"Выставочная деятельность - средство самовыражения обучающихся"
методическая разработка по теме

Ершова Ильмира Минухановна

Методическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavochnaya_deyatelnost.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образование детей

«Нижнеодесская детская школа искусств»

_____________________________________________________________________________

Методическое сообщение

«Выставочная деятельность – средство

самовыражения обучающихся»

                                                         Преподаватель художественного отделения

                                                         Ершова И.М.

                     

                               

                                                         2010 год

Выставочная деятельность – средство самовыражения учащихся.

                                                                                                                         "Скажи мне, и я забуду.

                                                                                                       Покажи мне, и я смогу запомнить.

                                                       Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

                                                                                                                                (древняя мудрость)

Желание каждого человека реализовать свои способности и таланты – это реализация, самореализация своих идей, возможностей.

Проблема самореализации отдельно взятой личности относится сегодня к числу основных проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  

     Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа должна формировать у учащихся определенный набор знаний,  пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

По мнению психологов и педагогов основной причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников. Это приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса является усвоение и воспроизведение знаний.    

  Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между: требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний; потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения; сознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны школьников и учителей, и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий; необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.

  Решение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеурочной деятельности, которые способствуют самореализации школьника. Среди них особое место занимает творческая деятельность.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели, повысится качество образования.

Творческая деятельность детей и взрослых должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. В настоящее время ярмарки и выставки – это известный и популярный способ демонстрации достижений в различных областях деятельности человека. В образовательном процессе данный способ также популярен и  используется чаще всего в экспонировании художественного творчества, как детей, так и взрослых. Учреждения дошкольного и школьного образования в практике своей учебно-воспитательной работы активно проводят выставки детского творчества, а также благотворительные и другие организации устраивают конкурсы детского рисунка с последующим экспонированием.

Организация и участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей и подростков, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности.

Экспонатами выставки могут быть творческие работы детей такие как: рисунки, фотографии, макеты, поделки из природного материала, бумаги, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные учениками.

На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Темами выставки могут быть:

        - Мой любимый уголок края

- Моя малая родина – …

- Контрасты нашего края

- Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего края

- Зимние истории

- Мы за мир и т.д.

   Каждый экспонат выставки должен быть оснащен карточкой с указанием его автора и названием работы. Во время проведения выставки необходимо организовать ее посещение всеми учениками школы. Материалы выставок могут пополнить фонды учебных кабинетов рисунка, живописи, композиции станковой, композиции прикладной, истории искусств.

Интернет-ресурсы:

http://text.ru/rd/aHR0cDovLzc0NDM5czAxMy5lZHVzaXRlLnJ1L3A3NmFhMS5odG1s

http://text.ru/rd/aHR0cDovL2l5YXp5a2kucnUvMjAxMy8xMC90ZWFjaGVyLXB1cGlsLw%3D%3D


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставочная деятельность как средство творческого развития учащихся

Обобщение опыта по творческому развитию учащихся.  через проектную деятельность, продуктом которой является участие в художественных выставках....

Концертно-выставочная деятельность Детской школы искусств.

В творческом воспитании и развитии  детей важную роль играет  концертно-выставочной деятельностьучащихся.Основную задачу  в учебном процессе администрация  видит в получении...

Импровизация,как средство самовыражения в танце.

как правиьно нпучить ребенка импровизировать...

Анкета по выставочной деятельности

Анкета по выставочной деятельности...

Музыкальная игра как средство самовыражения ученика.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и р...

Тема: «Школьная газета как средство самовыражения школьника»

Цель: сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности через работу Пресс-центра.Задачи:Øн...