план урока рисования в 6 классе "Геральдика. Герб, щит, девиз, эмблема
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Павлов Сергей Михайлович

составление учащимися герба своей семьи, используя знания о символике, значении цветов, о гербе вообще...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5klass_gerb.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока рисования в 5 классе.

Учитель ИЗО Павлов С.М.

Тема: «Геральдика. Герб, щит, девиз, эмблема»

Цель:

Развитие творческого интереса, познавательной активности, фантазии, навыков работы с художественными материалами, ассоциативно-образного мышления.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. (обучающая)
  2. Формирование представления о гербе  как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей. (развивающая)
  3. Воспитание творческой и познавательной активности, нравственно-эстетического отношения к миру и искусству, любви к Родине, ее истории, культуре, чувству гражданина своей страны. (воспитывающая)

Оборудование   и   материалы:

  1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
  2. Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
  3. Литературный ряд: текст Гимна России.
  4. Художественные материалы.
  5. Презентация.

Ход урока:

Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают)

     Слайд 2.  Беседа о государственной символике.

- Ребята, что за музыка сейчас звучала?

- А какие еще государственные символы вы знаете?

Определение  целей урока самими учащимися. Ознакомление с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. Выполнение проекта своего собственного герба, или герба семьи.

Рассказ.

 Символические изображения были в употреблении у человека с незапамятных времен и изображались на перстнях, оружии, знаменах. Знаки эти менялись по желанию лица, их принявшего.

В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своей доблестью и храбростью, а лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память своих деяний. Отчасти это было необходимо еще и потому, что закованные в железные доспехи, рыцари мало отличались один от другого, и это стало особенно необходимо, когда крестовые походы с рыцарством всей Европы двинулись на восток для освобождения Гроба Господня.

По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, являлись как бы свидетелями подвигов их носителя, а потому уже свято сохранялись в память походов не только самим рыцарем, но и завещались сыновьям, потомкам. Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков - запрещения ношения их лицами, не имеющими на то право (с X века).

Составление правил возложено было на лиц, известных своею доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, «Heeralt», то есть ветеранами.

Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной «Heeraldik» - геральдика. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Слайд 3. Гербом, следовательно, называется символическое изображение, составленное на основании определенных знаков и утвержденное верховной властью, отражающее степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Герб изображался его владельцем не только на оружии, но стал помещаться и на печатях к документам владельца. Таким образом, создавались гербы земельные или местные, заимствованные из гербов родовых, гербы земель и территорий.

Когда же появлялись новые города, образовывались новые государственные территории, то необходимость употребления печати заставила и их создать гербы с символическими изображениями местных отличий, исторических событий и т. п.

Наука о гербах - гербоведение или геральдика рассматривает гербы родовые и гербы земельные. Но существует еще средняя группа - гербы государственные.

Слайд 4. Все в композиции герба имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном она вписывалась в прямоугольник, что повторило форму щита древних рыцарей.

Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми. Они подразделяются на геральдические (имеющие условное значение) и негеральдические (все остальные фигуры, заимствованные из действительности - животные, растения, инструменты и пр.). Одна фигура обычно всегда помещается в центре щита - при этом она может быть иногда повышенной или пониженной (по отношению к геометрическому центру щита).

Слайд 5. Геральдические фигуры делятся в свою очередь на почетные (в прошлом они жаловались в знак особого отличия и занимают в щите главные положения, фактически деля щит на части) и простые (прочие относительно простые геометрические фигуры).

Поверхность герба была, либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбранный цвет имел символическое значение (мог изображаться как краской, так и графически, то есть штрихами).

В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы (золото и серебро) и финифти (червлень, лазурь, зелень и чернь, а также пурпур); кроме того, существуют и особые меха (горностаевый и беличий). Для схематического изображения цвета также может использоваться специальная штриховка (в таких случаях говорят, что герб изображен в геральдической штриховке). Для каждого цвета в классической геральдике также существует и свое толкование.

Точных оттенков того или иного цвета в геральдике не существует - оттенки могут варьироваться. Более того, в отношении одного и того же герба, исполненного художественно по-разному, могут также использоваться разные оттенки.

Слайды 6-11. Знакомство с рисунком гербов.

- рисунок герба,  лента с девизом

Слайд 12. Значения цветов:

- Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Графически изображается точками.

- Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности. Графически никак не изображается (т.е. фигура просто закрашивается белым или серым цветом).

- Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается вертикальной штриховкой.

- Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия. Графически изображается горизонтальной штриховкой (а также иногда горизонтальными пунктирными линиями).

- Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Графически изображается диагональными линиями справа.

- Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества. Графически изображается диагональными линиями слева. В российской геральдике (особенно территориальной) почти не используется.

- Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. Графически изображается сплошной черной заливкой либо перпендикулярно пересекающимися прямыми линиями.

Для человеческого тела и других естественных фигур могут также использоваться финифти телесного или натурального цвета. В английской геральдике еще применяются оранжевый (изображается пересекающимися диагональными и горизонтальными линиями) и коричневый (или кровяной, изображается пересекающимися диагональными линиями) цвета.

Творческая работа.

- Представьте герб своей семьи (геральдическая фигура, цвет и девиз). Устное рисование.

Постановка художественной задачи.

Выполнить проект своего собственного герба, или герба семьи. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.

Подведение итогов урока.

Выставка и защита работ учащихся.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

презентация к уроку рисования в 5 классе "Геральдика. Герб, щит, девиз, эмблема"

В презентации содержится материал о гербах, формах щитов, геральдических фигурах, поле щита, символике цвета в гербе....

Конспект урока "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Конпект урока по программе Б.М.Неменского в 3 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"...

Урок в 5 классе. О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Презентация для учащихся 5 классов. "О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям"....

Презентация (Много мышей) к уроку "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Презентация (Много мышей) к  уроку "О чем рассказывают гербы и эмблемы" для 5 класса. Вопросы по символике геральдики....