Внедрение программы интегрированного курса «Я познаю себя» (ИЗО + психология) при подготовке детей к школьному обучению
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Журавлева Надежда Владиленовна

Методическое обоснование внедрения интегрированной программы "Я познаю себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosnovanie_tselesoobraznosti_integrirovannoy_programmy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение программы интегрированного курса

 «Я познаю себя» (ИЗО + психология)

при подготовке детей к школьному обучению

Педагогическая  система  каждой  исторической  эпохи  переживает  существенные  изменения.  Однако  на  всех  этапах  развития  общества  следует  уделять  особое  внимание  качественной  подготовке  младшего  поколения  к  самостоятельной  жизни.  Учащиеся  сегодня  имеют  высокий  умственный  потенциал,  но,  хорошо  владея  знаниями,  часто  не  могут  применять  их  в  практической  деятельности.  Современное  образование  характеризуется  системными  изменениями  в  структуре  и  содержании.  Переосмысление  приоритетов  обучения,  роли  ребенка  как  субъекта  учебно-воспитательного  процесса,  а  также  общественные  изменения  обуславливают  нетрадиционные  подходы  к  решению  многих  образовательных  проблем.  Одной  из  ведущих  тенденций  развития  современного  образования  является  интеграция  его  содержания.

        Разработанные и реализуемые мною элементы  интеграции  носят  количественный  характер – «немного  обо  всем»,  когда  дети  получают  все  новые  и  новые  представления  о  понятиях,  систематически  дополняя  и  расширяя  круг  уже  имеющихся  знаний  (двигаясь  по  спирали).  

С введением реорганизации детских садов и школ еще острее встал вопрос о преемственности этих образовательных учреждений. Не секрет, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Однако  практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения.

У них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов.        

Все эти факторы ведут к школьной дезадаптации и серьезным последствиям, вплоть до невозможности получить полноценное образование.

Значительная часть детей (60%) адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени  для привыкания к новой школьной жизни. В каждом классе есть примерно 10% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.

Все вышеизложенное подтолкнуло меня к разработке и апробации программы «Дошколёнок», в рамках которой создана интегрированная художественно-психологическая программа «Я познаю себя», направленная на профилактику школьной дезадаптации и снятие эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

         

Цель программы:

- создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к познанию себя, окружающего мира через изобразительную деятельность; к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Опираясь на личный опыт и многолетнюю практику, мне удалось вывести некую  «формулу успеха» и заложить ее в основу программы. Я ставлю перед собой задачу развивать творческое воображение как универсальную способность.

В рамках программы расширяется кругозор ребенка, обогащаются его знания и представления о себе, развиваются умения активного взаимодействия с окружающими. Все это более эффективно реализуется через игровую ситуацию, стимулирующую  активность детей, и элементы арт-терапии.

        Работа  по  реализации  поставленных  задач  строится  по  следующим  направлениям:  

1. Передача  и  накопление  опыта  эстетического (эмоционально - ценностного) отношения к миру.

Работая,  по  этому  направлению, педагоги развивают  и  формируют в детях:

- умение  одухотворять  (очеловечивать) «живую»  и  «неживую»  природу;

 -  способность  идентифицировать  себя  с   другим  человеком  или  художественным  героем.

2. Передача  и  приумножение  опыта  творческой  деятельности, формирование  «элементарной  культуры  творческой  личности

 Педагог способствует  самореализации  личности  ребенка  в  различных  видах  художественного  творчества, развивает  и  формирует  способности и умения:

- быть  оригинальным  в  выборе  сюжета;

-  давать  элементарную оценку  продуктам  своей  и  чужой  деятельности, выражая  свою  точку  зрения.

3. Сообщение знаний  в  области  изобразительного  искусства, приобщение  к  мировой  художественной  культуре.

Данное  направление  предполагает  организацию  учебно-воспитательного  процесса  по  принципу  «занимательного  общения», с  использованием  эвристических  методов  преподавания.

Структурной  особенностью  программы  является  блочно-тематическое  планирование  содержания  занятий:

I БЛОК – «Чудесные образы природы» 

        рассматриваются образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве;

II БЛОК – «Неповторимые образы человека»

        рассматриваются образ человека, мир его предметного окружения в жизни и искусстве, формирование собственного «Я»;

III  БЛОК – «Эмоциональные образы»        

         рассматриваются средства человеческого общения в жизни и детском творчестве  (мимика, жесты, пантомима), эмоции в искусстве.

Разрабатывая данную программу, я столкнулись с тем, что на сегодняшний день существует около 40 официальных программ для дошкольных учреждений, а неофициальным нет числа. Все это ведет к раздроблению целостного пространства детского развития, разобщенности в преемственности дошкольного учреждения и начальной школы. Именно поэтому необходима разработка целостной программно-методической модели для ДУ с едиными требованиями, способными обеспечить базисный уровень общего развития сообразно возрасту, а дошкольные учреждения должны стать самобытной образовательной ступенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"

Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" предназначена для учителей, работающих в профильных педагогических классах....

Интегрированная программа "Я познаю себя" (ИЗО + психология)

Рабочая интегрированная программа  для дошкольников по подготовке к школе...

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Классный час с психологом (для студентов 1 курса).Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания  собственной личности, на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,а также выявить определ...