Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.: Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева,О.В.Островская.–М.:Просвещение,2012.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Столько же часов отводится в школьном учебном плане на изучение данного предмета в
7 классе. В соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» данная программа 1 вида Программа составлена на 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_izo_2015-16g.docx | 89.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Борковская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области
Рассмотрено на заседании МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и ОБЖ. Протокол №1 от 26.08.2015г. Руководитель МО _____________ Шалиманова С.В. | Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2015г. Председатель педсовета _________ Урывко И.А. | Введено в действие. Приказ № 1-81 от 31.08.2015г. Директор школы ______________ Урывко И.А. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
7 класс
Составитель: учитель изобразительного
искусства Переверзева Лариса Евгеньевна
с.Борки
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету«Изобразительное искусство» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 года: (статьи 7, 9, 32)ФЗ;
2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ принятый 05.03. 2004 г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.
6. Примерных программ по «Изобразительному искусству» начального, основного и среднего (полного) общего образования ( Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263);
7. Авторской программы. Изобразительное искусство авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5-9 классы) .- М.: Просвещение,2011 года, пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011;
8. Основной образовательной программы основного общего образования для 6-9 кл МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г
9.Положения о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам, утвержденное приказом № 88а от 01.09.2010 года.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.: Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева,О.В.Островская.–М.:Просвещение,2012.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Столько же часов отводится в школьном учебном плане на изучение данного предмета в
7 классе.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету«Изобразительное искусство» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 года: (статьи 7, 9, 32)ФЗ;
2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ принятый 05.03. 2004 г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.
6. Примерных программ по «Изобразительному искусству» начального, основного и среднего (полного) общего образования ( Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263);
7. Авторской программы. Изобразительное искусство авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5-9 классы) .- М.: Просвещение,2011 года, пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011;
8. Основной образовательной программы основного общего образования для 6-9 кл МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г
9.Положения о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам, утвержденное приказом № 88а от 01.09.2010 года.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.: Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева,О.В.Островская.–М.:Просвещение,2012.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Столько же часов отводится в школьном учебном плане на изучение данного предмета в
7 классе. В соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» данная программа 1 вида Программа составлена на 2015-2016 учебный год.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса— «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 35 часов в год (1 учебный час в неделю)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру,
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
- овладение средствами художественного изображения;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
- Активность участия.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
- Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы
учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 Ч) Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни XX в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве. Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации. | ||
Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч) Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. | ||
Изображение фигуры человека в истории искусства | Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока (Древний Египет, Эгейское искусство, этруски, Древнеперсидский Персеполь, Индия). Изображение человека в вазописи Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека. Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). Материалы: графические материалы (по выбору), бумага. Коллективная работа: создание фриза, характерного для искусства Древнего Востока, изображающего праздничное шествие фигур, несущих дары (создается как композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе). Материалы: полотно обоев, ножницы, клей. | Получать представление о характерных особенностях искусства стран Древнего мира, об особенностях изображения человека в этих культурах. Выполнять зарисовки изображений человека, характерных для различных древних культур. Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека. Участвовать в создании фриза, состоящего из ритмического шествия фигур людей. |
Пропорции и строение фигуры человека | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. Материалы: карандаш, бумага. | Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела. Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека. Обретать навыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека |
Лепка фигуры человека | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Образ человека — основная тема в скульптуре. Пространственный образ фигуры человека и ее движения. Скульптурное изображение человека в искусстве древности, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве XIX—XX вв. Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса (передача выразительности пропорций и движения). Материалы: пластилин или глина, подставка, проволока для каркаса, стеки | Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи. Получать представления о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики. Обретать навыки понимания особенностей восприятия скульптурного образа. Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленных на занятии. Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной. Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека. |
Набросок фигуры человека | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Умение обобщать, выделять главное, отбирать выразительные детали и подчинять их целому в рисунке. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека. Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). Материалы: мягкий карандаш или фломастер, бумага. | Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы. Приобретать представление о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей. Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой. Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека. |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | Изобразительный рассказ о человеке и задача проявления внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: понимание красоты человека в античном искусстве; духовная красота человека в искусстве Средних веков в Европе и в русском искусстве. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX в. Задание: участие в беседе на основе восприятия произведений искусства. | Получать представление о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи. Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека. Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми. Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений — шедевров изобразительного искусства. Рассуждать (с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства. |
Поэзия повседневности (8 ч) Изображения обыденной жизни людей в истории искусства. Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя. Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. | ||
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и Античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре. Задание: изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. Материалы: графические материалы, акварель или гуашь в качестве графического материала, цветная бумага для аппликации | Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох. Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства. Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей. Приобретать навыки и композиционный опыт изображения. Изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. |
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины. Бытовой жанр, или жанровая картина, посвящена изображению повседневной жизни людей. Развитие интереса к частной жизни и повседневному бытию человека в европейской культуре. Развитие интереса к индивидуальности человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку. Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Расцвет станковой жанровой картины в искусстве XIX в. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников. Задание: участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. | Узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись». Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни. Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства. Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени. Получать представление о многообразии тем и бесконечном богатстве содержания жанровой картины (в частности, на примере сравнения картин на темы бытовой жизни в творчестве французских импрессионистов и русских передвижников). Рассуждать о месте и значении сюжетно-тематической картины в развитии культуры. |
Сюжет и содержание в картине | Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Композиционная и идейная целостность картины. Натюрморт, пейзаж, портретное изображение людей, интерьер как составляющие картинного образа. Понятие темы, содержания и сюжета в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни восприятия зрителем произведения искусства. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом. Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни (например, «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.) (работа, начатая на этом занятии, может быть продолжена на следующем занятии). Материалы, гуашь или акварель, графические материалы (по выбору), бумага. | Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи. Характеризовать смысловую разницу между содержанием и сюжетом при восприятии произведений. Характеризовать уровни восприятия зрителем картины. Участвовать в обсуждении содержания и средств выражения в произведениях бытового жанра. Обретать опыт художественного наблюдения и образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни. Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами. |
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Поэтическое восприятие жизни. Интерес к человеку — необходимое качество деятельности художника. Произведения графики на темы повседневной жизни. Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта. Сближенное или контрастное тональное состояние в композиции. Цветовая выразительность композиции, выражение цветом настроения задуманного сюжета. Отбор деталей. Задания: 1. Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни (то же самое может относиться к жизни в школе), выделить один или несколько простых сюжетов (например, «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Общение с моими друзьями» и т. д.) и сделать композиционные рисунки на выбранные темы. Вариант задания: создание композиции (изобразительного сочинения) на выбранную тему после подготовительных зарисовок. 2. Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице по возможности с натуры, по памяти и по представлению (например, «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина», «Утро на моей улице», «В школе на перемене» и т. д.). Материалы: цветные графические материалы (по выбору), бумага. | Учиться рассуждать (на основе восприятия произведений) о мировоззрении художника и его поэтическом видении жизни. Приобретать опыт восприятия известных графических произведений, в которых создан художественный образ повседневной жизни. Приобретать опыт поэтического видения реальности в процессе работы над зарисовками сюжетов из своей повседневной жизни. Приобретать представление о некоторых приемах композиционного построения (композиционная доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей). Приобретать опыт сюжетной зари-совки, изображения по памяти и представлению. |
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Изобразительное искусство о жизни в исторической Москве и Санкт-Петербурге. Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом. Материалы: графические или живописные материалы (по выбору), бумага. | Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям. Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест. Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей. Приобретать навыки в изобразительном творчестве. Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников). |
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник как образ счастья. Праздники разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное. Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей. | Приобретать представление о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал. Учиться понимать значение праздника в культуре народа. Развивать представления о средствах выразительности в изобразительном искусстве, получать навыки работы с художественными материалами, развивать вкус. Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. |
Великие темы жизни (11 ч) Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проблемы современного развития изобразительного искусства. | ||
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох | Значительность исторического жанра в иерархии сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения как изображение общественных идей (изображения торжественных событий современной жизни, обращение к античному прошлому как героическому идеалу). Прославление человека как героя истории в произведениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Картина как выражение идейно-образной концепции автора, воплощение его взглядов и эстетических идеалов. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII — начала XIX в. как «высокий» жанр на основе религиозных, мифологических и конкретно исторических сюжетов. Торжественная по своему строю многофигурная картина. Благородный и величественный пафос, слияние исторической реальности с фантазией и аллегорией, трагизм противоборства и драматический дух протеста. Задание: участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства. | Характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов. Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Учиться понимать взаимосвязь исторического и мифологического жанров в изобразительном искусстве. Приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском искусстве. Характеризовать понятия «монументальная живопись», «фреска», «темперная и масляная живопись», «станковое искусство». Узнавать несколько классических произведений и уметь называть имена великих европейских мастеров исторической картины. |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века | Появление исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки. Развитие тематической картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Понимание значения живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Широкий интерес к истории в творчестве русских художников второй половины XIX в. Внимание к драматическим противоречиям истории, достоверность психологических и бытовых характеристик, обличительное, критическое отношение к несправедливости и угнетению, идеи демократизма. Социальный, этический пафос в изображении народа. Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова. Задание: участие в беседе о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем). | Учиться рассказывать об особенностях развития исторической картины в русском искусстве. Характеризовать значение тематической картины XIX в. в развитии русской культуры. Участвовать в обсуждении содержания и художественных средств произведений классического русского искусства исторического жанра. Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального сознания и образа национальной истории. Учиться называть имена нескольких известных русских художников XIX в. и их наиболее известных произведения, узнавать эти произведения. Узнавать и характеризовать основные исторические картины В. Сурикова, И. Репина. |
Процесс работы над тематической картиной | Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах — поисках композиционного решения картины. Этюды и зарисовки — сбор натурного материала. Развитие композиции и продолжение работы над эскизами. Подготовительный рисунок и процесс творческого живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Роль наблюдательности и воображения в творчестве художника. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Задание: выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему из истории нашей Родины. (Этапы работы: замысел и его зарисовка-эскиз; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующих теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, подготовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников.) Материалы, карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции. | Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта — создания композиции на историческую тему. Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей. Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта. Приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной метафоры в художественной картине. Получать творческий опыт разработки и создания изобразительного образа на выбранный исторический сюжет. Приобретать опыт и навыки изображения в процессе разработки исторической темы. Получать в процессе работы над композицией новые представления и знания об истории нашей культуры, обнаруживать в процессе творческой работы смысл событий. |
Библейские темы в изобразительном искусстве | Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства. Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. Занятие 1. Древнерусская иконопись. Образ в иконе. Иконописный канон. Роль иконы в средневековой Руси. Великие русские иконописцы: духовный свет Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени. Вечные темы в искусстве и их ценностное и нравственное выражение в произведениях искусства разных времен. Задание: создание композиции на библейские темы (Святое семейство, Поклонение волхвов, Рождество, Возвращение блудного сына и другие по выбору учителя) (тема должна соответствовать возрасту и практическим возможностям детей). Материалы: гуашь или графические материалы (по выбору), бумага. | Приобретать представление о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре. Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, определять сюжеты Священной истории в произведениях искусства. Приобретать опыт восприятия произведений крупнейших европейских художников на темы Священной истории. Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета. Получать представление о смысловом различии между иконой и картиной. Узнавать о высоком значении древнерусской иконописи. Называть имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия. |
Монументальная скульптура и образ истории народа | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою. Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка. | Характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества. Уметь называть и узнавать наиболее значимые памятники, знать их авторов и объяснять назначение этих монументов. Рассуждать об особенностях художественного образа, о средствах выразительности известных памятников. Приобретать творческий опыт лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою. |
Место и роль картины в искусстве XX века | Множественность направлений и образных языков изображения в искусстве XX в. Искусство мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Активность личностного видения. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм С. Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Трагические темы в искусстве середины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Проблема взаимоотношений между поколениями, личностью и обществом, природой и человеком. Беспредметное, абстрактное искусство XX в. Задание: участие в беседе и дискуссии о современном искусстве. | Приобретать представление о метафорическом претворении реальности в изобразительном искусстве. Учиться понимать множественность направлений и языков изображения в искусстве XX в. Осознавать и объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержанием произведения, с выражением идеалов эпохи. Понимать и рассказывать о множественности изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX в. Участвовать в беседах и дискуссиях о современном искусстве. |
Реальность жизни и художественный образ (8 ч) Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству — живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни. Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов. | ||
Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания произведения художником, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги. Задание: выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него; сбор необходимого для иллюстрирования материала (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), сочинение эскизов будущих иллюстраций и исполнение их. Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага. | Характеризовать временные и пространственные искусства. Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа. Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами. |
Зрительские умения и их значение для современного человека | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи. Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. | Объяснять роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Получать представление об активном конструировании художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX в. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам XX в. Понимать декоративный язык изобразительного искусства. Развивать культуру зрительского восприятия. Различать и объяснять разные уровни понимания произведения изобразительного искусства. Анализировать творческую позицию художника и мир его времени. |
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, стиль эпохи Возрождения, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX в. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Постмодернизм. Массовое искусство. «Актуальное искусство», новые формы. Процессы в искусстве начала нового века. Задание: анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению. | Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры. Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве. Узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX вв. Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства. Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении. |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке и др. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Влияние художественного музея и особенностей его коллекции на развитие художественной культуры и понимание искусства. Культурная ценность музейных коллекций и задачи защиты культуры перед социальными вызовами XXI в. Задание: участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре. | Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи. Получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев. Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия. Объяснять культуростроительную роль музеев. |
Художественно - творческие проекты | Работа над проектом (индивидуальная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществляется в течение всей четверти). Этапы работы над проектом. Выбор и обоснование темы. Замысел и разработка эскизов. Обсуждение и защита идеи проекта. Сбор материала. Развитие и уточнение идеи. Выполнение проекта в материале. Материал: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно-творческого проекта. | Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения. Учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Овладевать методом создания творческого индивидуального проекта. Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом. Использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи и выполнении собственного замысла. Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве. Формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом. |
Учебно-тематический план 7 класс
35 часов (1 час в неделю)
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата | Приме чание | |
Плани руемая | Факти ческая | ||||
I четв | Изображение фигуры человека и образ человека. | 8 | |||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | 1 | |||
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | 1 | |||
3-4 | Лепка фигуры человека. 1й час – Изготовление каркаса. 2й час – Работа над моделью. | 2 | |||
5-6 | Набросок фигуры человека с натуры. 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. | 2 | |||
7-8 | Понимание красоты человека в европейском искусстве. | 2 | |||
II четв | Поэзия повседневности. | 8 | |||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | |||
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | |||
11 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | |||
12 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | |||
13-14 | Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. | 2 | |||
15-16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. | 2 | |||
III четв | Великие темы жизни. | 11 | |||
17-18 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 2 | |||
19-20 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. | 2 | |||
21-22 | Процесс работы над тематической картиной. 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. | 2 | |||
23-24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. | 2 | |||
25-26 | Монументальная скульптура и образ истории народа. 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. | 2 | |||
27 | Место и роль картины в искусстве XX века. | 1 | |||
IV четв | Реальность жизни и художественный образ. | 8 | |||
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | |||
29 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | |||
30 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | |||
31 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 1 | |||
32 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | |||
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. (Теоретические сведения) | 1 | |||
34-35 | Художественно - творческие проекты (знакомство с проектами) | 2 | |||
Ито-го: | 35 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
- А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
Список литературы (дополнительный)
2. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
4. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011
8. Б.М. Неменский, О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Б-Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
Работы учащихся.
Фотографии.
Проекты учащихся.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
- Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.
- А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
- Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
- М.А. Порохневская. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012
- Т.В. Оромсова. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012
- Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О.В. Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост.
О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010.
- Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / Г. Е. Гуров,
А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
| Название ресурса | Ссылка | Краткая аннотация |
1 | Государственный Эрмитаж | Сайт, рассказывающий о Эрмитаже, в котором хранятся настоящие шедевры мировой культуры. Сайт позволяет совершить прогулку по всем этажам этого замечательного музея, а также заглянуть во дворцы Петра I и Меншикова, эрмитажный театр и посетить временные выставки. Интересны и насыщены разделы "Шедевры коллекции", "История Эрмитажа". "Цифровая коллекция" – виртуальная галерея изображений экспонатов Эрмитажа с высоким разрешением. | |
2 | Государственная Третьяковская Галерея | Официальный сайт Государственной Третьяковской Галереи. Мы можем совершить виртуальную экскурсию по экспозиции и временным выставкам галереи, окунуться в мир искусства и насладиться великими шедеврами известных мастеров. | |
3 | Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина | Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Содержит справочную информацию, историю музея с момента его создания до сегодняшних дней. Предоставляет возможность пройти по всем залам музея и посмотреть круговые панорамы двух из них; познакомиться с коллекциями, собранными за всю историю существования музея, а также юбилейными изданиями, выпущенными в честь его 100-лет | |
4 | Русский музей | Сайт Государственного Русского музея. Подробный рассказ об истории музея и его сегодняшнем дне, возможность знакомства с шедеврами коллекций. | |
5 | Музей Лувр | Официальный сайт музея. История. Описание коллекции. Виртуальная экскурсия. Веб-журнал музея. Программа выставок, лекций, симпозиумов, фильмов, концертов. Библиография, список аудио, видео, интерактивной продукции музея. | |
6 | Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России | Сайт учебных мультимедийных материалов Красноярского государственного университета. Курс лекций "Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России". Автор – Дмитриева Н.Ю. | |
7 | Искусство России | Галерея шедевров русского изобразительного искусства из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, областных музеев и галерей России. Каталог современных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сведения о художниках. Аукцион. Книги и статьи. Материалы журнала "Искусство России": новости, обзоры, арт-справочник. Форум. | |
8 | Мир Леонардо да Винчи, биография, творчество, живопись | Жизнь, творчество, изобретения Леонардо да Винчи. Галерея живописных, графических работ и манускриптов. Аннотации к живописным шедеврам. Об открытиях мастера в области прикладной механики, медицины, воздухоплавания. | |
9 | Русская икона | Галерея работ художников-иконописцев на рубеже XX-XXI веков. Информация о выставках, о реставрации икон и фресок, технике иконописи. Статьи и обзоры. Ссылки. | |
10 | Коллекция: мировая художественная культура | По темам | |
11 | МХК и ИЗО (материалы для учителя) Методический центр, Лаборатория общественно- гуманитарных и естественно-математических дисциплин | Материалы по аттестации, планы работы, материалы к экзаменам, олимпиадам, конкурсам, примеры уроков, информация о курсах и сайтах, | |
12 | Библиотека изобразительного искусства | ||
13 | История изобразительного искусства. Музеи и галереи | ||
14 | Энциклопедия искусства | ||
15 | Музей современного искусства | ||
16 | Современное искусство (Санкт-Петербург) | ||
17 | Энциклопедия «Все о живописи» | ||
18 | Абстракция: живопись и графика | «Авангард является ярким выражением культуры Модерна. Достижения таких его направлений, как абстракционизм, супрематизм, сюрреализм необходимо изучать и использовать в процессе создания искусства двадцать первого века. Данный сайт как раз и представляет пример теоретического анализа авангарда и практического применения его законов в живописи и графике и при обучении рисованию детей и взрослых». Алексей Фанталов | |
19 | Эпоха Возрождения | Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи. | |
20 | Импрессионизм в сети | Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. | |
21 | Основы рисунка | «Основы рисунка» рассматривает рисунок как основу всех пластических искусств. Она включает изучение вопросов формообразования, передачи объема, пропорций, перспективы. Учащиеся освоят азбуку рисунка в процессе практических заданий по рисованию портрета и фигуры человека, разнообразных натюрмортов, пейзажей и тематических композиций. В конце помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства. | |
22 | Иоханнес Иттен. Искусство цвета | Книга написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга адресована художникам, архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности. | |
23 | Портал "Сеть творческих учителей" | Крупнейший учительский образовательный Интернет-проект России федерального значения. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок, воспользоваться ими, узнать отзывы коллег, обменяться опытом работы, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в Конкурсах на портале можно БЕСПЛАТНО. На портале есть сообщество "Уроки творчества: искусство и технология в школе" которое объединяет учителей МХК, музыки, ИЗО, прикладного труда. | |
25 | «Солнышко» - SolNet.EE | Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт | |
26 | Звезды нового века Галерея детского творчества | В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях. | |
33 | Искусство в школе | Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах. | |
35 | Изобразительное искусство в школе | Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...