Учимся говорить на языке керамики
статья (5, 6, 7 класс)

 Калтыгина Виктория Юрьевна

Статья посвящена общим вопросам преподавания керамики в дополнительном образовании. Сочетая в себе элементы традиционного ремесла и тенденции и технологии современного дизайна, занятия керамикой являются уникальным инструментом для развимтия творческих способностей детей и подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_keramika.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся говорить на языке керамики

Современная декоративная керамика уже давно вышла из сферы прикладных ремесел и перешла в "высшую лигу" пластического искусства. Свободные от традиционной изобразительности художники-керамисты посредством формообразования, используя текстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности, понимание жизненных коллизий. Гармония  форм или столкновение объемов, плавный или синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры - все эти выразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя и тревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.

Через восприятие объемно-пластической трехмерной формы раскрывается содержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.

Керамика дает простор как для формального, так и для технического эксперимента. Податливая человеческой руке глина и стихия огня - прекрасная опытная лаборатория для всех видов искусства.

Исследования показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков, положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не отвлекают от них), повышают общую креативность человека, развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время эти дети начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном развитии.

Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом - глиной и овладение навыками работы с ним. Вторая, более широкая задача - эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов - простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса.

При этом интерес ребенка к искусству керамики развивается не через копирование классических образцов, а посредством создания из традиционного материала новых, актуальных в современном мире произведений. Таким образом ребенок не просто чувствует себя причастным к искусству предков – он становится активным продолжателем этой традиции. Народная культура становится для ребенка не погребенной под толщей веков историей, а живой и развивающейся, его собственное творчество органически становится ее частью. Это положительно влияет на формирование нравственных качеств подрастающего поколения, Благодаря этому сегодня керамика остается по-прежнему востребованной и, продолжая многовековые традиции, обретает новое звучание.

Ориентируясь в своей работе на традицию, художники-керамисты в то же время имеют возможность свободно экспериментировать с современными формами и материалами. Это создает условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала воспитанников, дает возможность сочетать в своей работе разные способы лепки и приемы декорирования керамических изделий чтобы наиболее точно передать свой художественный замысел, создать нужное настроение.

Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно-пространственными и цветовыми возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие учащихся. Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более глубокого понимания красоты и гармонии, пробуждает желание привнести их в свою повседневную жизнь. Занятия керамикой также развивают чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ КОРОЛЕВЫ» по ФГОС

Данная программа разработана  на основе:-  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  НОО – М.: Просвещение, 2011 год;- Примерных программ по учебным пред...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе.Тема: "Учимся говорить, где находятся игрушки".

Цель урока: познакомить с новой лексикой по теме «Учимся говорить, где находятся игрушки». С учетом ФГОС....

Учебно- методическое пособие «Учимся говорить на французском языке»

Целью данного учебно-методического пособия является помощь учителям французского языка для проведения учебных занятий, занятий по внеурочной деятельности, для проведения школьных праздников или меропр...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Учимся говорить правильно"

Данный урок является часть проектного модуля из раздела рабочей программы "Фонетика.Орфоэпия". Основная цель  - развитие орфоэпических умений современных школьников. Во время урока учен...