Рабочая прорамма по изобразительному искусству для 6 класса по прогрмме Б.М.Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_6.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доманичская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор школы _______ Рассоленко Т.Г. ________ Погуляева А.А.
Протокол № ___ Приказ № 58
от « ____» ____2015 г «25» августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Программу разработала
Хомченко Альбина Витальевна
учитель ИЗО
Доманичской ООШ
на 2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 6 класса, разработана на основе следующих документов
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Мо РФ от 05.03.2004 №1089
2. Примерная программа основного общего образования
3. Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9классы под руководством Б.М.Неменского . (М.: Просвещение, 2009).
полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Закона об образовании от 29.12.2012 № 273 ФЗ
- Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»
- Учебного плана МБОУ «Доманичская основная общеобразовательная школа»
на 2015 -2016 учебный год . Приказ №55 от 25.08.15
1 час в неделю,35 часов в год .
- Календарного графика школы на 2015 – 2016 уч.г
Цель программы обучения:
˚освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта.
˚овладения умения и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме ( с натуры, по памяти, представлению, воображению).
Задачи программы обучения:
˚освоение художественных знаний, умений и навыков в жанрах пейзажа, натюрморта, анималистического жанра, портрета;
˚развитие художественно- творческой активности;
˚формирование нравственно- эстетической отзывчивости.
Формы и методы контроля
- Викторины.
- Кроссворды.
- Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
- Тестирование.
Учебно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства
в 6 классе
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА | 9 ч |
2 | МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ | 7 ч |
3 | ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ | 1 0 ч |
4 | ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ | 9 ч |
Итого | 35 |
6 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (9 ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств -1ч
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества – 2ч
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Тема. Линия и ее выразительные возможности-1ч
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен-1ч
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII— XVIII веков, графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.
Тема. Цвет. Основы цветоведения -1ч
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведе-нию; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Тема. Цвет в произведениях живописи-1ч
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов: В.Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; И. Хруцкий. Цветы и плоды; И. Грабарь. Хризантемы; К.Коровин. Цветы и фрукты, На берегу моря; С.Герасимов. Сирень; А.Пластов. Сенокос (фрагмент).
Тема. Объемные изображения в скульптуре-1ч
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художест венные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.
Тема. Основы языка изображения-1ч
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
II ЧЕТВЕРТЬ
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника-1
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт-1ч
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликации, клей.
Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира-1ч
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива-1ч
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Тема. Освещение. Свет и тень-1ч
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.
Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.
Тема. Натюрморт в графике-1ч
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.
Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков (А.Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.
Тема. Цвет в натюрморте-1ч
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: А.Матисс. Красные рыбки; М, Сарьян. Виноград; В.Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И.Машков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний натюрморт; А. Никич. Торжественный натюрморт.
III ЧЕТВЕРТЬ
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (1 0 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства-1ч
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции -1ч
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).
Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека-1ч
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга. или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля.
Тема. Портрет в графике. -1ч
Тема. Портрет в скульптуре-1ч
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.
Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф.Шубин. Портрет князя Голицына; Н.Андреев. Панька; А.Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М. Д. Кривоколенова.
Тема. Сатирические образы человека-1ч
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
Тема. Образные возможности освещения в портрете-1ч
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М.Караваджо, К.Брюллова; И.Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.
Тема. Портрет в живописи-1ч
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.
Тема. Роль цвета в портрете-1ч
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освешенная солнцем; В.Ван Го г. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)-1ч
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).
IV ЧЕТВЕРТЬ
ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (9 ч)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве-1ч
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Тема. Изображение пространства-1ч
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы-1ч
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И.Шишкин. Рожь.
Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства-1ч
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для
изображения уходящих планов и наполнения их деталями.
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.
Зрительный ряд: Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лор-рен. Пейзаж с похищением Европы; П.Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И.Левитан. Над вечным покоем; Н.Рерих. Гималаи.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник-1ч
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П.Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В.Ван Го г. Пшеничное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.
Тема. Городской пейзаж – 3ч
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл-1ч
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох
Требования к уровню усвоения учебного предмета
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь –
владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности.
УМК Класс | 5 |
| Учебник для общеобразовательных учреждений Неменская Л.А.. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. 6 класс, Москва «Просвешение», 2012 |
| |
| Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 6 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского, 2011 Неменский Б.М. Искусство вокруг нас.-М.: Просвещение, 2008. Неменский Б.М. Твоя мастерская.-М.: Просвещение,2009 |
| |
| |
| СD 1.Из коллекции Государственного Русского музея. Государственный Русский музей (35 мин.) 3. Русский музей – детям. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе | ||||||
№ | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата | Вид учебного занятия | Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД | |
п | ф | |||||
1. | Виды изобразительного искусства Изобразительное искусство в семье пластических искусств | (9 часов) 1 | Урок формирования новых знаний , | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразитель-ных (пластических | ||
2-3 | Рисунок -основа изобразительного творчества | 2 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | ||
4. | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Анализ результатов собственной художественной деятельности | ||
5. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков Изображение раз дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью | Просмотр и анализ работ | ||
6 | Цвет. Основы цветоведения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. | Основные и составные цвета. Просмотр и анализ работ | ||
7 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ | ||
8 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Комбинированный Выполнение объемных изображений животных. | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | ||
9 | Основы языка изображения | 1 | Повторительно -обобщающий Конкурсные задания | Балльная оценка конкурсных заданий | ||
10 | Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника | (7 часов) 1 | Урок формирования новых знаний | Ответить на вопрос: «Почему произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?». | ||
11 | Изображение предметного мира: натюрморт | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. | Просмотр и анализ работ | ||
12 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | 1 | Комбинированный Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма) | Просмотр и анализ работ | ||
13 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | Урок формирования новых знаний, умений | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | ||
14. | Освещение. Свет и тень | 1 | Урок формирования новых знаний, умений | Фронтальный опрос Самоанализ работ учащимися | ||
15 | Натюрморт в графике | 1 | Комбинированный | Просмотр и анализ работ | ||
16. | Цвет в натюрморте | 1 | Комбинированный | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества | ||
17 | Вглядываясь в человека. Портрет Образ человека -главная тема искусства | (10 часов) 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Просмотр и анализ работ | ||
18 | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | Урок формирования новых знаний, умений Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица | Фронтальный опрос Самоанализ работ учащимися | ||
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Комбинированный | Просмотр и анализ работ | ||
20. | Портрет в графике | 1 | Комбинированный | Просмотр, анализ и оценка работ | ||
21 | Портрет в скульптуре | 1 | Комбинированный Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ | ||
22. | Сатирические образы человека | 1 | Комбинированный | Тест. Просмотр и анализ работ | ||
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Комбинированный | Просмотр и анализ работ | ||
24. | Портрет в живописи | 1 | Комбинированный Групповая работа | Тождество и контраст(сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание | ||
25. | Роль цвета в портрете | 1 | Комбинированный Анализ цветового решения образа в портрете. | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ | ||
26. | Великие портретисты | 1 | Обобщающий урок | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения | ||
27 | Человек и пространство в изобразительном искусстве Жанры в изобразительном искусстве | (9 часов) 1 | Комбинированный | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам | ||
28 | Изображение пространства | 1 | Урок формирования новых знаний | Подготовить сообщение о своем любимом жанре искусства | ||
29 | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | Урок формирования новых знаний | Виды перспективы в изобразительном искусстве,изображение глубины пространства | ||
30 | Пейзаж-большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | Урок формирования новых знаний , с зрительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета) | Просмотр, анализ и оценка работ | ||
31 | Пейзаж –настроение. Природа и художник | 1 | комбинированный | Просмотр, анализ и оценка работ | ||
3233 34 | Городской пейзаж | 2 | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | ||
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Обобщающий урок | Обобщение материала учебного года Оценка конкурсных заданий | ||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской рабочей программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцие...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс под редакцией М.Б. Неменского .
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам осво...