урок для 5 класса "Окно русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок ИЗО для 5 класса с использованием групповой технологии. Работа с ватманом и гофрированным картоном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okno_izby.docx | 659.32 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс.
Тема: Народные промыслы России, их истоки и современное развитие. Резьба по дереву.
Цель:1.Образовательная: познакомить с приемами резьбы по дереву в традициях народных промыслов Подмосковья. Учащиеся должны знать, что резьба по дереву - это хранительница древнейших образов русского народного искусства. Понимать условность и образность языка орнамента .Знать основные мотивы крестьянской резьбы по дереву.
2.Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к русскому народному искусству через понимание его роли в повседневной жизни, через понимание его символов и закономерностей. Патриотическое воспитание на основе введения краеведческого материала.
3.Развивающая: формировать навыки коллективной работы, умение составлять композицию, помочь учащимся осознать свои творческие возможности. Уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство формы и декора; уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства; создавать эскиз в традициях русских мастеров.
Тип урока: коллективная работа.
Технология : групповая
Оформление доски (зрительный ряд):
- подборка фотографий по оформлению окон русской народной избы в старой исторической части г.Подольска;
-чертеж окна с наличниками на доске;
-основные понятия и термины урока (резьба по дереву, домовая резьба, глухая и пропильная резьба, абрамцево-кудринская резьба, богородская резьба)
-образцы работ.
ТСО: видеофильм «Русская народная резьба 19-20в.» (фрагмент).
Виды деятельности: конструктивная и декоративная.
изготовить декорацию для школьного спектакля - окно русской избы.
1.Организационный момент
УЧЕНИКИ : При входе в класс вытягивают квадраты разного цвета и садятся за соответствующие столы.
УЧИТЕЛЬ. наша цель - сделать одну из декораций к школьному новогоднему празднику – оформить окно русской избы. Работа одна, выполнять ее мы будем все вместе, поэтому наш сегодняшний девиз - : «один за всех, и все за одного!» Я разделила вас на 5 групп .2гр. будут выполнять боковые наличники, 1 – верхние и 1 – нижние.5группа(2 человека) будут делать фон для работы: красить стену дома вокруг будущего окна. Достаньте карандаш, стерку, дневник .Необходимые для работы материалы лежат перед вами.
2.Актуализация опорных знаний.
Окна считались особым местом в русской избе. Почему?
УЧЕНИКИ : -Это глаза дома, его связь с внешним миром.
УЧИТЕЛЬ: -Давайте рассмотрим окна домов исторической части г. Подольска (фотографии окон были заранее сделаны учениками и загружены в компьютер для проецирования).
УЧЕНИКИ : -Наличники дома оформлялись особенно пышно .Верхнюю часть украшали солярные знаки, птицы, по бокам они переходили в растительный узор , символы земли, а нижнюю часть украшали символы подземного мира.
УЧИТЕЛЬ: - Красивые наличники берегли как реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. Посмотрите на доску: какой тип орнамента вы здесь видите?
УЧЕНИКИ: бывает орнамент сетчатый, ленточный и замкнутый, здесь –замкнутый.
УЧИТЕЛЬ: - С помощью каких материалов, приготовленных к уроку можно изобразить резьбу по дереву?
УЧЕНИКИ вспоминают технологию работы с гофрокартоном.
3.Формирование новых знаний.
УЧИТЕЛЬ: обратите внимание на резьбу - она бывает глухой и пропильной. Глухая резьба рельефная, долбленая, а пропильная прорезается насквозь, она характерна для современного стиля оформления деревянного жилища (взгляните на пособие на доске).
ДОКЛАД УЧЕНИКА: «Рядом с Сергиевым посадом под Москвой есть станция Абрамцево, там находится один из современных центров резьбы по дереву, а основателем первого кружка и артели был С.И. Мамонтов в1870 году. Он обладал чутьем на таланты ,в Абрамцево собирались и работали Репин, Васнецов, Серов , Врубель, Левитан. На доске вы видите изделия абрамцево-кудринских мастеров.
УЧИТЕЛЬ: - А теперь для закрепления материала посмотрим фрагмент фильма о русской народной резьбе .
4.Продолжение формирования новых знаний , практическая работа.
Бригада № 1-приступите к раскрашиванию ватмана в цвет стены деревенского деревянного дома.
Бригады № 2,3,4,5 – 2 человека из каждой бригады начните вырезать полоски из гофрированного картона.
Чтобы окно получилось красивым, нужно знать его размеры и сделать боковые наличники одинаковыми, для этого нужно выбрать единицу измерения из того что лежит перед вами.(карандаш, стерка, листы бумаги , ножницы…)
УЧЕНИКИ: край альбомного листа.
УЧИТЕЛЬ: давайте за единицу измерения примем короткую сторону листа, и чтобы боковые наличники вышли одного размера, получим квадрат. Он будет нашей основой для дальнейших построений.
УЧЕНИКИ : вырезают базовые детали.
УЧИТЕЛЬ: представляет чертеж на доске.
На наличниках должен повториться не только размер, но и узор (обращается к наглядному материалу), а для этого мы будем его не рисовать, а складывать.
У нас получился один из самых древних символов народного искусства- ромб, что он означает?
УЧЕНИКИ: дождь, распаханную землю
УЧИТЕЛЬ: БРИГАДА №4-приклеивайте полоски к диагоналям. У вас самая узкая часть окна, не забудьте украсить ее символами подземного мира, можете добавить понизи.
Бригада№3- у вас верхняя часть наличников, не забудьте про рисунок птицы или солярного знака.
БРИГАДА № 1,2-давайте превратим резьбу на квадратах №1 и 3 в пропильную. Не выбрасывайте обрезки, они могут пригодиться.
Чтобы вырезы у вас получились симметричные, образуйте временные пары для работы.
5.анализ работ:
Отдельные квадраты собираются (приклеиваются) в коллективную работу.
Оценивается качество работы и взаимопомощь в команде. Учитель задает вопрос: -сработал ли наш сегодняшний девиз? Удалось ли нам помочь начальным классам (выполнена ли цель урока?) Что нового вы узнали сегодня ,какие виды резьбы изучили?
УЧЕНИКИ: ставят себе оценку в дневник и учитель расписывается.
6.Задание: сбор материала по теме «Гжель» (опережающее задание). Записывают в дневник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Мир русской избы"
Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...
Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы
Конспект урока ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер, д...
Музейный урок: " Русская изба"
Музейный урок "Русская изба" 5 класс...
Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»
Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"...
Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"
Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...
Урок по ИЗО на тему "Культура Руси! Интерьер русской избы"
Предназначен для 5 класса: конспект и презентация....
Музейный урок "Убранство русской избы"
Данный музейный урок разработан согласно плану в рамках недели «Музей и дети» проходившей в МБОУ "СОШ №40". Музейный урок «Убранство русской избы» предлагает учащимся школы интересное мероприятие, про...