План - конспект занятия "Оригами - искусство бумажной пластики. Кусудама".
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Артамонова Нина Андреевна

Разработка занятия "Оригами - искусство бумажной пластики. Кусудама" знакомит  с культурой и традициями Японии, с практическим применением оригами в древних традициях японцев. Ученики научатся создавать художественно - декоративные проекты предметной среды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План – конспект занятия кружка «Декоративно – прикладное искусство»

учитель изобразительного искусства  МОУ Петропавловская  СОШ
Артамонова Нина Андреевна

Тема: Оригами – искусство бумажной пластики. Кусудама.

Цели и задачи:

  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
  • Освоение знаний о культуре и традициях Японии.
  • Формирование устойчивого интереса к искусству Японии, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
  • Овладение умениями и навыками конструирования из бумаги в объеме.
  • Уметь использовать в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
  • Уметь владеть навыками формообразования.
  • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды.
  • Владеть практическими навыками  выразительного использования фактуры, формы, объема.

Тип: занятие - сообщение, занятие -  практика, коллективная форма работы.

Оборудование: ИКТ – слайды с изображением кусудамы, презентация «Искусство бумажной пластики», раздаточный материал со схемами кусудамы, цветная бумага, ножницы, клей, сушеные лекарственные травы

Словарь:

 сакура – японская вишня; икебана – искусство составления композиции из цветов, веток деревьев; кусудама – бумажный цветочный шар в переводе с японского означает «лечебная трава»; оригами – «ори» - бумага, «ками» - складывать; санбо – бумажная коробочка.

Структура занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы: «Оригами – искусство бумажной пластики. Кусудама»

III. Вводная беседа  по теме с использованием презентации.

/Слайд/. Звучит музыка Японии. Как вы поняли по звучащей музыке,  мы сегодня будем говорить  о традициях страны восходящего солнца, которая называется?  Да, Япония. Традиции японцев тесно связаны с природой: /слайд/ сад камней, где посетитель, переходя взглядом с камня на камень, мысленно уходит от суеты и дел, весной отмечают самый любимый праздник весны и молодости - /слайд/ цветение сакуры, то есть вишни. Сакура считается символом Японии. Все идут любоваться красотой, которой одарила природа /слайд/. А в традиции составлять /слайд/  икебана мастер никогда не срежет охапку цветов, чтобы выбросить через день. Скорее всего, он воспользуется одним единственным цветком. Еще есть одна традиция у японцев: складывать бумажные фигурки - /слайд/ оригами.

Как только в интернете не пишут слово оригами: "аригами", "оригамми", "арегами" и даже "орегами". Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори - "бумага" и ками - "складывание".

 Как вы знаете из истории, бумага - одно из самых великих изобретений человечества - родилась на Востоке, и именно там, на рубеже тысячелетий, появились первые бумажные фигурки. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи./

В далеком прошлом оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Начиная с конца XVI века, оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев.

В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX века, спустя века после своего рождения. За свою многовековую историю оригами прошло путь от храмовых обрядов до искусства, которое дарит радость и красоту миллионам людей всего мира /слайды./ 

Кусудама - бумажный цветочный шар /слайды/.  В переводе c японского означает "лечебная трава". Набор определенных лечебных трав помещали в специальный шар, сделанный методом оригами, который подвешивали над постелью больного. Такой шар с травами тоже называли кусудамой. Кстати, такой способ лечения сохранился в Японии до сих пор.

IV. Знакомство со схемой и последовательностью изготовления кусудамы.

(работа с раздаточным материалом «Схемы кусудамы),

  • Конструирование кусудамы из цветной бумаги: изготовление модулей (индивидуально), сборка модулей (коллективно).
  • Наполнение кусудамы лекарственными травами.  

V. Практическая работа: «Конструирование кусудамы. Изготовление модулей и их сборка».

 Индивидуальная и фронтальная работа с учениками: обращать внимание на аккуратность выполнения работы, на симметричность изделия при складывании, на совмещение линий сгиба, на последовательность сборки модулей. Наполнить кусудаму лекарственными травами.

VI. Обобщение темы занятия:

  • Как называется искусство бумажной пластики и где оно появилось?
  • Как называется цветочный шар, сконструированный из бумаги и в чем его назначение?

VII. Заключительное слово учителя:

Цветы – весной

Кукушка – летом.

Осенью – луна

Чистый, холодный снег – зимой…

 (Доген)

Как просто! Но именно в этой простоте заключена красота всего японского искусства, в том числе и оригами.

Литература.

  1. Оригами. Шаг за шагом. Серия «Умелые руки». /Ю. И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова, - изд. «Академия развития», 2008.
  2. Методика организации уроков коллективного творчества. В.И. Колякина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. (Библиотека учителя изобразительной деятельности).
  3. Изобразительное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2009/.
  4. Конструирование из бумаги. Справочник./ Б. Г. Гагарин. – Ташкент: изд. ЦК Узбекистана, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка - кукла "Лебедушка" в технике бумажной пластики.

Авторска разработка изготовления куклы в технике бумажной пластики. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". 5 класс. Тема: "Народный  праздничный костюм". Мож...

Программа объединения "Бумажная пластика"

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнимая (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет де...

Спецкурс "ОСНОВЫ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ" с практикумом( 36 часов)

Данный материал предназначен как спецкурс в рамках курсовой переподготовки учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений по изодеятельности. Здесь раскрываются основные свойства бума...

План-конспект внеклассного занятияв1 классе: Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги (Первоцветы).

План-конспект с презентацией: Бумажная пластика.Трансформация плоского листа "Первоцветы"...

План - конспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и жизни"

На данном уроке речь идет о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи, у разных народов...

План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс

План-конспект урока «Искусство вокруг нас. Основные стили искусства» 9 класс...

План - конспект урока "Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. Знакомит учащихся с религией древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства....