ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа курса "Экспериментальная и опытная деятельность на уроках изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми младшего возраста" предназначена для обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста новым формам работы с материалами для рисования. Тематическое планирование предполагает организацию практических занятий в детской мини-лаборатории с детьми младшей группы один раз в месяц по 10-15 минут. Планирование учитывает индивидуальные интеллектуальные особенности детей данной категории и направлено на развитие их эстетического вкуса
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель Юргинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Калмыкова Татьяна Тимофеевна
Введение
Особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение представлений о связи природы и человека. Маленькие дети "творят" ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарование. Конечный результат для ребёнка является всего лишь результатом, а не поводом для творчества. Искусство позволяет детям изучать и познавать собственный мир. Иногда творчество - ощущение влажной краски на пальцах. Иногда - удивление от смешивания цветов. Искусство для них - это способ превращения одного предмета в другой.
Используемый материал позволяет обеспечить развитие различных видов деятельности, подталкивает детей к действию и познанию при обсуждении их творения вместе со взрослыми:
1. Расскажи мне о своём рисунке.
2. Что тебе нравится в нём больше всего?
3. Сколько цветов ты использовал?
4. Чем нравится тебе твоя работа?
5. Как выглядит жёлтый цвет рядом с лиловым?
6. Как удалось нарисовать такую большую картину?
7. Какие цвета ты использовал?
Принцип последовательности положен в основу каждой учебной задачи и в основу изобразительного процесса: от простого к сложному - от схематизации к обобщению. Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать часто знакомые вещи, находить в них главное, с привычкой к постоянному контролю за своими действиями. Оно способствует глубокому, сознательному и активному отношению к делу.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Экспериментальная и опытная деятельность на уроках изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми младшего возраста" предназначена для обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. Данная рабочая программа составлена на основе "Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста", Москва, 1983.
Планирование предполагает организацию занятий в детской мини-лаборатории с детьми младшей группы один раз в месяц по 10-15 минут.
Посредством данного курса реализуются следующие задачи:
1.Воспитание эстетического вкуса, образного мышления и творческих способностей.
2.Развитие познавательной активности, любознательности, привитие навыка самостоятельного решения проблемы.
3.Расширение у детей представления об окружающем мире, свойствах давно знакомых предметов (бумаге, меле и т.д.).
4.Установление взаимосвязи между рисованием, математикой, развитием речи и другими предметами.
5.Развитие умственных способностей детей и мелкой моторики пальцев.
6.Социально - личностное развитие.
Курс предполагает проведение занятий с учётом интеллектуального развития детей, учитывая их интересы и не ограничивая их свободу из гигиенических соображений. Программа предлагает проведение одного эксперимента во время одного занятия. Каждое занятие имеет чёткую структуру проведения:
1. Постановка познавательной задачи.
2. Выбор материала для проведения эксперимента.
3. Формулирование творческого задания.
4. Выдвижение гипотез и вариантов решения задачи.
5. Обсуждение результатов эксперимента.
6. Ответы на вопросы детей, появившихся в ходе эксперимента.
Для положительной мотивации деятельности детей занятия предполагают использование педагогом различных стимулов (обнаружение новизны знакомых предметов, необычность, сюрприз, свобода действий).
Календарно-тематическое планирование курса
"Экспериментальная и опытная деятельность на уроках
изобразительного искусства с умственно отсталыми детьми
младшего возраста"
Месяц | Тема эксперимента | |||
первая неделя | вторая неделя | третья неделя | четвёртая неделя | |
сентябрь | Рисунки мелками | |||
октябрь | Рисунки мокрыми мелками | |||
ноябрь | Рисунки сухими мелками на мокрой бумаге | |||
декабрь | Мел и жидкий крахмал | |||
январь | Каракули | |||
февраль | Свободное творчество | |||
март | Мелковые отпечатки | |||
апрель | Вариации на тему трения | |||
май | Ставим метки |
Всего занятий в месяц - 1
Всего занятий в год - 10
Список используемой литературы:
1.Мэри - Энн Кол "Дошкольное творчество", Минск, 2005.
2.Н.П.Костин "Учебное рисование", издание второе, переработанное, Москва, "Просвещение", 1984.
3."Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста", Москва, 1983.