Обереги в традициях русского народа
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6, 7 класс) на тему
Разработка внеурочного занятия по теме "Обереги в традициях русского народа"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЕРЕГИ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА
«Василиса Прекрасная»
Очистительная кукла Кукла Десятиручка Обережная кукла Кукла Северная Кукла Зерновушка
Жертвоприношения у древних славян
Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Шу - у!
Кукла «Домашняя масленица»
Кукла Домашняя Масленица
Матушка передала Илье Муромцу узелок с землицей? Нужна ли она ему ?
РЕФЛЕКСИЯ Как вы считаете, какой опыт приобрели на занятии? Вам нужны знания, полученные сегодня? Как вы понимаете русскую пословицу «Опыт - лучший наставник».
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по ДПИ учитель изо Артамонова Нина Андреевна
Тема урока | Обереги в традициях русского народа | ||||||
Тип урока | Урок изучения, поиска и закрепления знаний | ||||||
Дата урока | 03.03.2015 | ||||||
Образовательные ресурсы | ИКТ, презентация «Обереги в традициях русского народа», кукла Домашняя Масленица, музыкальный ряд, литературный ряд, технологическая карта, материалы и инструменты для изготовления куклы берегиня. | ||||||
План урока | Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний. Постановка проблемы. Практическая работа. Актуализация знаний. Итоги. Рефлексия. | ||||||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о значимости оберегов в традициях русского народа | ||||||
Личностно значимая проблема | Осознавать необходимость уважительного отношения к культуре русского народа и значимости обрядов в повседневной жизни. | ||||||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, практический, контроль, поисковый Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. | ||||||
Основные понятия | Обереги, Масленица, куклы обережные, берегиня, мочало | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
Научатся: воспринимать мир, человека окружающие явления с эстетической точки зрения. Получат: возможность научиться: понимать «язык» общения древних славян с окружающим миром природы, использовать природные материалы для создания выразительного образа Домашней Масленицы, давать оценку своей деятельности, находить информацию посредством интернет – ресурсов. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, самостоятельно планирует необходимые действия, операции. Коммуникативные: Научится работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Познавательные: Выявлять особенности образа Домашней Масленицы. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи самостоятельно проектировать свою деятельность. | Овладеют основами культуры практической творческой работы; способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства | |||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности Сл. 1, 2 | 1м | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Цель урока – выяснить значимость оберегов в повседневной жизни древних славян | фронтальная | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. | |
II. Актуализация знаний Сл. 3, 4 | 1м | Презентация «Обереги в традициях русского народа». Обсуждение вопросов | Организует обсуждение вопросов. Вопросы: - Чем являлись раньше образы льва, солнца, птицы, коня, в украшении домов, одежды, предметов быта у русских крестьян? Чем служили? - Какую функцию выполняли обереги? - В чем особенности куклы берегиня. | Рассуждают, высказывают свое мнение. | фронтальная | Познавательные: производят поиск существенной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Устные ответы |
II.I Актуализация знаний Сл. 5, 6 | 1м | Обсуждение обычаев древних славян. Обсуждение праздника Масленица. | Организует осведомленность о жертвоприношениях с помощью информационного материала. Организует осведомленность о характерных особенностях праздника (Сл. Масленица). | Проявляют осведомленность об обрядах древних славян. | фронтальная | Познавательные: производят поиск существенной информации. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Устные ответы |
II.I Актуализация знаний. Постановка проблемы. Сл. 7, 8 | Что может послужить оберегом в жизни человека? Что можем узнать о куклах – оберегах? | Создает условия для решения проблемы. | Рассуждают, высказывают свое мнение о предметах, обладающих магической силой; предположения детей, что можем узнать о кукле Домашняя Масленица. | фронтальная | Познавательные: производят поиск существенной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Устные ответы | |
III. Практическая работа. | 16м | Художественно – творческая деятельность. Поисковая работа. Художественно – творческая деятельность | Создает условия для успешности выполнения практической работы звучит народная музыка Создает условия для нахождения информации в интернет – ресурсах о магических свойствах золы. Создает условия для создания синквейна «Масленица» | Самостоятельная работа учеников - создать образ Домашней масленицы. Самостоятельная работа: презентация «Зольные куклы» Самостоятельная работа: составление синквейна | Малые группы Малая группа. Малая группа | Познавательные: Понимание роли цвета в декоре. Коммуникативные: учится работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | Практическая деятельность |
Актуализация знаний. Сл. 9 | Защита проекта. Обсуждение синквейна, магических свойств земли, соли, золы. | Организует осведомленность о кукле Домашняя Масленица. Вопросы: 1 группа Кто изготавливал Домашнюю Масленицу? Из какого материала изготавливалась Масленица? 2 группа Что символизировала Домашняя масленица? Какие функции выполняла Домашняя масленица? 3 группа Что использовали при украшении Домашней Масленицы? 4 группа Как хранили Домашнюю Масленицу Организует осведомленность магических свойств земли, соли, золы. | Рассказывают о кукле – масленице. Информация детей, как результат поисковой работы | фронтальная | Познавательные: производят поиск существенной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | ||
VI. Рефлексия. Итоги. Сл. 10 | 3м | Обсуждение вопросов | Вопросы: - Вам нужны знания, полученные сегодня? - Как вы считаете, какой опыт приобрели на занятии? - Как вы понимаете русскую пословицу «Опыт - лучший наставник». | Объясняют важность полученных знаний. Высказывают суждения о приобретенном опыте – изготовлении Домашней Масленицы. Высказывают свои суждения о русской пословице «Опыт - лучший наставник». | фронтальная | Познавательные: производят поиск существенной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Оценивание выполненной работы на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Внеклассное мероприятие "Традиции русского народа."
Мероприятие знакомит обучающихся с традициями празднования Пасхи на Руси....
Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...
"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"
В материале представлены приметы осенних дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...
Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья
Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение. Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...