Искусство Среднего царства. Древний Египет.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Данный материал содержит конспект лекции по истории искусства периода Среднего царства Древнего Египта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Среднее царство | 554.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть II. Искусство Среднего царства.
(21 – 18 вв. до н.э.)
В последние века третьего тысячелетия до н.э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. Подданные великого фараона усомнились в бессмертии и всевластии верховного правителя, начался период раскола на отдельные области-номы и децентрализации власти. Тенденция к упадку просматривалась и в развитии архитектурной традиции. Последние фараоны эпохи Древнего царства были вынуждены довольствоваться простыми кирпичными мастабами, вместо огромных и грандиозных пирамид и заупокойных комплексов.
В эпоху Среднего царства политический центр страны переместился в город Фивы, управляемый сильной кастой жрецов бога солнца Амона, который позднее был отождествлён с древним богом Ра (Амон-Ра). Наряду с Фиванским центром в этот период возросла роль самостоятельных отдельных областей (номов) и их правителей (номархов). Такая дифференциация власти и правителей привела к формированию местных религиозных культов и художественных школ. Искусство, как и прежде, носило ритуальный характер, связанный с заупокойным культом. Номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды, как это было раньше, в эпоху Древнего царства. Так как финансирование такого строительства было гораздо скромнее, чем строительство огромной царской пирамиды, то и размеры построек уменьшились. Гробницы номархов, как правило, возводились из кирпича, представляли собой маленькие пирамиды или мастабы, судить об этом довольно сложно, так как сохранились единицы. Очень хорошо сохранились гробницы, вырубленные в скалах, так называемые скальные гробницы. К числу таких комплексов относятся гробницы в скалах около современного селения Бени-Гасан, заполненные многочисленными хорошо сохранившимися росписями, которые преобладают над рельефами, так как их изготовление менее трудоёмкое и потому более доступное.
Илл. 1-2 Росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасан. 20 в. до н.э.
Илл. 3-4 Росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасан. Сборщики фруктов и павианы. Камышовый кот. 20 в. до н.э.
В таких гробницах было обнаружено множество деревянных статуэток, составляющих иногда целые группы: слуги, прачки, пахари, пастухи, воины, лучники, лодочники.
С середины эпохи Среднего царства, примерно со второй половины 20-го века до н.э., появляется новая традиция – воздвигать статуи фараонов (правителя Фив), предназначенные для всеобщего обозрения, для укрепления статуса главного правителя. Это потребовало большего внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных изменений, что было частой практикой и в эпоху Древнего царства, но только для обычных, смертных египтян, а не для фараона.
Илл. 4 – 5 Статуя и торс статуи фараона Аменемхета III. Базальт и гранит. 19 в. до н.э. 12 династия.
Перед нами облик сурового правителя Древнего Египта, прославившегося строительством огромного заупокойного храма с бесчисленными дворами и колоннадами. В последствии этот комплекс получил название «Лабиринт», но был утрачен. На лице фараона выделяются резкие, крупные черты, выступающие скулы и плотно сжатые челюсти, которые наполняют напряжением всю статую. Скульптор делает акцент на характерных чертах в лице фараона Аменемхета III, в то время как его тело выполнено в классической манере – идеальный торс, каноническая поза. Такие же приёмы можно отметить и в скульптурных изображениях другого фараона – Сенусерта III, покорителя Нубии. Все его статуи тем или иным образом были повреждены. Этот фараон прославился тем, что при его правлении наступил расцвет придворного ювелирного искусства.
Илл. 6 – 7 Статуи фараона Сенусерта III. 19 в. до н.э. Британский музей. Фрагмент головы статуи фараона Сенусерта III. 19 в. до н.э.
Великолепные образцы ювелирных изделий были обнаружены в погребении дочери фараона, Сет-Хатор. Особенно выделяется прекрасное головное украшение царевны в виде обруча, украшенного розетками, изображением священной кобры (урея) и длинными золотыми лентами, свободно свисающими вниз с трёх сторон.
Илл. 8 Диадема царевны Сет-Хатор. 19 в. до н.э..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)
Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А. Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...
Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...
"История искусства" (Древняя культура. Древний Египет)
Исторический текстовый и иллюстративный материал (от зарождения цивилизации до Древнего Египта)....
Контрольная работа. МХК. "Древний Египет. Культура эпохи Нового царства".
Контрольная работа по МХК "Древний Египет. Культура эпохи Нового царства" для обучающихся старших классов....
Контрольная работа. МХК. "Древний Египет. Культура эпохи Древнего царства".
Контрольная работа с ответами по теме "Древний Египет. Культура эпохи Древнего царства" рассчитана для обучающихся старших классов....
Контрольная работа. МХК. "Древний Египет. Культура эпохи Среднего царства".
Контрольная работа с ответами по МХК на тему "Древний Египет. Культура эпохи Среднего царства"....
Учебно-познавательные задачи по истории. Темы: "Крымская война" (8 класс), "Древний Египет" (5 класс), "Древнееврейское царство" (5 класс).
УПЗ по истории в основной школе по темам: "Крымская война", "Древний Египет", "Древнееврейскоое царство"...