План - конспект урока "Искусство Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Знакомит учащихся с религией древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
в 5 «Б» классе
по Истории Древнего мира
на тему:
Искусство Древнего Египта
План – конспект урока
Учитель: Смирнова Ольга Николаевна
Класс: 5Б
Курс: История Древнего мира
Тема: Искусство Древнего Египта
Тип: урок изучения нового материала
Форма: традиционная
Цели урока:
Образовательные:
продолжить знакомство с религией древних египтян, расширить рамки учебника, познакомив учащихся с выдающимися образцами египетского искусства; охарактеризовать некоторые памятники древнеегипетского искусства с исторической и культурологической точки зрения, подвести учащихся к выводу о высоком уровне развития древнеегипетской культуры;
Развивающие:
развитие внимания, умения выделять главное, формулировать вопросы, составлять монологический рассказ, ориентироваться во времени, работать с новыми понятиями; закрепление данных умений;
Воспитательные:
воспитание культурослушания, повысить уровень культуры учащихся, привить интерес к предмету.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основные понятия: пирамиды, архитектура, скульптура, живопись, Большой сфинкс, пирамида фараона Хеопса, обелиск, колонны.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска.
- Мультимедийное учебное пособие «История 5 класс» Изд-во Просвещение – медиа, 2015г.
- Компьютерная презентация «Искусство Древнего Египта»
- Литература:
- Детская энциклопедия: (Всемирная история) Т.1. – 8 изд-е, перераб. и доп.Составитель: С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 2004г.
- Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Часть1. Учебное пособие для старших классов средней школы. – СПб: «Специальная литература», 2005г.
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015г.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015г.
- Джованна Маджи. Искусство и история Луксор-Карнак- Долина царей. Италия, 2005г.
Ход урока:
Этапы урока и время на его проведение | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, намечает планы урока, предлагает задавать вопросы, на которые дети не смогли найти ответы, имели затруднения в изучении темы «Религия древних египтян» | Приветствуют учителя, готовятся к уроку, заслушивают планы урока, задают вопросы по интересующей их теме предшествующего урока. Готовятся к повторению пройденного материала. |
2. Опрос учащихся (5 мин.) | Напоминает, что на уроке идет продолжение изучения темы «Древний Египет», и что часть этой проблемы – вопросы, связанные с религией и искусством. Предлагает задавать вопросы и отвечать на них в рамках темы «Религия Древнего Египта». Выдвигает основные требования к такому повторению: задавать вопросы не нарушая порядка приведенных пунктов текста учебника и отвечать приводя доказательства, делая выводы. | Корректируют свои вопросы, которые заготовили дома. Были предложены следующие вопросы: 1) Какое отношение имеют жрецы к богам? 2) Перечислить каким богам поклонялись египтяне? 3) Кто из богов у древних египтян был главным и почему именно он? 4) Почему археологи в песках Египта находят целые кладбища священных кошек, крокодилов, быков..? 5) Кто главный в «царстве мертвых» и вершит там суд? Отвечают на поставленные вопросы. Другие ученики дополняют ответы, если они были не полными. |
3. Изучение нового материала. (20 минут) | Повествует о том, что египтяне были знамениты не только своими мифами, они сочиняли и записывали другие литературные произведения. Напоминает, что с некоторыми жанрами учащиеся познакомились. А с какими именно Литература это один из видов искусства. Сообщает тему урока, которая зафиксирована на доске. Предлагает записать ее к себе в тетрадь. Говорит, что познакомимся еще с одним литературным жанром – сказкой. Предлагает прослушать сказку о «Красноречивом поселянине», объясняя ее название и ставит перед детьми вопросы, на которые они будут отвечать после прочтения сказки:
После прочтения, напоминает вопросы (Сказка из методического пособия, Указ. с.85-87). Оценивает ответы учащихся, благодарит актеров. Замечает, что учащиеся правильно подметили, что фараону все поклоняются, и он является самым важным человеком в Древнем Египте. И фараоны желали прославить свое имя на века. Они совершали военные походы, а их писцы фиксировали победы на папирусе. Но фараоны также призывали строить для себя огромные сооружения. А строительное искусство – архитектура. Данный термин предлагает записать в тетрадь. Сообщает, что строили для фараонов усыпальницы - гробницы – пирамиды. Предлагает это понятие записать в тетрадь. Показывает как выглядела пирамида Хеопса, Джосера (слайд 2,3). Рассказывает о строительстве пирамид, о их тайнах, о том почему их называют «одним из чудес света». Сообщает, что пирамида Хеопса была построена в 3 тысячелетии до н.э., = 2600 л. до н.э. Посчитайте сколько лет прошло с момента строительства пирамиды до наших дней. Предлагает поработать с линией времени на доске и в тетради. Говорит, что сохранились не только пирамиды, но и храмы (только лишь развалины) – жилища богов, где жрец поддерживает с последним связь. Показывает картину «Дренеегипетский храм» (слайд4) и рассказывает из каких частей выглядел храм. Задает вопрос: Что чувствует человек, который попал в храм? (при этом сравнивает высоту колонны с ростом человека). И для чего приходит в храм? Предлагает вспомнить к какому виду искусства относятся храмы, пирамиды? А с архитектурой связаны скульптура и живопись. Новые понятия записывает на доске и раскрывает их. Сообщает, что стены храмов, гробниц расписаны, на них сделаны надписи. Предлагает рассмотреть древнеегипетскую настенную роспись «Эхнатон и Нефертити одаривают вельмож» (слайд 5) и обратить внимание на рост «лиц царственных особ» и слуг с вельможами, а также ответить на вопрос «Почему художник изобразил именно так фараона и слуг?» Комментирует ответы учащихся, подводя к выводу, что специальными средствами художественного мастерства фараоны добивались, чтобы их все боялись, поклонялись. А значит приносили дары – жертвы статуям богов и фараонам. Ведь не каждый человек мог увидеть лицо фараона, а тем более бога. Поэтому скульпторы изготовляли статуи. Сообщает, что дети просмотрят кадры, картины из мультимедийного учебного пособия «История 5 класс», а затем ответят на следующие вопросы: 1. Какие материалы использовали египетские мастера для изготовления скульптур? 2. Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры? Дополняет ответы: верхняя часть фигуры (плечи, руки) изображаемого выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги как будто сбоку. Это еще одна черта древнеегипетской живописи и скульптуры. Показывает изображение на картине скульптурный портрет царицы Нефертити - эталон женской красоты. Что вам нравится в данном изображении? Таким образом, искусство Древнего Египта находилось на высоком уровне. | Перечисляют такие литературные произведения как гимны, повести. Записывают тему урока в тетрадь Слушают сказку, а ее конец иллюстрируют литературной постановкой: главные герои – вельможа Ренси, фараон, незнатный человек по имени Хэвинануп. Отвечают на вопросы: Фараон узнан по символам царской власти, а также, что ему все поклонялись и его боялись, т.к. он сын бога Солнца – Амон Ра – верховного бога в Египте; правдивая сторона сказки - обман со стороны богатого бедного человека, а вымысел – то, что сам владыка Египта стал заниматься делами простого человека, да еще встал на его сторону и наказал богача. Записывают в тетрадь понятие «архитектура» Записывают понятие «пирамида» (Пирамида – каменное сооружение с четырехугольным основанием и сходящимися к вершине боковыми гранями, служившее гробницей фараона в Древнем Египте. Смотрят на изображение, изображенное на интерактивной доске. Учащиеся в результате расчетов долот дают ответ 4598 лет. Рассматривают реконструкцию храма и приходят к выводу, что человек, который приходит в храм чувствует себя ничтожно маленьким, он боится бога, и жреца, поэтому он поклоняется богам, приносит дары, подарки жрецам. Данный вид строительного искусства – архитектура. Записывают новые понятия и их определения в тетрадь. Скульптура - искусство создания объемных художественных произведений путем высекания, резки, лепки. Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. Рассматривают роспись (слайд5), сравнивают рост людей: фараон с царицей более высокого роста, чем слуги и вельможи, что сделано для того, чтобы показать более низшую связь между богом Амон –Ра и фараоном, а значит силу, могущество, недосягаемость царя перед всем остальным населением Египта. После просмотра, отвечают: 1. Древнеегипетские мастера использовали для изготовления статуй, статуэток металл, дерево, камень. 2. Фигуры скульптур показаны в движении, явно портретное сходство, они красивы. Отмечают красоту, грацию царицы и мастерство скульптора |
4. Закрепление нового материала (7 мин) | Предлагает вспомнить основные виды искусства, памятники Древнего Египта, изученные на этом уроке. Записывает слово «искусство» на доске, а от него 4 стрелочки. | Ученики чертят схему в тетрадях и называют виды искусства, примеры к каждому виду искусства. |
5. Подведение итогов урока (5 мин.) | Напоминает основные вопросы темы, говоря о профессионализме, мастерстве, красоте, уникальном своеобразии искусства Древнего Египта. Оценивает работу учащихся, комментируя. Предлагает поделиться впечатлениями от урока. Благодарит за внимание, работу учащихся. | Учитывают рекомендации, замечания. Задают интересующие вопросы по теме. |
6. Домашнее задание (1 мин.) | Записывает на доске: §11, отвечать на вопросы с.58, подготовить стихотворения русских поэтов, которые посвящали свои произведения Египту (выписывает имена некоторых поэтов: Бунин И.А, Гумилев Н.С., Брюсов В..Я. ) Проект «Храмовые комплексы Древнего Египта» | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье урок №1 в разделе «Западная Азия в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»
Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе....
План- конспект урока "Древний Китай" (История 5 класс)
Урок по теме "Древний Китай"- " Приключения Индианы Джонса "В поисках шестого элемента". Мы отправляемся в путешествие. Наша задача найти очень важный артефакт - ШЕСТОЙ Э...
План - конспект урока "Древняя Греция"
План - конспект повторительно - обобщающего урока всеобщей истории по теме "Древняя Греция"....
план - конспект урока "Древний Рим"
Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с особенностями географического и природно-климатического положения Древнего Рима....
план-конспект урока «Древнейшие люди»
мы с вами познакомимся с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древнос...