Образовательная программа детского объединения "Свой стиль"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа рассчитана на пять лет обучения и предназначена для изучения изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа детского объединения "Свой стиль" | 798.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
В. И. Сухомлинский.
Детское объединение «Свой стиль» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - пятилетней.
Программа разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Искусство и художественный труд» и типовых программ по изобразительному искусству В.С. Кузина; Н.В. Гросул «Студия изобразительного творчества». Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Кроме того, образовательная программа охватывает широкий спектр декоративно-прикладного творчества и является симбиозом изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Целью дополнительной образовательной программы детского объединения «Свой стиль» является:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
- Познакомить воспитанников с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.
- Воспитывать патриотические чувства (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.
- Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.
Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются:
- научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;
- системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
- гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
- принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- разнообразие и приоритет практической деятельности;
- поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;
- принцип модульного построения содержания программы;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
- принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.
Дополнительная образовательная программа объединения «Свой стиль» затрагивает четыре главных раздела:
- «Язык изобразительного искусства».
- «Изобразительное искусство и мир природы».
- «Изображение человека и предметного мира».
- «Декоративно-прикладное искусство».
Программа подготовительной группы: воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Программа первого года обучения: воспитанники знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.
Программа второго года обучения: воспитанники усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
Программа третьего года обучения: воспитанники продолжают углублять эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.
Программа четвертого года обучения: воспитанники закрепляют эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же приобретают навыки самостоятельности в исследовательской и проектной деятельности.
Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Свой стиль» направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.
Срок реализации 5 лет
Этапы реализации программы:
Подготовительный – 4-5 лет (1 раз в неделю по 2 уч.ч. – 72 часа)
1г.о. 6 – 8 лет(2 раза в неделю по 2 уч.ч. – 144 часа) по Выготскому – переход от дошкольного возраста в младший школьный
2 г.о. – 9-11 лет(3 раза в неделю по 2 уч.часа – 216 часов)- младший школьный возраст
3г.о. – 12-14 лет(3 раза в неделю по 2 уч.часа – 216 часов) – средний школьный возраст
4 г.о. – 15-17 лет(3 раза в неделю по 2 уч.часа – 216 часов) – старший школьный возраст.
Дети этих возрастных групп объединены общими психологическими особенностями, что позволяет оптимизировать преподаваемый материал. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно подготовительного и первого года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам
Результативность:
Воспитанники подготовительной группы:
Должны научиться:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Воспитанники первого года обучения:
Должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, художник, линия,
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Воспитанники второго - третьего годов обучения:
Должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- понимать значение терминов: композиция, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, пастелью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- проявлять творчество в создании работ.
Воспитанники четвертого года обучения:
Должны знать:
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам, тестов;
- конкурсов;
- выставок детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На подготовительном, первом и втором году обучения, предполагающем репродуктивный уровень организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне ЦДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах.
На третьем и четвертом году обучения, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности, защита творческих проектов.
Теоретическая модель выпускника
В процессе реализации данной программы у ребенка формируются следующие стороны.
Эмоционально – волевая сторона:
- способность видеть красоту мира и стремление самому творить прекрасное;
- чувство радости от художественного восприятия и собственной творческой деятельности;
- эстетический вкус;
- воображение, образное мышление, фантазия, наблюдательность;
- оригинальность, индивидуальность, неповторимость.
Познавательная сторона:
- расширенное понятие об искусстве и его жанрах;
- приобщение к истокам русской культуры и русским национальным традициям;
- интерес к культуре и искусству стран мира;
- приобщение к поэзии, прозе, и музыке.
Действенно – практическая сторона:
- умение работать с цветом, тоном, линией, пространством;
- умение создать художественный образ и воссоздать его на плоскости или в пространстве;
- умение использовать основные правила цветоведения (3 основных цвета, теплые, холодные и контрастные цвета, их оттенки), а так - же ритм, цвет, композицию, как средства художественной выразительности,
- умение делать наброски, эскизы;
- умение работать разными художественными материалами: гуашь, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки - при создании живописных и графических работ;
Психологические качества:
- эмоциональная восприимчивость, интеллектуальность;
- инициативность, самостоятельность, внимание, усидчивость.
Личностные качества:
- наличие мотивации в достижении успеха;
- наличие социальной мотивации (чувство долга, ответственность);
- уверенность в себе, в свои силы, чувство полноценности;
Подготовительная группа. Подготовительный этап:4-5 лет.
Любая тема по искусству в дошкольном возрасте должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности в форме игры. Занятия краткосрочные, т.к. детям этого возраста очень важно быстро видеть результат своего труда.
Разделы программы:
№ | тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | ▲ Живопись | 22 |
3 | ◄ Графика | 20 |
4 | ▌ Уроки фантазии | 26 |
5 | Итоговое занятие | 2 |
Итого | 72 |
Календарно-тематический план и содержание занятий подготовительной группы д/о «Свой стиль»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | «Знакомство с изостудией» Беседа о правилах поведения в кабинете изостудии и ЦДТ. Инструктаж по технике безопасности, проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. | 2 |
2 | «Определение и воспроизведение цвета» Знакомство с названием цветов и оттенков. С помощью осенних листьев выполняется композиция «Осенний букет» | 2 |
3 | «Теплые и холодные цвета и оттенки» Выполнение тематической композиции «Пустыня» используя для этого теплую и холодную гамму цветов и оттенков акварели | 2 |
4 | «Тучи и облака» Выполнение декоративной композиции, соединяя технику «пузырьковое выдувание» и «ватное папье-маше». | 2 |
5 | «Мы импрессионисты» Картина-пейзаж. Рисуем пейзаж в технике «Аля-прима». Знакомство с репродукциями художников-импрессионистов. Бумага, акварель, гуашь, кисть | 2 |
6 | «Натюрморт» Картина-натюрморт. Выполнение натюрморта с фруктами яркими флуоресцентными красками. Бумага А3, флуоресцентная темпера, большая кисть | 2 |
7 | «Закат на море» Работа выполняется в теневой технике гуашью Рисуем морской пейзаж. Знакомство с творчеством Айвазовского и др. маринистов . Гуашь, кисти, бумага, карандаш | 2 |
8 | «Портрет мамы» Знакомство с искусством портретной живописи. Гуашь, бумага, кисти | 2 |
9 | «Зимний пейзаж» Рисование белой гуашью на тонированном картоне. Копирование образцов Тонированный картон | 2 |
10 | «Ночной город» Рисование на темной бархатной бумаге ночного города. Бархатная бумага, флуоресцентные краски, кисти | 2 |
11 | ◄ «Азбука рисования» Знакомство с линией. Карандаш т, м, бумага, ластик | 2 |
12 | «Жираф» Геометрия формы. Формообразование. Метод поэтапного рисования. Наглядный показ. Бумага, карандаш, краски, восковые мелки | 2 |
13 | «Динозаврик» Продолжаем изучение метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. Завершение композиции при помощи декорирования рисунка скрепками. Бумага, карандаш, краски, разноцветные скрепки, клей, карандаши | 2 |
14 | «Веселый дружок» Продолжаем изучение метода поэтапного рисования сложных форм, с помощью применения простейших геометрических фигур. Бумага, карандаш, краски, фломастеры, клей, мелкие опилки | 2 |
15 | «Волшебный лес» Знакомство с понятиями «Линейная перспектива», «Пейзаж», «Отрывная аппликация». Построение рисунка пейзажа. Размер и расположение рисунка на листе бумаги. Компоновка пейзажа. Линия горизонта. Подложка. Выполнение кроны деревьев в технике отрывной аппликации. Бумага, карандаш, краски, клей, цветная бумага | 2 |
16 | «Веселые дельфины» Поэтапное рисование. Повторение правил перспективы. Свойства восковых мелков, возможности соединения в композиции восковых мелков и краски. Бумага, карандаш, краски, восковые мелки. | 2 |
17 | «Мамочка» Знакомство с особенностями изображения портрета. Пропорции. Особенности изображения человека в анфас. Выполнение портрета «по памяти и представлению» Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши (по выбору учащихся), клей, цветная бумага | 2 |
18 | «Натюрморт» Особенности жанра. Отличие от других жанров изобразительного искусства. Композиционное построение натюрморта на бумаге. Расположение перекрывающих друг друга предметов, путем частичного перекрытия. Бумага, карандаш, краски, восковые мелки, карандаши | 2 |
19 | «Наскальная живопись» Изображение животных в тиле наскальной живописи. Знакомство учащихся с культурой Хакасии, Обучение методу трафаретной росписи. Знакомство учащихся с творчеством А. Ултургашева – хранителя традиций хакасской наскальной росписи. Бумага, карандаш, краски, восковые мелки | 4 |
20 | «Чудеса монотипии» «Отражение в воде». Знакомство с техникой «Монотипия». Изучение приемов выполнения работ в этой технике. Выполнение осеннего пейзажа. Гуашь, акварель, кисть, бумага, | 2 |
21 | «Пузырьковая живопись» «Рыбки». Знакомство учащихся с техникой «Пузырьковое выдувание» Выполнение композиции «Рыбки» с использованием в качестве подложки фона, выполненного в новой технике. | 2 |
22 | «Солнышко в ладошке» Основы бумагопластики. Вырезание и наклеивание. Фантазийный сбор букета по самостоятельно изготовленному шаблону. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, заготовки горшочков | 2 |
23 | «Берегиня» Тестопластика. Основные приемы работы с соленым тестом. Обереги и их значение в народном искусстве. Выполнение стилизованного оберега. Соленое тесто | 4 |
24 | «Рукавичка» Бумагопластика. Изучение приема «сминание». Использование данного приема для украшения изделия. Выполнение новогоднего украшения «Рукавичка». Цветной картон, гофрированная бумага, пайетки, тесьма, клей, ножницы | 2 |
25 | «Волшебные снежинки» Особенности праздничного украшения интерьера. Выполнение альтернативных снежинок из бросового материала. Декор новогодних украшений. Бросовый материал, акриловые краски, клей, ножницы, пайетки, тесьма | 2 |
26 | «Сердечные поздравления» Бумагопластика. Создание декоративного букета с помощью полуобъемной аппликации . Заготовки флакончиков для основы букета. Бумага белая, красная, розовая, проволока, белые шерстяные нитки, клей, ножницы. | 2 |
27 | «Красавец Кактус» Выполнение объемной игрушки для украшения интерьера с применением техники «Квиллинг» Пластилин, пластиковые стаканчики, гофрированная зеленая бумага, карандаш, цветная бумага. Облатки от таблеток, белый и черный картон | 4 |
28 | «Пузырьковая галактика» Знакомство с техникой «Граттаж»; Выполнение композиции соединением методов «Пузырьковое выдувание» и «Граттаж» Стаканчики с мыльным раствором, трубочки для выдувания, основа для граттажа, острые палочки, клей, ножницы | 4 |
39 | «Одуванчики» Учить детей любоваться красотой цветов. Познакомить с цветами наших лесов. Альбом, краски, кисть, стаканчик для воды, палитра. Рисунки, репродукции с изображением цветов. Репродукция с картины А. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы | 2 |
30 | «Волшебное тесто» Выполнение полуобъемного панно в технике «тестопластика» для украшения интерьера. Соленое тесто. Акриловые красители, кисточки | 4 |
31 | «Путешествие в страну Вообразилию» Итоговая аттестация воспитанников Реквизит, согласно сценария | 2 |
Первый год обучения. Ознакомительный этап: 6 – 7 лет.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Радужный мир | 140 |
2. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали | 4 |
Итого: | 144 |
Тематическая разработка занятий с детьми 6 – 8 лет
(Первый год обучения – ознакомительный этап)
1. Радужный мир
Теоретическая часть.
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Календарно-тематический план и содержание занятий первого года обучения д/о «Свой стиль»
№ занятия | Тема | Количество часов | месяц |
1 | «Волшебная страна рисовалия». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 2 | сентябрь |
2 | «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. «Чудо-дерево»(акварель, морская соль) | 2 | |
3 | «Что могут краски?» Изобразительные свойства гуаши. «Небеса». Рисование кистью и пальцами. Особенности рисования неба. | 2 | |
4 | Теплая палитра цветов. «Солнечный замок» | 2 | |
5 | Холодная палитра цветов. «Где живет снежная королева?» | 2 | |
6 | «Ежик». Поэтапное рисование. Работа над фоном.Тычковое рисование иголок. | 2 | |
7 | «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 2 | |
8 | «Солнышко в ладошках» - Изготовление объемной открытки к Дню учителя. Основы работы с бумагой. Вырезание сложных деталей. | ||
9 | «Отражение в воде». Знакомство с техникой «монотипия». Тренировочные упражнения. Выполнение осеннего пейзажа | 2 | октябрь |
10 | «Толстый-толстый рыжий кот». Поэтапное построение. Работа с восковыми мелками. Особенности. Выполнение фона акварелью | 2 | |
11 | « Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно , линия, точка. Рисование+аппликация. Работа с фоном. | 2 | |
12 | «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 2 | |
13 | Художница-осень. Выполнение композиции с использованием листьев – штампов, для передачи структуры дерева, растения | 2 | |
14 | «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | 2 | |
15 | «Мой верный друг» - анималистика. Поэтапное построение. Сходство этапов работы над рисунками различных животных | 2 | |
16 | «Плывёт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения через иллюстрации. | 2 | |
17 | «Лунная ночь». Пейзаж в живописи. Особенности рисования пейзажа с помощью гуашевых красок. Создание полноценной композиции с использованием трех цветов. | 2 | ноябрь |
18 | «Улитка». Стилизация. Основы работы пером и тушью. Орнамент. | 2 | |
19 | «Вкусные рисунки». Натюрморт в живописи. Рисование предметов с натуры. Выполнение натюрморта из двух предметов. Перекрытие. Работа с цветом. Свет и тень. | 2 | |
20 | 2 | ||
21 | «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | 2 | |
22 | «За все тебя благодарю». Изготовление поздравительных открыток к Дню Матери. Скрапбукинг – начальные основы. Работа с простейшим скетчем. Изготовление цветов из бумаги.
| 2 | |
23 | 2 | ||
24 | «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. | 2 | |
25 | «Морозные узоры». Рисование свечой. Создание композиции при помощи воска, морской соли и акварели | 2 | декабрь |
26 | «Царство снежинок». Отрабатывание приема складывания и вырезания снежинки – пятиугольной, шестиугольной. Снежинки киригами. | 2 | |
27 | «Елочка-красавица» - прием выполнения рисунка гуашью без предварительного наброска карандашом. Смешивание цветов | 2 | |
28 | «Украшаем елку сами» - выполнение елочных игрушек из бросового материала. Знакомство воспитанников с техникой «Декупаж». | 2 | |
29 | 2 | ||
30 | «Заснеженная сказка». Выполнение зимнего пейзажа. Передача двух планов в рисунке. | 2 | |
31 | «Символ года». Декоративно-прикладное творчество. Выполнение игрушки-талисмана из бросового материала. | 2 | |
32 | 2 | ||
33 | «Ледяная красавица». Портрет в живописи. Пропорции человеческого лица. Знакомство с техникой рисования «гризайль»
| 2 | январь |
34 | 2 | ||
35 | «К нам в гости прилетел снегирь». Поэтапное рисование. Аппликация из мятой бумаги. | 2 | |
36 | «Ангел». Декоративно-прикладное творчество. Выполнение фигурки ангела из бросового материала. Рождественские сказки | 2 | |
37 | «Город». Рисование-фантазия. Конструирование городского пейзажа на основе ломанной линии. Тушь. Перо. | 2 | |
38 | «Зайку бросила хозяйка». Иллюстрации. Художник-иллюстратор. Передача в рисунке характера литературного произведения. | 2 | |
39 | «Котовасия». Соленое тесто. Рельеф. Штампование. Роспись. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев | 2 | |
40 | 2 | ||
41 | 2 | февраль | |
42 | «Мой любимый медвежонок». Поэтапное рисование. Открытка-валентинка | 2 | |
43 | «Подводное царство». Поэтапное рисование. Восковые мелки. Акварель. Смешение красок. Выполнение фона «по-сырому» | 2 | |
44 | «Путешествие с жирафом». Поэтапное рисование. Восковые мелки. Акварель. | 2 | |
45 | «Белый ветер. Белый снег». Передача движения в композиции. Линия. Штрих. | 2 | |
46 | Открытка в технике «оригами». Поздравление с 23 февраля. | 2 | |
47 | «Натюрморт в графике» Построение натюрморта из двух бытовых предметов + драпировка. Штрих – средство передачи тона и фактуры. | 2 | |
48 | 2 | ||
49 | «Весеннее поздравление». Скрапбукинг. Открытка. Цветы из бумаги. Работа по скетчу. | 2 | март |
50 | 2 | ||
51 | «Мимоза». Работа с фоном. Смешение красок. Процарапывание. Тычковое рисование ватными палочками. Передача структуры цветка при помощи трех цветов | 2 | |
51 | «Подснежники». Акварель и гуашь. Фон – акварель «по-сырому». | 2 | |
53 | «Ветка сакуры». Нетрадиционное рисование. Подложка. Фон. Выдувание. Рисование мятой бумагой | 2 | |
54 | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка | 2 | |
55 | «Крокусы». Монотипия. Рисование гуашью по готовой подложке. | 2 | |
56 | «Еще в полях белеет снег». Весенний пейзаж. Акварель. Техника ала-прима. | 2 | |
57 | «Ангел». Поэтапное рисование. Передача фигуры человека в движении. | 2 | апрель |
58 | «Чужие миры». Изображение космоса методом штамповки губкой. Набрызг. «Пузырьковое выдувание». Аппликация | 2 | |
59 | 2 | ||
60 | «Одуванчики». Восковые мелки. Акварель. | 2 | |
61 | «Ласточка». Поэтапное рисование гуашью на тонированной бумаге. | 2 | |
62 | «Закат». Акварель. Теплая цветовая гамма. Силуэтное рисование. | 2 | |
63 | «Чудо-дерево». Топиарий из бумажных салфеток. Понятие «топиарий». Топиарий в интерьере. | 2 | |
64 | 2 | ||
65 | «Салют победы». Граттаж. Процарапывание. | 2 | май |
66 | 2 | ||
67 | «В царстве фантазии» - творческое задание. | 2 | |
68 | «Мечты о лете». Декоративно-прикладное творчество. Изготовление магнита из бросового материала. Цветы из ткани. | 2 | |
69 | 2 | ||
70 | «Васильковая даль». Пейзаж. | 2 | |
71 | 2 | ||
72 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год, награждение. Игровая программа «Краски» | 2 |
Второй год обучения. Развивающий этап: 9-11лет
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Основы художественной грамоты. | 102 |
2. | Графика. | 104 |
3. | Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия. | 10 |
Итого: | 216 |
Тематическая разработка занятий с детьми 9-11лет
(Второй год обучения)
- Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
- Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план и содержание занятий второго года обучения д/о «Свой стиль»
№ | Тема | Количество часов | месяц |
1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | 2 | сентябрь |
2 | «Как живут деревья» Линия – основа рисунка. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 2 | |
3 | Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. | 2 | |
4 | 2 | ||
5 | 2 | ||
6 | Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. | 2 | |
7 | Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. | 2 | |
8 | «Стихия – вода». Холодные цвета. Декоративная композиция. Акварель «По-сырому» +монотипия | 2 | |
9 | «Стихия – огонь». Теплые цвета». Декоративная композиция. Акварель по-сырому. Монотипия. | 2 | |
10 | «Художница – осень». Пейзаж. Гуашь. Передача не менее двух планов в рисунке. | 2 | |
11 | 2 | ||
12 | «От всей души». Открытка к Дню учителя. Скрапбукинг. Работа со скетчем из предложенных материалов | 2 | |
13 | 2 | октябрь | |
14 | «Королева Осень». Рисование человека в движении. Пропорции. Передача движения в композиции. Теплая цветовая гамма. Декор рисунка тканью, природным материалом | 2 | |
15 | 2 | ||
16 | 2 | ||
17 | «Рисующий свет». Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. Рисование натюрморта – кувшин. | 2 | |
18 | 2 | ||
19 | «Замок». Конструирование с помощью простейших геометрических фигур. | 2 | |
20 | «Кошка». Поэтапное рисование. Передача характера животного с помощью цвета | 2 | |
21 | «А тучи, как люди…». Пейзаж. Особенности рисования неба в пейзаже. Приемы рисования туч и облаков методом «прокрутки». | 2 | |
22 | «Последний лист». Поэтапное рисование. Нетрадиционные техники окраски: губка, бумага, ткань | 2 | |
23 | «Сказочница Осень» - декоративно-прикладное творчество. Природный материал. Составление композиций. | 2 | |
24 | 2 | ||
25 | «Щедрый дар». Натюрморт из овощей и фруктов + драпировка | 2 | ноябрь |
26 | 2 | ||
27 | «Сельский пейзаж». Перспектива. Передача не менее тех планов.. Карандаш. Гуашь. | 2 | |
28 | 2 | ||
29 | «Родные глаза». Портрет мамы. Пропорции. Передача характера, индивидуальности. Паспарту | 2 | |
30 | 2 | ||
31 | 2 | ||
32 | «От всей души». Изготовление открытки к Дню Матери. Скрапбукинг. Квиллинг. | 2 | |
33 | 2 | ||
34 | «Четвероногие фантазии». Анималистика. Акварель по-сырому. Сюжетная композиция. | 2 | |
35 | «Кляксографика». Уроки фантазии. Упражнения парно-групповые и индивидуальные. | 2 | |
36 | «Что снится деревьям». Пейзаж в графике. Иллюстрации. Изображение деревьев. Передача характера линией, штрихом. | 2 | |
37 | «Танец снежинок». Изготовление декоративных снежинок из бумаги и бросового материала. Оформление кабинета. | 2 | декабрь |
38 | 2 | ||
39 | 2 | ||
40 | «Альтернативная елка». Елка на основе конуса из бросового материала, ткани. Елка-топиарий. Украшение для новогоднего стола. | 2 | |
41 | 2 | ||
42 | 2 | ||
43 | «В заснеженной сказке». Зимний пейзаж с использованием теплых цветов. Закат в зимнем лесу. Многоплановость. Набрызг. Тычкование. | 2 | |
44 | «Добрые волшебники зимы». Изображение деда Мороза и Снегурочки. Рисование человека. Пропорции. Передача движения. | 2 | |
45 | 2 | ||
46 | «Символ года». Декоративно-прикладное творчество. Изготовление поделки- талисмана из бросового и подручного материала. | 2 | |
47 | 2 | ||
48 | 2 | ||
49 | «Родные просторы». Творчество Хакасских художников. Особенности пейзажа Хакасии. Менгиры. Выполнение пейзажа по замыслу и представлению. Передача многоплановости в пейзаже. Воздушная и линейная перспектива. | 2 | январь |
50 | 2 | ||
51 | 2 | ||
52 | 2 | ||
53 | «Рождественская сказка». Декоративно-прикладное творчество. Создание рождественской инсталляции. Коллективная работа | 2 | |
54 | 2 | ||
55 | 2 | ||
56 | «Святочные образы в иллюстративной графике». Ангел. Передача пропорций. Цветовое решение | 2 | |
57 | «Зимняя феерия». Фантастический пейзаж. Работа губкой. Набрызг. Тычкование. Гуашь | 2 | |
58 | «Нарисую я меня». Автопортрет. Творчество художников. Передача пропорций, характера, индивидуальности. | 2 | |
59 | 2 | ||
60 | «Мечты о море». Морской пейзаж. Особенности передачи волн. Два плана в пейзаже. | 2 | |
61 | «Замок Снежной королевы». Геометрический орнамент. Гризайль | 2 | февраль |
62 | «От сердца к сердцу». Декоративно-прикладное творчество. История праздника. Открытки-валентинки. Символика праздника. Изготовление подарочного сувенира из бросового материала. «Кофейный магнит» | 2 | |
63 | 2 | ||
64 | 2 | ||
65 | «Сердечные пожелания». Открытка-трансформер. Бумагопластика. Аппликация. | 2 | |
66 | «Пять минут и ты – художник». Монотипия. | 2 | |
67 | «Виват! Защитники!». Скрапбукинг. Открытка. | 2 | |
68 | 2 | ||
69 | «Оттепель». Пейзаж. Акварель по-сырому. Рисование по памяти и представлению | 2 | |
70 | 2 | ||
71 | «Гравюра на картоне». Издательская техника. Печать. | 2 | |
72 | 2 | ||
73 | «Женское счастье». Открытка сложной формы. Скрапбукинг. Бумага, ткань, кружево. Цветы из ткани | 2 | март |
74 | 2 | ||
75 | 2 | ||
76 | «Чаёк». Натюрморт из трех бытовых предметов + 2 драпировки. Пропорции. Свет и тень. Цвет. Фактура. Натюрморт в изобразительном искусстве. Знакомство с творчеством неизвестного художника. | 2 | |
77 | 2 | ||
78 | 2 | ||
79 | «Королева цветов – роза». Поэтапное рисование розы. Особенности работы с цветом. | 2 | |
80 | «Красивая рыбка». Орнамент. Графика. Перо, тушь. | 2 | |
81 | «Лунная ночь». Граттаж с цветовой подложкой. | 2 | |
82 | «Стрекоза».Фон без отмывания кисти. Статичная или динамичная композиция. | 2 | |
83 | « Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. | 2 | |
84 | «Веселый ручеек» Гуашь. Лессировка. Перспектива – воздушная и линейная. | 2 | |
85 | «Пасхальные фантазии». Растительный, геометрический орнамент. Изготовление открытки по эскизу | 2 | апрель |
86 | 2 | ||
87 | «Весеннее настроение». Абстракция. Цветовые пятна. Передача настроения. Эмоциональное значение белой краски. | 2 | |
88 | «Космические фантазии». Масляная монотипия. Аппликация. Тушь. Перо. | 2 | |
89 | «Моменты». Декоративно-прикладное творчество. Фоторамка. Декупаж. Яичное кракле. | 2 | |
90 | 2 | ||
91 | 2 | ||
92 | «Сказка рядом». Сказочные персонажи. Рисование человека или животного в движении. Составление сюжетно-тематической композиции. | 2 | |
93 | 2 | ||
94 | 2 | ||
95 | «Забавные истории». Воскографика. Рисование восковыми мелками на наждачной бумаге. Простежка готового рисунка. Оформление. | 2 | |
96 | 2 | ||
97 | «Спасибо деду за победу». Сюжетно-тематическая композиция. Работа по замыслу и представлению. Участие в конкурсе рисунка | 2 | май |
98 | 2 | ||
99 | 2 | ||
100 | «Как обычно - все клубнично». Декоративно-прикладное творчество. Создание мобиля. | 2 | |
101 | 2 | ||
102 | «Что нам стоит мир построить – нарисуем – будем жить!» Творческое задание. | 2 | |
103 | «Дитя солнца». Рисование подсолнуха. Гуашь. Построение. Прорисовка. Фон | 2 | |
104 | 2 | ||
105 | «Маковая феерия». Пейзаж. Интуитивное рисование. Гуашь. Отработка мазка. | 2 | |
106 | «Море волнуется – раз». Пейзаж. Шторм. Передача настроения с помощью цвета. Гуашь | 2 | |
107 | «Весеннее деревце» - рисование на пленере с натуры | 2 | |
108 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Награждение. Игра – тест «Спасем принцессу Акварельку» | 2 |
Третий год обучения. Развивающий этап: 12-14 лет
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Разделы программы.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Основы художественной грамоты. | 90 |
2. | Графика. | 74 |
3. | Декоративно-прикладное творчество | 52 |
Итого: | 216 |
Тематическая разработка занятий с детьми 12-14 лет
(Третий год обучения)
1.Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
2.Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план и содержание занятий третьего года обучения д/о «Свой стиль»
№ | Тема | Количество часов | месяц |
1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | 2 | сентябрь |
2 | «Органайзер». Рабочее место художника. Инструменты и материалы. Создание рабочего органайзера из бросового материала. | 2 | |
3 | 2 | ||
4 | 2 | ||
5 | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | 2 | |
6 | 2 | ||
7 | «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | 2 | |
8 | «Осенний букет». Натюрморт. Построение, компоновка. Передача тона, цвета, объема. | 2 | |
9 | 2 | ||
10 | 2 | ||
11 | «Астра-королева осени». Поэтапное рисование. Мазки точечные 2-3 цвета, без смешивания и промывки кистей. | 2 | |
12 | «Паутинка». Граттаж с цветовой подложкой | 2 | |
13 | 2 | октябрь | |
14 | «Любимому учителю». Скрапбукинг. Открытка сложной формы. Использование ткани, тесьмы, пуговиц. Работа со скетчами. Техника работы с фигурными ножницами и дыроколами. Изготовление декоративных элементов, цветов из бумаги для украшения открыток. | 2 | |
15 | 2 | ||
16 | «Ходят кони над рекою». Поэтапное рисование лошади. Художественный материал по выбору воспитанников | 2 | |
17 | «Осенняя памятка». Выполнение коллажа в технике «терра» с применением природного материала. | 2 | |
18 | 2 | ||
19 | «Кошка на крыше». Поэтапное рисование | 2 | |
20 | «Золотая степь». Пейзажи Хакасии. Продолжение знакомства с творчеством художников Хакасии. | 2 | |
21 | 2 | ||
22 | «Настроение». Человек. Пропорции. Рисование человека в движении. Передача настроения, через позу. Художественный материал по выбору воспитанников | 2 | |
23 | 2 | ||
24 | 2 | ||
25 | «Человек». Зарисовки частей головы. Особенности передачи объема. Творчество художников-портретистов. | 2 | ноябрь |
26 | 2 | ||
27 | «Человек». Зарисовки частей рук. Пропорции. Особенности передачи объема. | 2 | |
28 | 2 | ||
29 | «Любовью матери красивы». Подготовка к выставке рисунков, посвященной Дню Матери. Работа по замыслу. | 2 | |
30 | 2 | ||
31 | 2 | ||
32 | «Человек». Портрет в фас. Пропорции. Передача объема | 2 | |
33 | 2 | ||
34 | «Человек». Портрет в профиль. Пропорции. Передача объема | 2 | |
35 | 2 | ||
36 | «Человек». Портрет в три четверти. Пропорции. Передача объема | 2 | |
37 | 2 | декабрь | |
38 | «Первый снег». Пейзаж по памяти и представлению. Набрызг. Лессировка. Цветовая растяжка от светлого к темному. Работа на фоновой подложке. | 2 | |
39 | 2 | ||
40 | «Праздник к нам приходит». Особенности праздничного интерьера. Изготовление новогодних атрибутов для украшения интерьера дома: гирлянды, подсвечники, венок. Атрибуты для украшения праздничного стола. | 2 | |
41 | 2 | ||
42 | 2 | ||
43 | 2 | ||
44 | 2 | ||
45 | 2 | ||
46 | «Символ года». Декоративно-прикладное творчество. Изготовление поделки- талисмана из бросового и подручного материала. | 2 | |
47 | 2 | ||
48 | 2 | ||
49 | «Зимующие птицы». Сюжетная композиция. Строение, формообразование птиц. Гуашь. | 2 | январь |
50 | 2 | ||
51 | «Хакасская тайга». Фауна Хакасии. Уголь. Штриховка, растушевка. Передача характера животного. | 2 | |
52 | 2 | ||
53 | «Волшебная бумага». Техника «папье-маше». Изготовление бумажной массы. Каркасы. Технология выполнения работы. Эскизирование. Выполнение изделия в технике «Папье-маше» согласно замыслу. | 2 | |
54 | 2 | ||
55 | 2 | ||
56 | 2 | ||
57 | «Полет во сне и наяву». Урок-фантазия. Рисование по представлению. Взгляд на пейзаж сверху вниз. | 2 | |
58 | «Ночь». Зимний пейзаж по представлению. Передача света и тени, создание образа ясной морозной зимней ночи. | 2 | |
59 | 2 | ||
60 | «Разноцветный примитив». Воскографика. Создание композиции на основе рисунков – примитивов с передачей характера при помощи цвета. | 2 | |
61 | 2 | февраль | |
62 | «Любимая игрушка». Чердачные игрушки. Технология создания эскизов готовых изделий и выкроек по ним. Чердачный кот с пришивными элементами: создание эскиза, разработка выкройки, пошив, декор, создание целостного образа. | 2 | |
63 | 2 | ||
64 | 2 | ||
65 | 2 | ||
66 | 2 | ||
67 | Кардмейкинг. Принципы самостоятельного составления скетчей и надписей для открыток. Самостоятельная разработка скетчей для открыток к 23 февраля. Изготовление открыток по своим скетчам. | 2 | |
68 | 2 | ||
69 | 2 | ||
70 | 2 | ||
71 | «Геометрия в рисунке». Натюрморт из простейших геометрических фигур. | 2 | |
72 | 2 | ||
73 | Декоративные элементы для скрапбукинга и кардмейкинга своими руками. Цветы из акварельной бумаги: маки. Создание открытки к 8 марта | 2 | март |
74 | 2 | ||
75 | 2 | ||
76 | «Краски земли Хакасской». Узоры хакасов. Традиционные и современные. Значение. Цветовая гамма. Творчество мастеров Хакасии. Орнамент в круге. Мандала. | 2 | |
77 | 2 | ||
78 | 2 | ||
79 | «Сказка – весна». Фантазийный образ. Человек. Передача движения. Пропорции. Рисование по представлению. Пастельные цвета. | 2 | |
80 | «Соленые фантазии». Рельеф. Полуобъемное панно. Сухая кисть. Создание композиции из соленого теста по замыслу воспитанников. | 2 | |
81 | 2 | ||
82 | 2 | ||
83 | «Яблоневый цвет». Рисование ветки цветущей яблони. Репродукции художников. Рисование по памяти и представлению. Передача характера | 2 | |
84 | 2 | ||
85 | «Город, которого нет». Воскография, монотипия, гравюра – по выбору воспитанников. Фантазийный город будущего. Перспектива – линейная. | 2 | апрель |
86 | 2 | ||
87 | «Моя вселенная». Урок – фантазия. Художественный материал, техника исполнения по выбору воспитанников. | 2 | |
88 | «Пасхальные истории». Орнамент. Эскиз открытки. | 2 | |
89 | «Улитка». Папье-маше на каркасе. Роспись акриловыми красками. | 2 | |
90 | 2 | ||
91 | 2 | ||
92 | «Старина глубокая». Натюрморт. 2-3 старинных предмета быта + 2 драпировки. Гуашь. Построение. Пропорции. Светотень. Передача объема и фактуры предметов. Передача плоскостей в рисунке. | 2 | |
93 | 2 | ||
94 | 2 | ||
95 | «Помечтаем о лете». Пейзаж. 3 плана. Воздушная и линейная перспектива. Цветовая гамма. | 2 | |
96 | 2 | ||
97 | «Пусть всегда будет солнце». Сюжетно-тематическая композиция к Дню Победы. Подготовка участников конкурса рисунков. | 2 | май |
98 | 2 | ||
99 | 2 | ||
100 | «Соленые фантазии». Смешение техник в одном изделии. Тестопластика в интерьере. Панно из соленого теста на свободную тему (с использованием техники «декупаж»). | 2 | |
101 | 2 | ||
102 | 2 | ||
103 | 2 | ||
104 | 2 | ||
105 | «Сирень». Рисование букета сирени с натуры. | 2 | |
106 | 2 | ||
107 | 2 | ||
108 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Награждение. Игра-тренинг «Художник отдыха не знает» | 2 |
Четвёртый года обучения. Исследовательский этап: 15-17 лет.
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Разделы программы.
№ | Раздел программы | Предметы | Часы |
1. | Основы изобразительной грамоты |
| 100 |
2. | Декоративно – прикладное искусство |
| 114 |
3. | Выставки, экскурсии | 2 | |
Итого: | 216 |
- Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
- объединение по однородным признакам;
- соблюдение закона ограничения;
- основа живой и статичной композиции;
- группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
- подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план и содержание занятий четвертого года обучения д/о «Свой стиль»
№ | Тема | Количество часов | месяц |
1 | Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Фломастеры. | 2 | сентябрь |
2 | «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. | 2 | |
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. | 2 | |
4 | 2 | ||
5 | « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | 2 | |
6 | 2 | ||
7 | 2 | ||
8 | «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. | 2 | |
9 | 2 | ||
10 | «Осенний натюрморт». Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | 2 | |
11 | 2 | ||
12 | Изготовление открыток ко Дню учителя по самостоятельно разработанным скетчам. | 2 | |
13 | 2 | октябрь | |
14 | «Тревожный закат». Пейзаж. Передача эмоционального состояния при помощи композиции и цвета. | 2 | |
15 | 2 | ||
16 | 2 | ||
17 | «Воспоминания о лете». Экомагнит. Флористика. Создание элемента декора интерьера из бросового и природного материала. | 2 | |
18 | 2 | ||
19 | «Танец осени». Изображение человека в движении. Создание композиции. Художественные материалы – по выбору воспитанников. | 2 | |
20 | 2 | ||
21 | 2 | ||
22 | «Эти забавные животные». Стилизация. | 2 | |
23 | «Уж небо осенью дышало». Осенний пейзаж. Поэтический образ в живописи. Передача состояния погоды при помощи цвета и композиции. | 2 | |
24 | 2 | ||
25 | «Небо в искусстве». Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | 2 | ноябрь |
26 | 2 | ||
27 | «Мама». Портрет в графике. Карандаш. Рисование по фотографии. | 2 | |
28 | 2 | ||
29 | 2 | ||
30 | 2 | ||
31 | Технология изготовления паспарту. | 2 | |
32 | Подарок маме – скрапстраница в стиле «Шебби-шик». Технология работы со скетчами для скрапстраниц | 2 | |
33 | 2 | ||
34 | 2 | ||
35 | Творческий проект «Упаковка». Особенности написания творческого проекта. Структура. Выполнение. | 2 | |
36 | 2 | ||
37 | «Снежный вальс». Художественное вырезание. Гирлянды. Особенности праздничного оформления. Украшение кабинета, комнаты к празднику. | 2 | декабрь |
38 | 2 | ||
39 | 2 | ||
40 | «Альтернативная елка». Елка на основе конуса. Елка-колпачок. Ткань, тесьма, бусины и полубусины. Создание элемента декора комнаты. | 2 | |
41 | 2 | ||
42 | 2 | ||
43 | «Подсвечник». Декоративно-прикладное творчество. Создание подсвечника для плавающей свечи. | 2 | |
44 | 2 | ||
45 | 2 | ||
46 | «Символ года». Декоративно-прикладное творчество. Изготовление поделки- талисмана из бросового и подручного материала. | 2 | |
47 | 2 | ||
48 | 2 | ||
49 | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | 2 | январь |
50 | 2 | ||
51 | 2 | ||
52 | 2 | ||
53 | «Лунный кот». Папье-маше на каркасе. Эскизирование, разработка деталей каркаса. Изготовление массы папьемаше. Декор изделия. | 2 | |
54 | 2 | ||
55 | 2 | ||
56 | «Розетка». Натюрморт. Построение. Передача объема, формы, фактуры. | 2 | |
57 | 2 | ||
58 | 2 | ||
59 | 2 | ||
60 | «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Образ зимы в живописи и в поэзии. Произведения выдающихся мастеров живописи 17-20 веков. Ограниченная цветовая гамма. Гуашь. | 2 | |
61 | 2 | февраль | |
62 | «Кто сказал: Мяу?» Чердачная игрушка – валентинка. Эскизирование. Создание выкройки. Пошив, состаривание, декор игрушки. | 2 | |
63 | 2 | ||
64 | 2 | ||
65 | Горячая Африка». Особенности живописи, изображения. Цветовая гамма. Создание композиции. | 2 | |
66 | 2 | ||
67 | «Жаркий танец». Образ человека в искусстве. Передача движения. Гуашь – ограниченная палитра. http://umc.ucoz.com/IZO/Posobie.po.Nemensk.pdf | 2 | |
68 | 2 | ||
69 | Стиль «Стимпанк»: краткая характеристика, основные особенности и элементы. Панно в стиле «Стимпанк»: подбор и расположение элементов. http://rusalla.ru/post281056208/ | 2 | |
70 | 2 | ||
71 | 2 | ||
72 | 2 | ||
73 | «От всего сердца». Чердачная игрушка – подвеска «Сердечко». Эскизирование. Создание выкройки. Пошив, состаривание, декор игрушки. Декупаж на ткани. | 2 | март |
74 | 2 | ||
75 | 2 | ||
76 | «В цветах любви весна-царевна | 2 | |
77 | 2 | ||
78 | 2 | ||
79 | «Нежные краски Японии». Особенности живописи японских мастеров. Цветовая гамма. Традиции и современность. Создание композиции. | 2 | |
80 | 2 | ||
81 | «Линия, как средство выражения». Рисование с натуры ветки. Тушь, перо. | 2 | |
82 | «Черо-белые сны». Выполнение творческой композиции пером и тушью по замыслу воспитанников. Художники – графики, художники-иллюстраторы. | 2 | |
83 | 2 | ||
84 | 2 | ||
85 | «Брусничный край – Хакасия моя». Пейзаж. | 2 | апрель |
86 | 2 | ||
87 | «Цветочные напевы». Батик. Роспись по контуру. | 2 | |
88 | 2 | ||
89 | «Восточные сказки». Особенности живописи. Цветовая гамма. Орнамент. Создание композиции. | 2 | |
90 | 2 | ||
91 | 2 | ||
92 | «Мини-блокнот». Скрапбукинг. | 2 | |
93 | «Голубь мира». Бумагопластика. Проведение акции миру-мир. http://stranamasterov.ru/node/769218?tid=451 | 2 | |
94 | «Алые маки». Акварель. Роспись по-сырому. http://www.youtube.com/watch?v=PgjhmJESxSk | 2 | |
95 | «Шрифты». Особенности. Разновидности. Создание своего шрифта. Коллективная работа «Свой стиль» - изготовление вывески для выставки к творческому отчету. | 2 | |
96 | 2 | ||
97 | «Россия белоствольная». Особенности живописи. Цветовая гамма. Традиции и современность. Создание композиции. | 2 | май |
98 | 2 | ||
99 | 2 | ||
100 | «Краски весны». Натюрморт. Букет растений, цветов в сосуде + бытовой предмет+2 драпировки. | 2 | |
101 | 2 | ||
102 | 2 | ||
103 | Творческий проект «Дизайн объект в интерьере». Повторение этапов работы над проектом. Самостоятельная работа воспитанников. | 2 | |
104 | 2 | ||
105 | 2 | ||
106 | 2 | ||
107 | 2 | ||
108 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Награждение. Творческая игра «Язык красок» | 2 |
Учебно – методические средства обучения
- Художественные произведения мировой культуры: Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки); Схемы и рисунки орнаментов; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А. Саврасова, И. Айвазовского, В. Сурикова, набор открыток «Хохлома», «Гжель», «Жостово» и т.д.
- Работы воспитанников прошлых лет
- Музыкальные произведения: «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
- Поэтические литературные произведения: Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева, Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
- Таблицы: «Пропорции человеческого лица», «Человек», «Светотень», «Линия, виды линий», «Рисование пятном»
- Таблицы : «Цветоведение»
- Презентации «Времена года в произведениях художников», «Основы цветоведения», «Сказка о деревьях», «Животные», «Все имеет свое строение», «Звери в лесу», «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет» и др.
- Собрание ребусов, загадок, тестов по ИЗО, филворд «Виды ИЗО», филворд «Жанры ИЗО»
- Кроме того:
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Муляжи для рисования (2 набора)
- Коллекция бабочек для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические (1 набор)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Инструменты и материалы:
Инструменты | Материалы |
|
|
Сайты:
http://deti-online.com/risovanie/
http://www.lookmi.ru/uroki.html
http://www.drawschool.ru/stati
http://vpozitiv.com/wppage/novyj-god/
http://za-me4toj.ru/dream/Intuitivnoe_risovanie.html
http://arttrainer.ru/intuitive-drawing/
http://chudoderevo.com/index.php?option=com_content&view=article&id=10&Itemid=112
http://www.bibliotekar.ru/isk/19.htm
http://www.razumniki.ru/uroki_risovaniya.html
Список литературы для педагога:
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
- Изобразительное искусство. Начальная школа (программно- методические материалы). Издательский дом «Дрофа», Москва 2001 год.
- Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. «Просвещение» 1985 год.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Копышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей). LINKA – PRESS, 1997 год.
- Копышева Н. М. Чудесная мастерская. LINKA – PRESS, 1997 год.
- Костерик Н. П. Учебное пособие. М. «Просвещение» 1980 год.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой. Москва 2001 год.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. «Просвещение» 1984 год
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Список литературы для детей:
- Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 1999 год.
- Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
- Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2002 год.
- Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
- Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
- Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
- Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
- Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
- Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 66 с.
- Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
- Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
- Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
- Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
- Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.
- Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.
- Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова» 1994 год.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
- Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.
МБОУ ДОД Бейский ЦДТ Пайкова Татьяна Иннокентьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"
Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ «С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ«С ПЕСНЕЙ - В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ»Соответствует 1-2 ступеням образовательной программыМОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчеств...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»
Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества» Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...