Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе, ориентированная на УМК под ред. Б.М. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_7_klassdz.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКТЯБРЬСКОГОТНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» руководитель МО МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» ______________ Зоря А.В. протокол № ____ от «____» августа 201__ г. | «Согласовано» заместитель директора МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» по УВР _________ Струкова О.В. «____» августа 201__ г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» протокол № __ от «___» августа 201__ г. | «Утверждено» директор МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» ____ Мирошниченко Т.П. приказ № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство», ориентированная на УМК автора Б.М. Неменского
7 класс
Учитель:
Салманова Марина Николаевна
2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программ общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» - авторы: Б.М. Неменский.
Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в VII классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план), содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 7 класса является целостным интегративным курсом. Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса. Образ человека стоит в центре искусства. Содержание уроков наполнено представлением о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. Постановка художественной задачи и выполнение практических работ направлены на эстетическое преобразование окружающей среды, повышение интереса к произведениям искусства, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей обучающихся. Основное внимание уделяется изучению развития жанров тематической картины в истории искусства. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
Цели и задачи курса в области формирования системы знаний, умений
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» ориентирован на формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, формирование художественно-творческой активности, формирование художественных знаний, умений, навыков.
Количество учебных часов
Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под ред. Б.М. Неменского предусматривает изучение предмета в количестве 35 часов в год. (1 час в неделю).
Уровень обучения
Базовый.
Срок реализации учебной программы
1 год обучения (7 класс)
Рабочая программа предназначена для реализации в течение 1 (текущего) учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- процесс работы над созданием станковых произведений.
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- -произведения выдающихся мастеров Древней Греции, эпохи итальянского
- -Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.
- выдающихся произведений отечественного искусства: (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев)
- Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея, музеи г. Белгорода);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения.
- -работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
- -передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер.
- -изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы.
- -выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству.
- -отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений.
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов по искусству.
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, исторические, библейские, используя наблюдения, зарисовки, зрительный ряд.
- творчески относиться к организации экскурсии по музеям, выставкам, работам своих одноклассников, к подбору репродукций и высказываний об искусстве, анализу своих творческих работ и работ своих товарищей.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 7 классе
Номер урока | Название темы | Кол-во часов | План. дата провед | Факт. дата провед | Дом.задание |
Изображение фигуры человека и образ человека (8ч) | |||||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Тестирование | 1 | 7.09 | Подобрать репродукции с изображением фигур людей различной пропорции, выполненных в различные исторические периоды | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации | 1 | 14.09 | Принести проволоку для изготовления каркаса | |
3 | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена) | 1 | 21.09 | Придумать и аргументировать название своей работы | |
4 | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена) | 1 | 28.09 | Подготовить реферат о любом произведении скульптора | |
5 | «Великие скульптуры» | 1 | 5.10 | Принести графические материалы для работы в технике рисунка | |
6 | Изображение фигуры с использованием таблицы | 1 | 12.10 | Принести художественные материалы для работы над набросками с натуры | |
7 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 | 19.10 | Подобрать видеоматериал о любимой профессии, используя репродукции картин с изображением «человека труда» | |
8 | Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия» | 1 | 26.10 | Подготовить работу для школьной выставки | |
Поэзия повседневности (8ч) | |||||
9 | Тематическая (сюжетная) картина | 1 | 9.11 | Выполнить творческую работу с подбором иллюстративного материала | |
10 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | 16.11 | Найти материал о бытовом жанре в русском искусстве | |
11 | «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов | 1 | 23.11 | Познакомиться с материалом о художниках-передвижниках | |
12 | «Передвижники» | 1 | 30.11 | Познакомиться с творчеством советских художников: Яблонской и Пластова | |
13 | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | 1 | 7.12 | Выполнить наброски или зарисовки фигуры человека в различных позах и движениях | |
14 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | 1 | 14.12 | Продолжить зарисовки с предметов домашнего обихода | |
15 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | 1 | 21.12 | Выполнить портретные зарисовки членов семьи | |
16 | Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова. Тестирование | 1 | 28.12 | Выполнить поисковую работу | |
Великие темы жизни (10ч) | |||||
17 | Сложный мир исторической картины | 1 | 11.01 | Собрать материал для своей композиции-зарисовки | |
18 | Сложный мир исторической картины | 1 | 18.01 | Сделать наброски фигур в движении, позах ракурсах, необходимых для композиции | |
19 | Сложный мир исторической картины | 1 | 25.01 | Подготовить картину для школьной выставки | |
20 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | 1.02 | Познакомиться с картиной Брюллова «Последний день Помпеи» | |
21 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 | 8.02 | Подготовить сообщение о художниках, работавших в сказочно-былинном жанре | |
22 | Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки | 1 | 15.02 | Прочитать притчу из Библии «Возвращение блудного сына». Познакомиться с одноименной картиной Рембрандта. | |
23 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. | 1 | 22.02 | Собрать материал на тему «Великие музеи мира» | |
24 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | 29.02 | Собрать материал о художественных музеях своего поселения | |
25 | Эрмитаж – сокровищница мировой культуры | 1 | 7.03 | Познакомиться с историей музея п. Борисовка | |
26 | Художественные музеи моего края | 1 | 14.03 | Повторить пройденный материал. Подготовить к тестированию | |
Реальность жизни и художественный образ (9ч) | |||||
27 | Знакомые картины и художники | 1 | 28.03 | Составить кроссворд или задание по пройденным темам | |
28 | Плакат и его виды. Шрифты | 1 | 4.04 | Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях их выполнения | |
29 | Плакат и его виды. Шрифты | 1 | 11.04 | Собрать художественный материал для работы в технике аппликации | |
30 | Плакат и его виды. Шрифты | 1 | 18.04 | Подобрать материал для выполнения плаката на экологическую или природоохранную тему | |
31 | Плакат и его виды. Шрифты | 1 | 25.04 | Подобрать материал о видах переплета, образцы обложек, иллюстраций, шрифтов | |
32 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации | 4 | 2.05 | Подготовить текст сказки, продумать иллюстрацию | |
33 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации | 1 | 9.05 | Подобрать форму шрифта для оформления книжной страницы | |
34 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации | 1 | 16.05 | Подготовить к презентации и защите своей работы | |
35 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Конкурс рисунков | 1 | 23.05 | Подготовить работу к школьной выставке | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека.
I четверть.
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека. Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике, Беседа о восприятии произведений искусства.
II четверть.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (8 часов)
Знакомство с бытовым и историческим жанром в изобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».
III четверть.
Великие темы жизни (10 часов)
Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина посвященному историческому событию. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
IV четверть.
Реальность в жизни и художественный образ (9 часов)
Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному произведению.
Формы и средства контроля
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Перечень учебно-методических средств обучения
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822)
1) Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под.ред. Неменского Б. М
Дополнительные пособия для учителя:
1. Неменский Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...