Программа по предмету скульптура
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Программа по учебному плану
В.01. СКУЛЬПТУРА
Когалым 2013
Рассмотрена Методическим советом МБОУ «Школа искусств» ____________________________ | Утверждаю Директор МБОУ «Школа искусств» г.Когалым ____________________Н.В. Велижанин «______»_____________________2013г. |
Составители:
преподаватели ОИИ
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка 4
II. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации 8
III. Учебно–тематический план и
Содержание учебного предмета. Годовые требования 9
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся 17
V. Формы и методы контроля, система оценок 18
VI. Методическое обеспечение учебного процесса 19
VII. Список рекомендуемой литературы 20
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Скульптура» составляют объемно-пространственные композиции, строящиеся из простых геометрических фигур и рельефа, фигуры человека.
Программа «Скульптура» тесно связана с программой по рисунку. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку обязательны требования к силуэтному решению формы предметов, а в программе «Скульптура» ставятся задачи по выявлению объемных форм, умение правильного построения предметов, грамотного владения материалом и инструментами.
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Скульптура» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет.
При реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1, 2, 3 классах – два часа, в 4,5 классе – один час; самостоятельная работа в 1, 2, 3 классах – два часа, в 4, 5 классах – один час.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Скульптура» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению объемных работ, в том числе:
формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция», знаний свойств пластичных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний свойств пластичных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний художественных и эстетических свойств объема, основных закономерностей выполнения объемных композиций;
умений видеть и передавать форму в условиях пространственно-воздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыков последовательного ведения объемных предметов;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Скульптура» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 45 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
· практический;
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по скульптуре должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
II. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 года общая трудоемкость учебного предмета «Скульптура» составляет 528 часов (в том числе, 264 аудиторных часов, 264 часов самостоятельной работы).
Зачеты проводятся со второго по пятый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
| Всего часов | |||||||||
Классы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Аудиторные занятия (в часах) | 66 | 66 | 66 | 33 | 33 | 264 | |||||
Самостоятельная работа (домашнее практическое задание, в часах) | 66 | 66 | 66 | 33 | 33 | 264 | |||||
Вид промежуточной аттестации ( по полугодиям) |
| зачет |
| зачет |
| зачет |
| зачет |
| зачет |
|
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 132 | 132 | 132 | 66 | 66 | 528 | |||||
III. Учебно-тематический план.
Содержание разделов и тем. Годовые требования.
Первый год обучения.
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1. | Вводная беседа. Упражнения. | урок | 4 | 2 | 2 |
2. | Лепка сказочного персонажа. | урок | 12 | 6 | 6 |
3. | Натюрморт из 2-3 предметов симметричной формы. Рельеф. | Урок | 16 | 8 | 8 |
4. | Набросок фигуры человека | урок | 12 | 6 | 6 |
5. | Новогодняя композиция .Панно. | урок | 16 | 8 | 8 |
6. | Лепка чучела птицы с натуры . | урок | 16 | 8 | 8 |
7. | Декоративная композиция из пластика. | урок | 16 | 8 | 8 |
8. | Сюжет из сказочной композиции. Рельеф. | урок | 16 | 8 | 8 |
9. | Композиция с животным | урок | 20 | 10 | 10 |
10. |
|
| 4 | 2 | 2 |
Всего часов |
| 132 | 66 | 66 | |
Второй год обучения
|
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
| ||||
11. | Вводная беседа. Упражнения. | урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
12. | Лепка предметов простой формы | урок | 12 | 6 | 6 |
| ||||
13. | Натюрморт. Рельеф. | Урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
14. | Набросок фигуры человека | урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
15. | Новогодняя композиция. | урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
16. | Лепка животного по памяти | урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
17. | Декоративная композиция «рыба», «птица». | урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
18. | Композиция на тему басен Крылова. | урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
19. | Композиция на тему «Искусство» (балет, цирк, театр) | урок | 16 | 8 | 8 |
| ||||
20. |
|
| 4 | 2 | 2 |
| ||||
Всего часов |
| 132 | 66 | 66 |
| |||||
Третий год обучения.
|
| |||||||||
|
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | |||||
|
|
|
|
|
| |||||
1. | Вводная беседа. Лепка тематического натюрморта. | урок | 20 | 10 | 10 | |||||
2. | Выполнение набросков растений. | урок | 4 | 2 | 2 | |||||
3. | Составление орнамента. Рельеф. | урок |
20 |
10 |
10 | |||||
4. | Лепка чучела птицы. | урок | 20 | 10 | 10 | |||||
5. | Гипсовая розетка с натуры. | урок | 20 | 10 | 10 | |||||
6. | Декоративная композиция. | урок | 18 | 8 | 8 | |||||
7. | Наброски фигуры человека. | урок | 4 | 2 | 2 | |||||
8. | «Искусство», «Спорт», «Труд» (фигура в движении) | урок
| 24
| 12
| 12
| |||||
9. | Обобщение учебного материала |
| 4 | 2 | 2 | |||||
Всего часов |
| 132 | 66 | 66 | ||||||
Четвертый год обучения
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
|
|
|
|
|
|
1. | Вводная беседа. Наброски животных. | урок | 2 | 1 | 1 |
2. | Анималистическая композиция. | урок | 14 | 7 | 7 |
3. | Наброски образов фигуры человека. | урок | 2 | 1 | 1 |
4. | Человек –образ (рельеф) | урок | 14 | 7 | 7 |
5. | Выполнение эскиза декоративного аксессуара. | урок | 4 | 2 | 2 |
6. | Декоративная композиция. | урок | 14 | 7 | 7 |
7. | Человек- профессия. | урок | 14 | 7 | 7 |
8. |
|
| 2 | 1 | 1 |
9. | Всего часов |
| 66 | 33 | 33 |
Пятый год обучения.
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1. | Вводная беседа. | урок | 2 | 1 | 1 |
2. | Натюрморт. Рельеф из 2-3 предметов. | урок | 14 | 7 | 7 |
3. | Лепка сказочного персонажа. | урок | 16 | 8 | 8 |
4. | Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни –диалог людей. | урок | 32 | 16 | 16 |
5. |
|
| 2 | 1 | 1 |
Всего часов |
| 66 | 33 | 33 |
Первый год обучения
Тема: Вводная беседа. Упражнения.
Оборудование и материалы. Виды скульптуры. Порядок работы в скульптурной мастерской.
Тема: Лепка сказочного персонажа.
Выполнение объемной композиции, с использованием каркаса. Поиск и передача форм, образа и характера персонажа.
Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: разработка эскиза задуманного персонажа в различных ракурсах.
Тема: Натюрморт из 2-3 предметов.
Симметрия ассиметрия. Рельеф.
Понятие симметрия, ассиметрия. Виды рельефа. Разработка эскиза. Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: разработка эскиза натюрморта из 2-3 предметов в рельефе.
Тема: Набросок фигуры человека.
Знакомство с пропорциями фигуры человека по схеме (взрослого человека., подростка, младенца)., развитие наблюдательности и зрительной памяти. Верно передать пропорциональное соотношение фигуры человека. Материал: пластилин, стеки
Самостоятельная работа: выполнение набросков фигуры человека в различных позах и ракурсах.
Тема: Новогодняя композиция. Панно.
Знакомство с материалом пластика, эскизирование. Развитие навыков по основным принципам изображения в рельефе. Передача образа, характера настроения. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение аналогичного задания в объеме.
Тема: Лепка чучела птицы с натуры.
Выполнение набросков с натуры. Развитие наблюдательности и способности передавать характер натуры, ее пропорции. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок по памяти и представлению животных, птиц.
Тема: Декоративная композиция.
Знакомство с декором интерьера (статуэтки, декоративная посуда и т.д.). Эскизирование, лепка, роспись оформление помещения, понятие стилизации, ритма, пластики, приобретение навыков работы с пластиком. Материал: пластика, стеки. Самостоятельная работа: выполнение анималистической декоративной композиции.
Тема: Сюжет из сказочной композиции. Рельеф.
Создание динамической композиции, включающая 1-2 фигуры сказочного персонажа русско-народных сказок. Развитие фантазии, воображения, передача взаимодействия изображаемых фигур, способность передавать характер образа, умение найти интересный образ, позу, движение. Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: прочитать сказки, разработать эскизы персонажей.
Тема: Композиция с животным.
Итоговая работа. Объемная творческая композиция, включающая в себя не только фигуру животного, но и атрибут (лающая собака на привязи около будки, ласкающаяся кошка около хозяина и т. д.). Сюжет, взятый из жизни (увиденный на улице, дома). Передача настроения, характера, пропорций фигуры. Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: выполнение эскизов и зарисовок животных в различных ракурсах, позах, настроениях.
Второй год обучения.
Тема: Вводная беседа о скульптуре.
Оборудование и материалы. Виды скульптуры. Порядок работы в скульптурной мастерской. Упражнения.
Тема. Лепка предметов простой формы (овощей, фруктов, грибов).
Познакомить с понятием объема предметов, о пропорциях и характере формы предметов. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растений.
Тема. Лепка из 2-3-х предметов быта. Рельеф.
Развитие навыков по основным принципам изображения предметов в рельефе. Виды рельефов. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение натюрморта в рельефе.
Тема. Набросок фигуры человека с натуры.
Знакомство с пропорциями фигуры человека. Материал: пластилин, стеки
Самостоятельная работа: выполнение набросков фигуры человека в различных позах и ракурсах.
Тема. Композиция на Новогоднюю тему.
Выполнение декоративной тарелочки. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Материал: соленое тесто, стеки, ткань, скалка.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов на новогоднюю тему
Тема. «Мое любимое животное» по памяти и наблюдению.
Развитие наблюдательности и зрительной памяти, передача характерных особенностей животных. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение набросков животных .
Тема. Декоративная композиция «птица», «рыба».
Декоративная переработка природных форм, развития наблюдательности, фантазии, образного мышления. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение декоративных разработок птиц и рыб, анализ форм.
Тема. Композиция на тему басен И. А. Крылова.
Создание несложной композиции зверей, людей, уловить образ и настроение.
Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: прочитать произведения Крылова И.А., разработать эскизы персонажей.
Тема. Композиция на тему: «Искусство».
Создание художественного образа (балет, цирк, художник, музыка и т.п.). Эскизирование. Выполнение объемной композиции.
Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов на заданные темы.
Третий год обучения
Тема: Этюд тематического натюрморта
(например, кувшин, круглый хлеб, помидор и др.).
Построение разнообразных по форме и величине предметов на плоскости. Передача характера, пропорции предмета с учетом их масштабных соотношений. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: лепка предметов простой формы.
Тема. Наброски растений с натуры
Ветка рябины, цветок, ромашки, лист клена, дуба. Изучение растений с натуры. Материал: ¼ формата, карандаш.
Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок и эскизов растений, поиск пластичных форм, интересных сочетаний.
Тема. Составление орнамента.
Понятия стилизации, ритма, пластики. Материал: пластилин, стеки. Орнаментальный рельеф с использованием заранее приготовленными эскизами. Соотношение характеров природных пластических форм. Передача настроения, характера. Материал: пластилин, стеки, плинт.
Самостоятельная работа: выполнение орнамента из геометрических форм.
Тема. Лепка чучела птицы.
Изучение пропорций, формы. Развитие глазомера, чувства объема. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: объемная композиция птицы по представлению.
Тема. Гипсовая розетка с натуры.
Практическое изучение построения архитектурных деталей в материале. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: рельеф животного.
Тема. Новогодняя композиция.
Декоративная лепка из пластики, разработка эскиза, тема связана с новогодней тематикой. Знакомство с приемами лепки, с возможностями материала.
Самостоятельная работа: разработка эскиза, тема связана с новым годом.
Тема. Кратковременные наброски человека с натуры.
Изучение фигуры человека, движения. Материал: формат ¼, карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов набросков фигуры человека.
Тема. «Искусство», «Труд», «Спорт», «Диалог людей»- рельеф.
Создание динамической композиции, включающей 1-2 фигуры человека. Приобретение навыков в изображении человека в движении. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: объемная композиция фигуры человека, поиск образа.
Четвертый год обучения
Тема: Наброски с фигуры домашнего животного в движении.
Пропорции, движения. Материал: формат ¼, карандаш.
Самостоятельная работа: Наброски с фигуры домашнего животного в движении, различных ракурсов, поиск образа.
Тема. Анималистическая композиция: «Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака», «Забавный медвежонок», «Испуганная кошка», «Трусливый заяц».
Создание анималистических композиций с передачей эмоционального состояния животного. Умение передать эмоциональный настрой животного. Интерпретация образов, навеянных иллюстрациями и скульптурными работами художников- анималистов (Г. Горлова, В. Ватагина и др.). Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение животного по представлению.
Тема. Кратковременные наброски с фигуры человека (в одежде).
Изучение пропорций и анатомического строения человека. Формат А -4,карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов фигуры человека.
Тема. «Человек и образ».
Эскизирование. Создание композиции с передачей эмоционального состояния человека.
Самостоятельная работа: выполнение объемной фигуры человека.
Тема. Декоративная композиция.
Разработка эскиза для декоративной работы (рамка, бижутерия, статуэтки анималистические).
Самостоятельная работа: разработка эскиза для декоративной работы (рамка, бижутерия, статуэтки анималистические).
Тема. Человек-профессия .
Передача пропорций, настроения, поиск образа, характера.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов на тему «Человек профессия».
Пятый год обучения
Тема. Вводная беседа по скульптуре.
Тема: Вводная беседа о скульптуре.
Оборудование и материалы. Виды скульптуры. Порядок работы в скульптурной мастерской. Упражнения.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза натюрморта из 2-3 предметов сложной формы.
Тема. Натюрморт. Рельеф из 2-3 предметов.
Самостоятельная работа: выполнение рельефа натюрморта из предметов простой формы.
Тема. Лепка сказочного персонажа.
Объемная композиция из пластика, поиск образа, передача характера, настроения.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза, каркаса.
Тема. Создание композиции на тему наблюдаемую в жизни – диалог людей.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза на тему, объемная фигура животного, поиск образа, передача настроения, характера, пропорции.
Годовые требования
За годы обучения скульптуре задания даются на построение простых форм, с использованием всех методов лепки. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Скульптура»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
В первый год обучения предполагается ознакомление с основными приемами лепки, понятиями о построении основных предметов в пространстве, грамотного поэтапного подхода к работе над скульптурой. Приобретение первоначальных навыков в изображении предметов, растений и животных с натуры и по представлению. Понятие о пластической и композиционной связи фигур и предметов.
Во второй год обучения предполагается закрепление навыков грамотного подхода к работе, полученных в первом классе, а так же дальнейшее развитие и совершенствование мастерства учащихся на основе усложнения заданий как натурных так и композиционных.
В третий год обучения предполагается повышение требований к работам учащихся. Большое внимание уделяется подготовительной работе над композициями, а именно, использование документального материала, набросков с натуры, эскизов, собственных наблюдений.
В четвертый год обучения предполагается более глубокое изучение натуры, а именно, знакомство с анатомическим строением деталей фигуры человека (стопа, кисть, руки, череп), передачи связи фигуры с одеждой. Особое внимание уделяется умению выразить идею в композиции, передачу художественного образа.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Скульптура» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств пластичных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств пластичных материалов, основных закономерностей, создания объемных композиций и рельефа;
- умение видеть и передавать объемные композиции в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения объемной работы.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
· зачёт – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании второго полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к промежуточной аттестации (зачёту)
Зачёт рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над объемной скульптурой, связанный с ситуацией происходящей в жизни.
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- разработать эскиз;
- грамотно выполнить фигуры людей, с соблюдением пропорций;
-передать характер и настроение фигур;
- правильно установить предметы на плинт;
- умело использовать приемы работы с пластичным материалом и инструментами;
- добиться цельности в изображении композиции.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
2 («неудовлетворительно») - при невыполнении пяти-шести пунктов критериев.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на лепке с натуры и по представлению. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Работа, как правило, выполняется пластичными материалами. Техника исполнения и размер работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, наглядным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
VII. Список рекомендуемой литературы
Список рекомендуемой методической литературы
1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74
3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998
7. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004
8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20
14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-29
16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250
22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с. 3-15
2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975
5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979
9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47
10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skulptura_na_5_let.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Программа по учебному плану
В.01. СКУЛЬПТУРА
Когалым 2013
Рассмотрена Методическим советом МБОУ «Школа искусств» ____________________________ | Утверждаю Директор МБОУ «Школа искусств» г.Когалым ____________________Н.В. Велижанин «______»_____________________2013г. |
Составители:
преподаватели ОИИ
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка 4
II. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации 8
III. Учебно–тематический план и
Содержание учебного предмета. Годовые требования 9
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся 17
V. Формы и методы контроля, система оценок 18
VI. Методическое обеспечение учебного процесса 19
VII. Список рекомендуемой литературы 20
- Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Скульптура» составляют объемно-пространственные композиции, строящиеся из простых геометрических фигур и рельефа, фигуры человека.
Программа «Скульптура» тесно связана с программой по рисунку. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку обязательны требования к силуэтному решению формы предметов, а в программе «Скульптура» ставятся задачи по выявлению объемных форм, умение правильного построения предметов, грамотного владения материалом и инструментами.
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Скульптура» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет.
При реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1, 2, 3 классах – два часа, в 4,5 классе – один час; самостоятельная работа в 1, 2, 3 классах – два часа, в 4, 5 классах – один час.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Скульптура» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению объемных работ, в том числе:
формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция», знаний свойств пластичных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний свойств пластичных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний художественных и эстетических свойств объема, основных закономерностей выполнения объемных композиций;
умений видеть и передавать форму в условиях пространственно-воздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыков последовательного ведения объемных предметов;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Скульптура» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 45 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по скульптуре должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 года общая трудоемкость учебного предмета «Скульптура» составляет 528 часов (в том числе, 264 аудиторных часов, 264 часов самостоятельной работы).
Зачеты проводятся со второго по пятый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||
Классы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Аудиторные занятия (в часах) | 66 | 66 | 66 | 33 | 33 | 264 | |||||
Самостоятельная работа (домашнее практическое задание, в часах) | 66 | 66 | 66 | 33 | 33 | 264 | |||||
Вид промежуточной аттестации ( по полугодиям) | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | ||||||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 132 | 132 | 132 | 66 | 66 | 528 |
- Учебно-тематический план.
Содержание разделов и тем. Годовые требования.
Первый год обучения.
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Вводная беседа. Упражнения. | урок | 4 | 2 | 2 | |
Лепка сказочного персонажа. | урок | 12 | 6 | 6 | |
Натюрморт из 2-3 предметов симметричной формы. Рельеф. | Урок | 16 | 8 | 8 | |
Набросок фигуры человека | урок | 12 | 6 | 6 | |
Новогодняя композиция .Панно. | урок | 16 | 8 | 8 | |
Лепка чучела птицы с натуры . | урок | 16 | 8 | 8 | |
Декоративная композиция из пластика. | урок | 16 | 8 | 8 | |
Сюжет из сказочной композиции. Рельеф. | урок | 16 | 8 | 8 | |
Композиция с животным | урок | 20 | 10 | 10 | |
4 | 2 | 2 | |||
Всего часов | 132 | 66 | 66 | ||
Второй год обучения |
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | |||||
Вводная беседа. Упражнения. | урок | 4 | 2 | 2 | ||||||
Лепка предметов простой формы | урок | 12 | 6 | 6 | ||||||
Натюрморт. Рельеф. | Урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
Набросок фигуры человека | урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
Новогодняя композиция. | урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
Лепка животного по памяти | урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
Декоративная композиция «рыба», «птица». | урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
Композиция на тему басен Крылова. | урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
Композиция на тему «Искусство» (балет, цирк, театр) | урок | 16 | 8 | 8 | ||||||
4 | 2 | 2 | ||||||||
Всего часов | 132 | 66 | 66 | |||||||
Третий год обучения. | ||||||||||
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание | ||||||
Вводная беседа. Лепка тематического натюрморта. | урок | 20 | 10 | 10 | ||||||
Выполнение набросков растений. | урок | 4 | 2 | 2 | ||||||
Составление орнамента. Рельеф. | урок | 20 | 10 | 10 | ||||||
Лепка чучела птицы. | урок | 20 | 10 | 10 | ||||||
Гипсовая розетка с натуры. | урок | 20 | 10 | 10 | ||||||
Декоративная композиция. | урок | 18 | 8 | 8 | ||||||
Наброски фигуры человека. | урок | 4 | 2 | 2 | ||||||
«Искусство», «Спорт», «Труд» (фигура в движении) | урок | 24 | 12 | 12 | ||||||
Обобщение учебного материала | 4 | 2 | 2 | |||||||
Всего часов | 132 | 66 | 66 |
Четвертый год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Вводная беседа. Наброски животных. | урок | 2 | 1 | 1 | |
Анималистическая композиция. | урок | 14 | 7 | 7 | |
Наброски образов фигуры человека. | урок | 2 | 1 | 1 | |
Человек –образ (рельеф) | урок | 14 | 7 | 7 | |
Выполнение эскиза декоративного аксессуара. | урок | 4 | 2 | 2 | |
Декоративная композиция. | урок | 14 | 7 | 7 | |
Человек- профессия. | урок | 14 | 7 | 7 | |
2 | 1 | 1 | |||
Всего часов | 66 | 33 | 33 |
Пятый год обучения.
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
Вводная беседа. | урок | 2 | 1 | 1 | |
Натюрморт. Рельеф из 2-3 предметов. | урок | 14 | 7 | 7 | |
Лепка сказочного персонажа. | урок | 16 | 8 | 8 | |
Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни –диалог людей. | урок | 32 | 16 | 16 | |
2 | 1 | 1 | |||
Всего часов | 66 | 33 | 33 |
Первый год обучения
Тема: Вводная беседа. Упражнения.
Оборудование и материалы. Виды скульптуры. Порядок работы в скульптурной мастерской.
Тема: Лепка сказочного персонажа.
Выполнение объемной композиции, с использованием каркаса. Поиск и передача форм, образа и характера персонажа.
Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: разработка эскиза задуманного персонажа в различных ракурсах.
Тема: Натюрморт из 2-3 предметов.
Симметрия ассиметрия. Рельеф.
Понятие симметрия, ассиметрия. Виды рельефа. Разработка эскиза. Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: разработка эскиза натюрморта из 2-3 предметов в рельефе.
Тема: Набросок фигуры человека.
Знакомство с пропорциями фигуры человека по схеме (взрослого человека., подростка, младенца)., развитие наблюдательности и зрительной памяти. Верно передать пропорциональное соотношение фигуры человека. Материал: пластилин, стеки
Самостоятельная работа: выполнение набросков фигуры человека в различных позах и ракурсах.
Тема: Новогодняя композиция. Панно.
Знакомство с материалом пластика, эскизирование. Развитие навыков по основным принципам изображения в рельефе. Передача образа, характера настроения. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение аналогичного задания в объеме.
Тема: Лепка чучела птицы с натуры.
Выполнение набросков с натуры. Развитие наблюдательности и способности передавать характер натуры, ее пропорции. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок по памяти и представлению животных, птиц.
Тема: Декоративная композиция.
Знакомство с декором интерьера (статуэтки, декоративная посуда и т.д.). Эскизирование, лепка, роспись оформление помещения, понятие стилизации, ритма, пластики, приобретение навыков работы с пластиком. Материал: пластика, стеки. Самостоятельная работа: выполнение анималистической декоративной композиции.
Тема: Сюжет из сказочной композиции. Рельеф.
Создание динамической композиции, включающая 1-2 фигуры сказочного персонажа русско-народных сказок. Развитие фантазии, воображения, передача взаимодействия изображаемых фигур, способность передавать характер образа, умение найти интересный образ, позу, движение. Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: прочитать сказки, разработать эскизы персонажей.
Тема: Композиция с животным.
Итоговая работа. Объемная творческая композиция, включающая в себя не только фигуру животного, но и атрибут (лающая собака на привязи около будки, ласкающаяся кошка около хозяина и т. д.). Сюжет, взятый из жизни (увиденный на улице, дома). Передача настроения, характера, пропорций фигуры. Материал: пластилин, стеки. Самостоятельная работа: выполнение эскизов и зарисовок животных в различных ракурсах, позах, настроениях.
Второй год обучения.
Тема: Вводная беседа о скульптуре.
Оборудование и материалы. Виды скульптуры. Порядок работы в скульптурной мастерской. Упражнения.
Тема. Лепка предметов простой формы (овощей, фруктов, грибов).
Познакомить с понятием объема предметов, о пропорциях и характере формы предметов. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растений.
Тема. Лепка из 2-3-х предметов быта. Рельеф.
Развитие навыков по основным принципам изображения предметов в рельефе. Виды рельефов. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение натюрморта в рельефе.
Тема. Набросок фигуры человека с натуры.
Знакомство с пропорциями фигуры человека. Материал: пластилин, стеки
Самостоятельная работа: выполнение набросков фигуры человека в различных позах и ракурсах.
Тема. Композиция на Новогоднюю тему.
Выполнение декоративной тарелочки. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Материал: соленое тесто, стеки, ткань, скалка.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов на новогоднюю тему
Тема. «Мое любимое животное» по памяти и наблюдению.
Развитие наблюдательности и зрительной памяти, передача характерных особенностей животных. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение набросков животных .
Тема. Декоративная композиция «птица», «рыба».
Декоративная переработка природных форм, развития наблюдательности, фантазии, образного мышления. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение декоративных разработок птиц и рыб, анализ форм.
Тема. Композиция на тему басен И. А. Крылова.
Создание несложной композиции зверей, людей, уловить образ и настроение.
Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: прочитать произведения Крылова И.А., разработать эскизы персонажей.
Тема. Композиция на тему: «Искусство».
Создание художественного образа (балет, цирк, художник, музыка и т.п.). Эскизирование. Выполнение объемной композиции.
Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов на заданные темы.
Третий год обучения
Тема: Этюд тематического натюрморта
(например, кувшин, круглый хлеб, помидор и др.).
Построение разнообразных по форме и величине предметов на плоскости. Передача характера, пропорции предмета с учетом их масштабных соотношений. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: лепка предметов простой формы.
Тема. Наброски растений с натуры
Ветка рябины, цветок, ромашки, лист клена, дуба. Изучение растений с натуры. Материал: ¼ формата, карандаш.
Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок и эскизов растений, поиск пластичных форм, интересных сочетаний.
Тема. Составление орнамента.
Понятия стилизации, ритма, пластики. Материал: пластилин, стеки. Орнаментальный рельеф с использованием заранее приготовленными эскизами. Соотношение характеров природных пластических форм. Передача настроения, характера. Материал: пластилин, стеки, плинт.
Самостоятельная работа: выполнение орнамента из геометрических форм.
Тема. Лепка чучела птицы.
Изучение пропорций, формы. Развитие глазомера, чувства объема. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: объемная композиция птицы по представлению.
Тема. Гипсовая розетка с натуры.
Практическое изучение построения архитектурных деталей в материале. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: рельеф животного.
Тема. Новогодняя композиция.
Декоративная лепка из пластики, разработка эскиза, тема связана с новогодней тематикой. Знакомство с приемами лепки, с возможностями материала.
Самостоятельная работа: разработка эскиза, тема связана с новым годом.
Тема. Кратковременные наброски человека с натуры.
Изучение фигуры человека, движения. Материал: формат ¼, карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов набросков фигуры человека.
Тема. «Искусство», «Труд», «Спорт», «Диалог людей»- рельеф.
Создание динамической композиции, включающей 1-2 фигуры человека. Приобретение навыков в изображении человека в движении. Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: объемная композиция фигуры человека, поиск образа.
Четвертый год обучения
Тема: Наброски с фигуры домашнего животного в движении.
Пропорции, движения. Материал: формат ¼, карандаш.
Самостоятельная работа: Наброски с фигуры домашнего животного в движении, различных ракурсов, поиск образа.
Тема. Анималистическая композиция: «Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака», «Забавный медвежонок», «Испуганная кошка», «Трусливый заяц».
Создание анималистических композиций с передачей эмоционального состояния животного. Умение передать эмоциональный настрой животного. Интерпретация образов, навеянных иллюстрациями и скульптурными работами художников- анималистов (Г. Горлова, В. Ватагина и др.). Материал: пластилин, стеки.
Самостоятельная работа: выполнение животного по представлению.
Тема. Кратковременные наброски с фигуры человека (в одежде).
Изучение пропорций и анатомического строения человека. Формат А -4,карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов фигуры человека.
Тема. «Человек и образ».
Эскизирование. Создание композиции с передачей эмоционального состояния человека.
Самостоятельная работа: выполнение объемной фигуры человека.
Тема. Декоративная композиция.
Разработка эскиза для декоративной работы (рамка, бижутерия, статуэтки анималистические).
Самостоятельная работа: разработка эскиза для декоративной работы (рамка, бижутерия, статуэтки анималистические).
Тема. Человек-профессия .
Передача пропорций, настроения, поиск образа, характера.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов на тему «Человек профессия».
Пятый год обучения
Тема. Вводная беседа по скульптуре.
Тема: Вводная беседа о скульптуре.
Оборудование и материалы. Виды скульптуры. Порядок работы в скульптурной мастерской. Упражнения.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза натюрморта из 2-3 предметов сложной формы.
Тема. Натюрморт. Рельеф из 2-3 предметов.
Самостоятельная работа: выполнение рельефа натюрморта из предметов простой формы.
Тема. Лепка сказочного персонажа.
Объемная композиция из пластика, поиск образа, передача характера, настроения.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза, каркаса.
Тема. Создание композиции на тему наблюдаемую в жизни – диалог людей.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза на тему, объемная фигура животного, поиск образа, передача настроения, характера, пропорции.
Годовые требования
За годы обучения скульптуре задания даются на построение простых форм, с использованием всех методов лепки. Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Скульптура»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
В первый год обучения предполагается ознакомление с основными приемами лепки, понятиями о построении основных предметов в пространстве, грамотного поэтапного подхода к работе над скульптурой. Приобретение первоначальных навыков в изображении предметов, растений и животных с натуры и по представлению. Понятие о пластической и композиционной связи фигур и предметов.
Во второй год обучения предполагается закрепление навыков грамотного подхода к работе, полученных в первом классе, а так же дальнейшее развитие и совершенствование мастерства учащихся на основе усложнения заданий как натурных так и композиционных.
В третий год обучения предполагается повышение требований к работам учащихся. Большое внимание уделяется подготовительной работе над композициями, а именно, использование документального материала, набросков с натуры, эскизов, собственных наблюдений.
В четвертый год обучения предполагается более глубокое изучение натуры, а именно, знакомство с анатомическим строением деталей фигуры человека (стопа, кисть, руки, череп), передачи связи фигуры с одеждой. Особое внимание уделяется умению выразить идею в композиции, передачу художественного образа.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Скульптура» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств пластичных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств пластичных материалов, основных закономерностей, создания объемных композиций и рельефа;
- умение видеть и передавать объемные композиции в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения объемной работы.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
- зачёт – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании второго полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к промежуточной аттестации (зачёту)
Зачёт рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над объемной скульптурой, связанный с ситуацией происходящей в жизни.
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- разработать эскиз;
- грамотно выполнить фигуры людей, с соблюдением пропорций;
-передать характер и настроение фигур;
- правильно установить предметы на плинт;
- умело использовать приемы работы с пластичным материалом и инструментами;
- добиться цельности в изображении композиции.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
2 («неудовлетворительно») - при невыполнении пяти-шести пунктов критериев.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на лепке с натуры и по представлению. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Работа, как правило, выполняется пластичными материалами. Техника исполнения и размер работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, наглядным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
VII. Список рекомендуемой литературы
Список рекомендуемой методической литературы
- Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74
- Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
- Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
- Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998
- Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004
- Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
- Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
- Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20
- Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-29
- Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
- Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
- Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.
- Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250
- Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
- Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56
Список рекомендуемой учебной литературы
- Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с. 3-15
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
- Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
- Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975
- Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
- Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
- Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979
- Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47
- Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "музыка и скульптура"
Связь музыки и скульптуры, как с одним из видов искусства...
Контрольные работы по МХК . Основы предмета. Скульптура
Данная серия работ поможет б ыстро проверить знание стилей и видов....
урок по предмету "Скульптура"
В нашей школе обучение предмету скульптура уделяется 4 года. За время обучения учащийся через систему последовательно усложняющихся заданий, основанных на работе с натуры, должен получить следую...
Программа по учебному предмету "Скульптура" на 3 года
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "Скульптура" 3 года....
Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "СКУЛЬПТУРА" (на 4 года).
Курс «скульптура» является одним из важнейших разделов учебного процесса в ДШИ на отделе изобразительного искусства, подготавливает ребенка к восприятию явлений мира через пластику движени...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Методика ведения предмета "Скульптура"
Презентация методики ведения предмета скульптура школы-интерната, городской школы искусств. 2012 год- Темы- Типы уроков- Общеметодические принципы- Методы и технологии...