Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе, ориентированная на УМК под ред. Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_7_klassdz.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОКТЯБРЬСКОГОТНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано»

руководитель МО МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ»

______________ Зоря А.В.

протокол № ____

от «____»  августа 201__ г.

«Согласовано»

заместитель директора МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» по УВР

_________ Струкова О.В.

«____»  августа 201__ г.

«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» протокол №  __

от «___»  августа 201__ г.

«Утверждено»

директор МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ»

____ Мирошниченко Т.П.

приказ № ____

от «____» сентября 2015_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство», ориентированная на УМК автора Б.М. Неменского

7 класс

Учитель:

Салманова Марина Николаевна

2015 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программ общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» - авторы: Б.М. Неменский.

Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в VII классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Структура документа

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план), содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 7 класса является целостным интегративным курсом. Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса. Образ человека стоит в центре искусства. Содержание уроков наполнено представлением о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. Постановка художественной задачи и выполнение практических работ направлены на эстетическое преобразование окружающей среды, повышение интереса к произведениям искусства, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей обучающихся. Основное внимание уделяется изучению развития жанров тематической картины в истории искусства. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Цели и задачи курса в области формирования системы знаний, умений

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» ориентирован на формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, формирование художественно-творческой активности, формирование художественных знаний, умений, навыков.

Количество учебных часов

Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под ред. Б.М. Неменского предусматривает изучение предмета в количестве 35 часов в год. (1 час в неделю).

        

Уровень обучения

Базовый.

Срок реализации учебной программы

        1 год обучения (7 класс)

        Рабочая программа предназначена для реализации в течение 1 (текущего) учебного года.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • процесс работы над созданием станковых произведений.
  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • -произведения выдающихся мастеров Древней Греции, эпохи итальянского
  • -Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.
  • выдающихся произведений отечественного искусства: (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев)
  • Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея, музеи г. Белгорода);
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения.
  • -работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.
  • -передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер.
  • -изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы.
  • -выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству.
  • -отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений.
  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов по искусству.
  • творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, исторические, библейские, используя наблюдения, зарисовки, зрительный ряд.
  •  творчески относиться к организации экскурсии по музеям, выставкам, работам своих одноклассников, к подбору репродукций и высказываний об искусстве, анализу своих творческих работ и работ своих товарищей.


Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству в 7 классе

Номер урока

Название темы

Кол-во часов

План. дата провед

Факт.  дата провед

Дом.задание

Изображение фигуры человека и образ человека (8ч)

1

Изображение фигуры человека в истории искусства. Тестирование

1

7.09

Подобрать репродукции с изображением фигур людей различной пропорции, выполненных в различные исторические периоды

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

1

14.09

Принести проволоку для изготовления каркаса

3

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена)

1

21.09

Придумать и аргументировать название своей работы

4

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена)

1

28.09

Подготовить реферат о любом произведении скульптора

5

«Великие скульптуры»

1

5.10

Принести графические материалы для работы в технике рисунка

6

Изображение фигуры с использованием таблицы

1

12.10

Принести художественные материалы для работы над набросками с натуры

7

Набросок фигуры человека с натуры

1

19.10

Подобрать видеоматериал о любимой профессии, используя репродукции картин с изображением «человека труда»

8

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

1

26.10

Подготовить работу для школьной выставки

Поэзия повседневности (8ч)

9

Тематическая (сюжетная) картина

1

9.11

Выполнить творческую работу с подбором иллюстративного материала

10

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

16.11

Найти материал о бытовом жанре в русском искусстве

11

«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов
и П. Федотов

1

23.11

Познакомиться с материалом о художниках-передвижниках

12

«Передвижники»

1

30.11

Познакомиться с творчеством советских художников: Яблонской и Пластова

13

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

1

7.12

Выполнить наброски или зарисовки фигуры человека в различных позах и движениях

14

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

1

14.12

Продолжить зарисовки с предметов домашнего обихода

15

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

1

21.12

Выполнить портретные зарисовки членов семьи

16

Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова. Тестирование

1

28.12

Выполнить поисковую работу

Великие темы жизни (10ч)

17

Сложный мир исторической картины

1

11.01

Собрать материал для своей композиции-зарисовки

18

Сложный мир исторической картины

1

18.01

Сделать наброски фигур в движении, позах  ракурсах, необходимых для композиции

19

Сложный мир исторической картины

1

25.01

Подготовить картину для школьной выставки

20

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

1.02

Познакомиться с картиной Брюллова «Последний день Помпеи»

21

Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

1

8.02

Подготовить сообщение о художниках, работавших в сказочно-былинном жанре

22

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки

1

15.02

Прочитать притчу из Библии «Возвращение блудного сына». Познакомиться с одноименной картиной Рембрандта.

23

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.

1

22.02

Собрать материал на тему «Великие музеи мира»

24

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

29.02

Собрать материал о художественных музеях своего поселения

25

Эрмитаж – сокровищница мировой культуры

1

7.03

Познакомиться с историей музея п. Борисовка

26

Художественные музеи моего края

1

14.03

Повторить пройденный материал. Подготовить к тестированию

Реальность жизни и художественный образ (9ч)

27

Знакомые картины и художники

1

28.03

Составить кроссворд или задание по пройденным темам

28

Плакат и его виды. Шрифты

1

4.04

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях их выполнения

29

Плакат и его виды. Шрифты

1

11.04

Собрать художественный материал для работы в технике аппликации

30

Плакат и его виды. Шрифты

1

18.04

Подобрать материал для выполнения плаката на экологическую или природоохранную тему

31

Плакат и его виды. Шрифты

1

25.04

Подобрать материал о видах переплета, образцы обложек, иллюстраций, шрифтов

32

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации

4

2.05

Подготовить текст сказки, продумать иллюстрацию

33

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации

1

9.05

Подобрать форму шрифта для оформления книжной страницы

34

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации

1

16.05

Подготовить к презентации и защите своей работы

35

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Конкурс рисунков

1

23.05

Подготовить работу к школьной выставке

Итого


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека.

I четверть.

Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

        Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека.  Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике, Беседа о восприятии произведений искусства.

II четверть.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (8 часов)

        Знакомство с бытовым и историческим жанром в изобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».

III четверть.

Великие темы жизни (10 часов)

        Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина посвященному историческому событию. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

IV четверть.

Реальность в жизни и художественный образ (9 часов) 

        Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному произведению.


Формы и средства контроля

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

        1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

        2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

        3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

        4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


Перечень учебно-методических средств обучения

        

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822)

1) Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под.ред. Неменского Б. М

Дополнительные пособия для учителя:

1. Неменский Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...