5 класс 6-7 урок "Убранство русской избы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Методическая разработка для урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Убранство русской избы" 6-7 урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы к уроку | 159.5 КБ |
Презентация к уроку | 809 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс 6-7 урок
Тема: «Убранство русской избы»
Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV классе они рассматривали крестьянское жилище в гармонии с природой, знакомились с разными типами, конструкцией, декоративными элементами русских изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических знаков в народной резьбе.
На уроке, посвященном данной теме, крестьянский дом рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Накопление знаний и представлений в этом направлении идет через эстетические переживания и их закрепление в практической работе.
Методика введения детей в тему предлагает комплексное использование средств эмоционально-образного воздействия уже в самом начале урока.
С первыми звуками тихого, проникновенного голоса деревенской дудочки-жалейки, а затем задушевной мелодии, обогащенной человеческими голосами (В. А. Г а в р и л и н. Вечерняя музыка. Из музыкального альбома «Перезвоны» — по прочтении В. М. Шукшина), начинает работать зрительный ряд.
На фоне мелодии сменяют друг друга слайды с изображением северной природы, за ними следуют образы людей из народа (А. Г. В е н е ц и а н о в. Жнецы, И. Н. К р а м с к о й. Мина Моисеев и др.). В общем зрительном ряду они являются органическим звеном содержательной линии Природа — Человек — Искусство. И только после этого на экране может появиться образ крестьянского дома, сопровождаемый есенинскими строками: «Мир тебе, полевая солома, мир тебе, деревянный дом».
В ходе беседы следует заострить внимание на декоративных элементах изб Русского Севера и Поволжья, попутно вспомнив их названия, которые несут образное начало. В этих названиях слышна «очеловеченность» облика крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая доска).
Художественно-образная информация о трехчастной структуре избы, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир), может стать для пятиклассников важным открытием (ибо момент возвышения обыденного есть момент возвышения человеческого духа).
В связи с этим учащимся нужно предложить более внимательно рассмотреть изобразительные и геометрические элементы декора, свидетельствующие о принадлежности их к той или иной сфере.
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб
Подводя итог беседы, учитель акцентирует те содержательные моменты, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений об избе как микрокосме: выражение идеи о дневном и ночном пути солнца, о смене дня и ночи в декоре фронтона, картина мира в образном строе крестьянского дома.
Сложившиеся в результате беседы представления о декоративном убранстве избы закрепляются в практическом задании, которое может носить вариативный характер.
Одна часть учащихся украшает готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Другая часть может украшать (работая индивидуально или группами), например, детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.
В ходе выполнения практических заданий необходимо постоянно обращать внимание учащихся на обобщенность, условность, лаконизм решения образов птиц, зверей в декоре избы, что будет способствовать успешному освоению образного языка крестьянского искусства.
Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.
В конце урока учащиеся получают задание найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.
Приложение
Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Те заветы, как и принципы духовной жизни, по сути своей оставались неизменны на протяжении веков: в Боге нет никакой перемены.
Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная, отражающая образную неприземленность мышления своих создателей, изба превратилась со временем в обезличенную смесь понятий…..Высокая, одухотворенная архитектура низвергнута до уровня земной повседневности и потребностей плоти. Утрачено чувство гармонии. Внешнее украшательство («благолепие») и нарочитый декор пришли на смену строгой соразмерности частей и целого…
Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа…
Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Те заветы, как и принципы духовной жизни, по сути своей оставались неизменны на протяжении веков: в Боге нет никакой перемены.
Традиционный крестьянский быт с его несуетным достоинством и элегическим строем старинных деревень исчез из России. Навсегда ли?
Мы не призываем современников к крайностям «обновленчества справа» (отец Серафим Роуз) и пренебрежению светской культурой, не устремляем их вернуться к «устарелым и музейным сооружениям, вроде кремниевого ружья вместо винтовки». Напротив, в том же традиционном русском рубленном доме может и должно быть «оборудование …по последнему слову культурной техники», чтобы выявился лживый миф его «испорченной в массах репутации, будто это всегда какое-то извлекаемое из сундуков, побитое молью и отдающее нафталином прадедовское старье…» (А.В.Карташов)
Отношение к русской избе как к примитиву обнаруживает полное ее незнание и непонимание. «Все от древа – вот религия мысли нашего народа, но празднество этой канны и было и будет понятно весьма немногим», - писал Сергей Есенин в сентябре 1918 года.
Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций, о колоссальной школе, о высочайшей сознательности, о напряженности усилий , направленных к совершенству. Не только стиль, но и конструктивное устройство, и вся планировочная структура русской избы, и внутреннее убранство выработаны на протяжении тысячелетий. Этим наглядно демонстрируется неизменная приверженность русского народа к традиционному мировоззрению, его устремленность к «домостроительству истины».
В русской избе слились воедино «вся жизнь, все сердце и весь разум» Древней Руси; в ней « почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути…». С испокон веков строили на Руси «по старине», «по чину», «по образу и подобию». Чтили думы своих предков и себя укрепляли ими. Суть этого мастерства: единство пользы и красоты. Одно без другого не существовало.
Полезным и красивым считалось лишь то, что способно совершенствовать жизнь человека. Мелочей, второстепенных вещей и явлений не существовало ни в искусстве, ни в быту. В конечном итоге, все земное бытие человека по понятиям старины представляло собой испытание, духовное ратоборство, освобождающее человека от темных стихий и тем самым совершенствующее жизнь. От немыслимого достоинства, до которого поднимается человеческое сердце в общении с Богом, происходило откровение о мире, ответственность за него, богословское и гражданское дерзание». Отсюда же и духовный плод - древнерусское деревянное зодчество, которое правомерно назвать умозрением в формах .
Красота смысловая - не просто красота линий и форм. «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая знаковая эпопея исхода мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя хату под ним колеснице. Ни Запад ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я иду к тебе, в твои лана и пастбища», - говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо». (С.Есенин.Указ.соч.с138-139)
Возрождение древнерусских строительных традиций как частицы всеобщей мудрости жизни – основывается не на слепом копировании объемов и деталей, а на осмыслении содержания архитектурных образов. Целостный мир русской избы правомерно назвать целительным: смысловой корень обоих слов един. Этот мир помогает нам понять, сколь далеко, без пользы и устойчивой радости, ушли мы от нужной жизни. Утомленные обезличенными образами современной цивилизации мы острее сознаем целебную, «выравнивающую» силу естественно-простой красоты, своего «душевного отечества» (О.Шпенглер), в котором кроется правда жизни.
Зримое повседневное окружение правомерно назвать основополагающей информацией, обуславливающей духовное развитие человека.
Бревенчатая изба - гениальна в своем русском воплощении: «никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия» (Н.В.Гоголь)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крестьянский дом Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром.
Конь – охлупень Крышу венчает горделивый конь-охлупень. Он словно парит над землёй, как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди.
Полотенце. Причелины. Доска – полотенце украшает спереди фронтон избы. Доски – причелины спускаются по краю крыши.
Лобовая доска На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.
Наличник Дом смотрел на мир окнами-очами. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон.
Назови основные элементы русской избы
Задание: Представь, что ты строишь дом для своей семьи. Нарисуй окно и укрась его наличником. Изобрази кокошник и фартук наличника. Формат А3 Фломастеры, цветные мелки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы
Конспект урока ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер, д...
тема: "Внутрений мир русской избы" 5 класс
сформировать образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы и декоре....
урок для 5 класса "Окно русской избы"
Урок ИЗО для 5 класса с использованием групповой технологии. Работа с ватманом и гофрированным картоном....
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Русский быт. Русская изба.
Данная презентация "Русский быт. Русская изба" может быть использована для проведения уроков литературы в 5-8 классах при изучении произведений писателей 19 века....
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
познавательная игра Поле чудес для 4,5, 6 классов. тема "Загляните в русскую избу"
Разработка игры, аналог телевиззионой передачи "Поле чудес". Нужно угадать слова - это предметы домашнего обихода на Руси. Можно использовать на классном часе, на внеклассном мероприят...