Калмыкова Татьяна Тимофеевна

Сайт воспитателя детского дома-интерната

Нет ничего невозможного

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: развитие мелкой моторики у умственно отсталых детей через лепку из пластилина и бумагопластику

Увлечения: чтение

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: город Юрга

Место работы: ГБУЮДДИ для умственно отсталых детей

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kalmykova-tatyana-timofeevna
Делай, что должно - и будь, что будет.
Мишель де Монтень

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ум ребёнка находится на

кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

 

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, неготовых к обучению. К тради​ционным причинам этого явления относятся генетические и экологические факторы, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.

На современном этапе социального образования  ярко выделяется основная задача, стоящая перед государством в отношении детей с ограниченными возможностями - создание условий и оказание им помощи в восстановлении утраченных функций, коррекции первичных и вторичных нарушений, развитии функций сохранных анализаторов и формировании компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наиболее ярко  выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы. Они плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и ле­вую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани. По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Чем ярче выражен интеллектуальный дефект у детей в группах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики проявляется в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Для успешного овладения учебными навыками необходимо, чтобы дети научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Поэтому в подготовительный  и основной период обучения детей с умственными отклонениями большую роль играет развитие мелкой моторики.

Важный путь такого развития – занятие творчеством. Во время занятий дети овладевают умением отражать действительность с помощью различных изобразительных средств. В процессе занятий происходит развитие психических процессов и качеств личности. Такие занятия являются одним из важнейших путей нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания.

В условиях детских домов-интернатов для умственно отсталых детей эти занятия способствуют так же и коррекции отклонений в развитии. Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют и отдают предпочтение лепке и работе с бумагой как наиболее интересным и занимательным. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности занятия лепкой и бумагопластикой приближаются к игре.

 

 

О себе

Калмыкова Татьяна Тимофеевна

Место рождения - город Куйбышев Новосибирской области.

Образование - средне-специальное, закончила педагогическое училище в городе Куйбышев по специальности учитель начальных классов.

Должность - воспитатель, первая квалификационная категория.

Общий стаж работы в учреждении - 41 год, стаж работы по специальности -33 года, стаж работы в должности -31 год.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги Жюль Верна, Джека Лондона, творчество А.С. Пушкина  и  С.Есенина.

Мой взгляд на мир

                                                                               

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает для себя.

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.

Ю.Левитанский

 

 

Моё портфолио

Работа по изготовлению поделок из бумаги и пластилина - это виды деятельности, основным содержанием которых является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребёнок не только приобретает новые знания, умения и навыки, но и решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаз, а согласованность движения пальцев - один из основных навыков, неоходимых для письма и черчения. Применение бумагопластики и лепки при обучении умственно отсталых детей способствует формированию упорядоченных и согласованных мелких движений пальцев рук. Труд - важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств.

В процессе изготовления поделок дети "превращают" материал в необычные цветы, деревья, животных. Они изготовляют вещи для украшения интерьера, подарки к праздникам и др. "Превращение" простых и доступных материалов, которыми являются пластилин и бумага, не только эстетически и эмоционально привлекательны для детей, но также крайне полезны для развития центральной нервной системы ребёнка - мозга. Сенсомоторное развитие является фундаментом умственного развития, которое неразрывно связано с расширением общей двигательной и ручной деятельности. Манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука "познаёт", а мозг фиксирует и соединяет со слуховым, зрительным, осязательнами восприятием. Всё это формирует сложные интегрированные образы и представления, развивает наблюдательность, умение сравнивать, выделять харктерное в образе, пространственное мышление и фантазию.

Живое эмоциональное восприятие в совокупности с полученными переживаняими формирует базу в виде сенсомоторной памяти. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений, анализируя объект, выделяя его части,чтобы ребёнок полноценно воспринял его и был способен воспроизвести его изображение.Бумажная пластика и лепка - это виды художественного конструирования, в которых новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно "послушных" пластичных и доступных материалов. Принципы  конструирования заключаются в создании выпуклых, объёмных и полу объёмных изображений. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, освавивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка обретает индивидуальность.

Работа над композициями из бумаги и пластилина способствуют формированию глазомера, цветоощущения, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшнго творческого развития.Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.

Добавить грамоту в портфолио