисуем праздник.
Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Занятие №18. Разноцветные шары.
Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.
Занятие №19. Подарок папе
Рисование в нетрадиционных техниках. Развитие чувства композиции, ритма.
Занятие №20. Превращение ладошки. Гусь.
Печатание ладонью, дорисовка до определенного образа. Развитие воображения.
Занятие №21. Подарок маме.
Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков), песком, бумагопластикой (на выбор ребенка). Формировать умение использовать эти техники.
Занятие №22. Снегири на ветке (метод тычка).
Рисование птиц методом тычка. Формирование обобщенного представления о птицах.
Занятие №23.Весенний лужок.
Рисование. Развитие интереса к результатам рисования, воображения.
Занятие №24. Бабочки (рисование + аппликация)
Создание выразительного образа при помощи рисования и аппликации.
Занятие №25. Весенние сады
Техника «салфеткокручения». Изображение цветущих деревьев. Развитие эстетического восприятия, любви к природе, стремления передавать его красоту.
Занятие №26.Сказочные птицы.
Свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с изображением райских птиц.
Занятие №27. Что за чудо эти сказки.
Рисование гуашью
Занятие №28. Скоро лето.
Печатание ладошками, дорисовка до определенного образа. Закреплять умение компоновать. Развитие воображение.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Всего в течение творческого сезона, состоится 28 занятий.
Методы и приёмы
- Создание игровой ситуации.
- Показ педагога.
- Использование движения руки.
- Сравнение двух техник.
- Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Техники рисования
Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3 - 6 см. используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.
Рисование ладонями – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо, коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой можно использовать разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
Рисование кисточкой – нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
Примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
Нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);
Рисование с помощью штампа – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови или картофеля).
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Инструменты и материалы, применяемые на занятиях
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- игрушки;
- муляжи.
Гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.).
Дополнительное оборудование: фартуки или халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. Используются мольберты.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- .Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.
- Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., Мозаика Синтез, 2008;
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006;
- Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение , 1982;
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей ребенка. – М.: Академия, 1999.
- Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с.
- Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...