Этапы урока | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организацион-ный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
| 1. Проверка готовности.
Учитель р.я.: - Мы приглашаем вас в творческую мастерскую. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, так как на уроке – два учителя. Вы будете учиться рисовать, сочинять, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. - Хотите попасть в творческую мастерскую? А знаете, что в такой мастерской царит особая атмосфера, которая требует выполнения заповедей. По ним мы будем работать в нашей мастерской сегодня: 1. Сочиняй, рисуй, твори. 2. Слушай учителя и своего товарища. 3. Корректируй себя сам. 4. Будь активен, предлагай и действуй. - Перевоплотимся в мастеров, оденем фартуки и нарукавники.
| Самоконтроль готовности
| Самоопределение (Л)
Осуществление мотивационной установки на предстоящую работу(Л) |
2. Установка на глубокое восприятие материала урока определение темы и постановка целей урока | Учитель ИЗО: - А кто такой мастер? - Мы будем создавать картину с помощью кисти и пера. Кистью напишем рисунок, а пером сочинение. Как художники вы должны в простом предмете увидеть нечто замечательное, свойственное только ему. Это не очень просто, ведь кроме зорких глаз нужна фантазия. Записать свои впечатления, найти единственно нужное слово тоже нелегко. Поэтому давайте учиться.
Учитель р.я.: - Окунуться в творческую работу нам поможет видеофрагмент.
- Кто будет главным героем нашей творческой работы? - Какие задачи поставим перед собой?
-Чему научимся? Какие знания покажем?
Учитель ИЗО: -Да, вы правы, сегодня мы познакомимся с матрешками Нижегородской области, узнаем историю рождения русской матрешки. И на примере образцов традиционных матрешек создадим свою необычную Лесогорскую красавицу, о которой расскажем в сочинении. -С какими чувствами вы будете создавать, творить Лесогорскую красавицу матрешку?
- Какие черты, присущие мастеру, вы проявите в работе? |
-Тот, кто что-то создает, творец.
Просмотр видеофрагмента «Русская матрешка» - Матрешка - Нарисовать красивую матрешку и описать её в сочинении. -Создавать текст - описание, научиться навыкам декоративного творчества, получитьновые сведения о родном крае.
- С чувством любви к родному краю, поселку и уважением к русским традициям. -Аккуратность, точность, внимательность, проявлять уважительное отношение к слову, с вдохновением. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве (П) Планирование учебного сотрудничества (К) Мотивация к творческому труду, работе на результат (Л) Взаимодействие во фронтальном режиме (К)
Принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение слушать и высказываться по ходу обсуждения установки на урок (Р, Л)
Чувство сопричастности и гордости за свою малую родину (Л) |
3. Подготовка к усвоению новых знаний.
| Учитель р.я.: - У вас на партах листы сопорными картами (приложение № 01) к уроку и кластером (приложение № 02), в которых мы будем делать записи, а дома обработаем собранные материалы и напишем сочинения. - Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. - Понятно, что это загадка про матрешку. - Какие слова помогли вам разгадать загадку?
- А теперь вы поделитесь своими находками.
Учитель русского языка обращает внимание детей на правописание записанных слов. Учитель ИЗО: - А как вы понимаете слова: румяный, разноцветный, алый, пунцовый,соболиный, губки-маки, рдеющий? -Какие краски можно использовать, чтобы передать на бумаге эти слова? Учитель р.я.: -Ребята, героиня нашего урока – матрешка. -Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Запишите в опорную карту синонимы.
|
Ответы детей записываются в кластер и на интерактивную доску
-Деревянная, круглолицая, румяная, разноцветная
Учащиеся по очереди читают стихи и загадки, подготовленные ими заранее(опережающее домашнее задание), называют прилагательные, которые помогают передать образ матрешки (дополняют опорную карту урока) Учащиеся выделяют орфограммы с объяснением вслух
-Розовый, красный, черный…
Учащиеся записывают в опорную карту: игрушка; кукла, сделанная из дерева; русская красавица; детская игрушка; сувенир и т.д. |
Поиск и выделение необходимой информации (П)
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (П) |
4. Освоение нового материала
1).Ознакомление с историей возникновения матрешки. Матрешки Нижегородской области | Учитель ИЗО: -Матрешка – уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны, наряду с русской березкой и русским самоваром. -А знаете, ребята, что матрешка имеет удивительную историю?
Видеофрагмент об истории возникновения матрешки
Учитель р.я.: -Вы посмотрели видеофрагмент о том, как появилась первая матрёшка. Что узнали нового? А все ли слова вам были понятны? -Что такое эскиз? (обращаемся к толковому словарю)
- Объясните слово «искусный», подберите синонимы к этому слову
Учитель ИЗО: - Испокон веку славились русские люди как искусные мастера.
Учитель ИЗО: - И еще мы познакомимся со словами «контурка» и «обводка» Контурка – это тонкий рисунок, выполненный черной краской, а завершение рисунка – обводка. Данную технику вы видели в первом видеофрагменте.(показ учителя этих элементов на сувенире) |
Просмотр видеофрагмента (или«главный художник» презентует ученический проект «История возникновения матрешки», сопровождая текстом: У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира (слайд 1). Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. (слайд 2). Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках (слайд 3). Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками (слайд 4). На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.(слайд5)
- Эскиз – предварительный набросок к картине, рисунку
Учащиеся записывают в опорную карту: способный, даровитый, талантливый
Двое учащихся выходят к доске, в руках держат сувениры матрешек и по очереди делают сообщения. Сообщения сопровождается презентацией 1 Мастер: Я родилась в Семенове, и люблю ярко – красные цветы, между которыми вьются ветки с бутонами. 2 Мастер: А я из Полхов– Майдана. Ну, подружка, по форме и краске тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная. Я тоньше, выше и стройней тебя, голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие, аниловые: синие, алые, зеленые. Платок на мне яркий – красный, юбка фиолетовая, фартук расцвел чудо букетом, на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хорошая я полюбуйтесь на меня. Учащиеся записывают в опорную карту: контурка, обводка
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (П)
Построение речевого высказывания в устной форме по предложенной теме (П)
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (П)
|
2). Работа с текстами, словарная работа
| Учитель р.я.: -Ребята, вы заметили, какие разные предстали перед нами матрешки, и описать их можно тоже по-разному. Предлагаю вам поработать с текстами (тексты на каждой парте) Текст № 1 (упр. 324) Матрёшка – это деревя(н, нн)ая кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает она русск.. крестьянск.. девушку. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях. Деревенский мастер наградил матрёшек русской кр..сотой, соболи(н, нн)ымибр..вями и рдеющим, как угли, румянц..м. Синие их глаза он пр..крыл дли(н, нн)ыми2 р..сницами. (К. Паустовский). Задание.Обозначьте части слов, в которых находятся вставленные орфограммы. Объясните постановку запятых между однородными членами. Текст № 2. Матрешка- полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь СИ.Ожегова). 2. Беседа по текстам: - Какой тип речи используется в этих текстах? - Что характерно для описания? - Чем отличаются предложенные описания? - Как вы определили стиль этих текстов? - Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили? - В каком стиле вы будете писать свою работу?
Учитель р.я.: - Все русские игрушкирукотворные.Ребята, как вы понимаете, что означает слово рукотворный? - Правильно, только корень взят не от слова сделать, а от слова творить. -Запишите однокоренные слова к слову рукотворный.
- А как вы понимаете слово мастер?Подберите к нему синонимы.
|
Учащиеся самостоятельно работают в парах, затем сверяют с доской правильность выполнения упражнения
Учащиеся заполняют кластер:
- Описание - Использование прилагательных для описания предмета -Первый текст - художественный, второй – научный - Эпитеты, сравнения - В художественном
- Сделанный руками
- Творец, творить, творческий, творчество... - Творец, создатель... | Принятие и сохранение учебной цели и задачи (Р) Учет разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве (К) Осуществление итогового и пошагового контроля по результату, различение способа и результата действия (Р)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) |
4). Работа над сочинением | Учитель ИЗО: -Вы заметили, какие матрешки разные. А являются они представительницами нашего Нижегородского края, который богат разными народными промыслами. Это говорит о самобытности мастеров, творческой вдохновенности, неповторимости таланта, которые черпают, наблюдая за родной природой. Наш родной поселок Лесогорск славится своей красотой. -В чем вы видите эту красоту?
- Какими красками можно изобразить нашу природу в разное время года? - Весной поселок утопает в пене цветущих садов, приобретая теплый нежно-зеленый цвет. Лето дарит лесогорцам море цветов, ягоды, грибы, прохладу зеленых живописных лесов, разноцветье трав. Золотая осень окрашивает поселок в свои неповторимые цвета. Снежная зима накрывает его пушистым бело-голубым ковром. Деревья одеваются в серебряные наряды. А зимние забавы доставляют удовольствие взрослым и детям. (текст выносится на слайд) Учитель р.я.: - Я предлагаю вам поработать с этим текстом: выписать слова, необходимые для написания сочинения. - Хорошо поработали и собрали достаточно материала для сочинения. Наша задача - описать матрешку. - Вспомним, какая композиция характерна для такого типа речи, как описание? - Да, вы правы, текст-описание имеет следующую структуру: 1. Общее представление о предмете. 2. Признаки предмета описания. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. - Чтобы написать сочинение, нужен план. Давайте составим план сочинения(план на доске после ответов учащихся) 1. Моя матрешка (обоснование выбора) 2. Внешность, особенности формы и одежды матрешки, цветового решения, техники выполнения. 3. Какая получилась матрешка (самооценка)
- Как можно начать сочинение? - О чем будете писать в основной части? - Что скажете в заключении? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания даются на карточках или выводятся на экран).
- Составьте предложения из данных слов и словосочетаний: - Россия, народные промыслы, игрушки.
- Лесогорск, поселок, символ, неповторимый, красота, свой, матрешка.
- Необыкновенная игрушка, матрешка, русская красавица.
- Сарафан, стиль, русский, традиционный.
- Рукава, пышный, легкий.
- Платок, пуховый, красный, узорный, орнамент.
|
- В окружающей нас природе, в традициях Учащиеся называют цвета
Учащиеся записывают в опорную карту
Учащиеся заполняют кластер
Ответы детей
Ребята зачитывают свои предложения, редактируют их, объясняют написание отдельных слов
Возможные варианты: 1. Матрешка – уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны. Издавна Россия славится народными промыслами:изготовлением посуды и, конечно, игрушками. 2. Лесогорская матрешка – символ нашего поселка неповторимой красоты. 3. Я хочу представить необыкновенно красивую игрушку – лесогорскую матрешку. 4. На матрешке традиционный русский сарафан. 5. Рукава рубахи пышные, легкие. 6. На моей красавице красный узорный платок с орнаментом из цветов. (Эти предложения ребята смогут использовать в сочинении). |
Установление причинно-следственных связей (П)
Использование схемы для решения задачи (П)
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П)
|
5. Применение освоенного в праткической деятельности. Творческая работа учащихся
1).Альтернативные варианты
2). Работа над техникой выполнения
3) Самостоятельная работа детей | Учитель ИЗО: -Напоминаю вам, что мы с вами находимся в мастерской творца, художника. Настало время начать создавать картину с помощью кисти. А главной героиней нашего творческого произведения станет лесогорская матрешка. - Давайте подумаем, как может выглядеть наша матрешка.Остановимся на формах, цвете и содержании. (учитель обращает внимание на работу по шаблону и его видоизменение). - Например, если матрешка «зимняя красавица»?
-А если в матрешке изобразить «лесную фею»?
- Если нарисовать матрешку- огородницу, труженицу?
- Асадовую фею можно изобразить как летнюю, так и весеннюю. В летней применить изображение ягод, а в весенней цветущий сад. А можно и соединить обе. - И не забудьте о цветовой гамме, в которой вы будете изображать матрешку. – Чтобы матрешки получились веселыми и красивыми, нужно самим зарядиться весельем: (включается веселая русская народная мелодия «Русская изба) -Работу можно выполнить на листе бумаги или на заготовках, используя разный художественный материал: краски, цветные карандаши, фломастеры - При изображении своей матрешки можно применить как традиционную живописную технику декоративного рисования, так и нетрадиционную, например, технику метода тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет (ватную палочку или обрезанную жесткую щетинистую кисть). Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое. (показ учителем техники метода тычка). В завершении работыне забудьте применить, по желанию, контурку» и «обводку». -Итак, выбор сделан, мастерская начинает работать. |
Она может быть пышной, на голове можно нарисовать шапку, шаль, на руках варежки и перчатки, цвет тоже должен соответствовать зимнему времени года (холодные цвета), можно изобразить матрешку, увлеченную какими-либо зимними забавами. - То по форме она может быть более стройной, как березка. На голове может быть летний головной убор или венок из лесных цветов (ромашек, васильков, лютиков и т.д.), а на фартуке можно изобразить травный орнамент из цветов, ягод и листьев деревьев. В руках можно нарисовать букет полевых или лесных цветов, а также корзину с ягодами и грибами.
- То по форме она должна быть пошире в плечах. Надо продумать её головной убор. В оформлении можно использовать орнамент, содержащий фрукты и овощи. В руках можно изобразить лейку, грабли и прочее.
Дети учатся понимать расположение узора выполнять простейшие композиции, технику метода тычка, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели |
Установление причинно-следственных связей (П)
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (П) Осуществление пошагового контроля по результату (Р) |
VII. Подведениеитоговурока
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке?
- С какими новыми словами познакомились?
- Чему вы научились?
- К чему подготовились?
- Кто почувствовал вдохновение?
- Понравился урок?
- Что понравилось?
- В чем затруднялись?
Задание: Ребята, мы познакомились с матрешками Нижегородского края. Вы нарисовали свою Лесогорскую матрешку.. Выставка рисунков. Оценка работ.
- А сегодня вы славно и творчески поработали в мастерской. Мы полностью согласны с вашими выводами, предложениями и оценками. Вы хотите еще раз встретиться в такой необычной обстановке? Тогда ждем вас в нашей мастерской. | Ответы детей |
Ориентация на понимание причину спеха в учебной деятельности (Л) Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (Л) Умение строить оценочные суждения (К) |
Домашнее задание | -Используя заполненныеопорную карту, кластер и готовый рисунок матрешки, напишите сочинение «Лесогорская матрешка» -Желаем удачи. |
|
|