Главные вкладки
Калмыкова Татьяна Тимофеевна
Сайт воспитателя детского дома-интерната
Профессия: Воспитатель
Профессиональные интересы: развитие мелкой моторики у умственно отсталых детей через лепку из пластилина и бумагопластику
Увлечения: чтение
Регион: Кемеровская область
Населенный пункт: город Юрга
Место работы: ГБУЮДДИ для умственно отсталых детей
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kalmykova-tatyana-timofeevnaДелай, что должно - и будь, что будет.
Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика - рост количества детей, неготовых к обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические и экологические факторы, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.
На современном этапе социального образования ярко выделяется основная задача, стоящая перед государством в отношении детей с ограниченными возможностями - создание условий и оказание им помощи в восстановлении утраченных функций, коррекции первичных и вторичных нарушений, развитии функций сохранных анализаторов и формировании компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в обществе.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Они не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы. Они плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани. По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Чем ярче выражен интеллектуальный дефект у детей в группах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики проявляется в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Для успешного овладения учебными навыками необходимо, чтобы дети научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Поэтому в подготовительный и основной период обучения детей с умственными отклонениями большую роль играет развитие мелкой моторики.
Важный путь такого развития – занятие творчеством. Во время занятий дети овладевают умением отражать действительность с помощью различных изобразительных средств. В процессе занятий происходит развитие психических процессов и качеств личности. Такие занятия являются одним из важнейших путей нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания.
В условиях детских домов-интернатов для умственно отсталых детей эти занятия способствуют так же и коррекции отклонений в развитии. Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют и отдают предпочтение лепке и работе с бумагой как наиболее интересным и занимательным. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности занятия лепкой и бумагопластикой приближаются к игре.
О себе
Калмыкова Татьяна Тимофеевна
Место рождения - город Куйбышев Новосибирской области.
Образование - средне-специальное, закончила педагогическое училище в городе Куйбышев по специальности учитель начальных классов.
Должность - воспитатель, первая квалификационная категория.
Общий стаж работы в учреждении - 41 год, стаж работы по специальности -33 года, стаж работы в должности -31 год.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги Жюль Верна, Джека Лондона, творчество А.С. Пушкина и С.Есенина.
Мой взгляд на мир
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя.
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский
Моё портфолио
Работа по изготовлению поделок из бумаги и пластилина - это виды деятельности, основным содержанием которых является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребёнок не только приобретает новые знания, умения и навыки, но и решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаз, а согласованность движения пальцев - один из основных навыков, неоходимых для письма и черчения. Применение бумагопластики и лепки при обучении умственно отсталых детей способствует формированию упорядоченных и согласованных мелких движений пальцев рук. Труд - важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств.
В процессе изготовления поделок дети "превращают" материал в необычные цветы, деревья, животных. Они изготовляют вещи для украшения интерьера, подарки к праздникам и др. "Превращение" простых и доступных материалов, которыми являются пластилин и бумага, не только эстетически и эмоционально привлекательны для детей, но также крайне полезны для развития центральной нервной системы ребёнка - мозга. Сенсомоторное развитие является фундаментом умственного развития, которое неразрывно связано с расширением общей двигательной и ручной деятельности. Манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука "познаёт", а мозг фиксирует и соединяет со слуховым, зрительным, осязательнами восприятием. Всё это формирует сложные интегрированные образы и представления, развивает наблюдательность, умение сравнивать, выделять харктерное в образе, пространственное мышление и фантазию.
Живое эмоциональное восприятие в совокупности с полученными переживаняими формирует базу в виде сенсомоторной памяти. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений, анализируя объект, выделяя его части,чтобы ребёнок полноценно воспринял его и был способен воспроизвести его изображение.Бумажная пластика и лепка - это виды художественного конструирования, в которых новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно "послушных" пластичных и доступных материалов. Принципы конструирования заключаются в создании выпуклых, объёмных и полу объёмных изображений. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, освавивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка обретает индивидуальность.
Работа над композициями из бумаги и пластилина способствуют формированию глазомера, цветоощущения, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшнго творческого развития.Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты