Внедрение программы интегрированного курса «Я познаю себя» (ИЗО + психология) при подготовке детей к школьному обучению
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Методическое обоснование внедрения интегрированной программы "Я познаю себя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_tselesoobraznosti_integrirovannoy_programmy.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение программы интегрированного курса
«Я познаю себя» (ИЗО + психология)
при подготовке детей к школьному обучению
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применять их в практической деятельности. Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребенка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Разработанные и реализуемые мною элементы интеграции носят количественный характер – «немного обо всем», когда дети получают все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний (двигаясь по спирали).
С введением реорганизации детских садов и школ еще острее встал вопрос о преемственности этих образовательных учреждений. Не секрет, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения.
У них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов.
Все эти факторы ведут к школьной дезадаптации и серьезным последствиям, вплоть до невозможности получить полноценное образование.
Значительная часть детей (60%) адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. В каждом классе есть примерно 10% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.
Все вышеизложенное подтолкнуло меня к разработке и апробации программы «Дошколёнок», в рамках которой создана интегрированная художественно-психологическая программа «Я познаю себя», направленная на профилактику школьной дезадаптации и снятие эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы:
- создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к познанию себя, окружающего мира через изобразительную деятельность; к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Опираясь на личный опыт и многолетнюю практику, мне удалось вывести некую «формулу успеха» и заложить ее в основу программы. Я ставлю перед собой задачу развивать творческое воображение как универсальную способность.
В рамках программы расширяется кругозор ребенка, обогащаются его знания и представления о себе, развиваются умения активного взаимодействия с окружающими. Все это более эффективно реализуется через игровую ситуацию, стимулирующую активность детей, и элементы арт-терапии.
Работа по реализации поставленных задач строится по следующим направлениям:
1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально - ценностного) отношения к миру.
Работая, по этому направлению, педагоги развивают и формируют в детях:
- умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
- способность идентифицировать себя с другим человеком или художественным героем.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «элементарной культуры творческой личности
Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения:
- быть оригинальным в выборе сюжета;
- давать элементарную оценку продуктам своей и чужой деятельности, выражая свою точку зрения.
3. Сообщение знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Данное направление предполагает организацию учебно-воспитательного процесса по принципу «занимательного общения», с использованием эвристических методов преподавания.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий:
I БЛОК – «Чудесные образы природы»
рассматриваются образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве;
II БЛОК – «Неповторимые образы человека»
рассматриваются образ человека, мир его предметного окружения в жизни и искусстве, формирование собственного «Я»;
III БЛОК – «Эмоциональные образы»
рассматриваются средства человеческого общения в жизни и детском творчестве (мимика, жесты, пантомима), эмоции в искусстве.
Разрабатывая данную программу, я столкнулись с тем, что на сегодняшний день существует около 40 официальных программ для дошкольных учреждений, а неофициальным нет числа. Все это ведет к раздроблению целостного пространства детского развития, разобщенности в преемственности дошкольного учреждения и начальной школы. Именно поэтому необходима разработка целостной программно-методической модели для ДУ с едиными требованиями, способными обеспечить базисный уровень общего развития сообразно возрасту, а дошкольные учреждения должны стать самобытной образовательной ступенью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"
Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" предназначена для учителей, работающих в профильных педагогических классах....
Интегрированная программа "Я познаю себя" (ИЗО + психология)
Рабочая интегрированная программа для дошкольников по подготовке к школе...
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.
Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....
Классный час с психологом (для студентов 1 курса).Тема: «Познай себя - кто я, какой я»
Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности, на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,а также выявить определ...