Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Миндубаева Эльмира Саматовна
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией В.С.Кузина, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_izo.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon izo_5_klass_na_russk.yaz_.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией В.С.Кузина, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Раздел II. Содержание программы.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

 Рисование с натуры (по представлению, по памяти)     объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.

11

Тематическое рисование

11

Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники

7

Беседы

4

Тренировочные упражнения

2

Всего

35

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; уроков-бесед – 1; обобщающих работ  - 4.

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 6 класса.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе  работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать  в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Раздел IV. Литература и средства обучения

ЛИТЕРАТУРА  

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.
  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

                                                     ТАБЛИЦЫ

  • Хохлома
  • Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс (35 часов)

Темы уроков

Кол-во часов

Цели урока

Тип урока

Деятельность учеников на уроке

Вид контроля на уроке

Оборудование

Домашнее задание

Дата

прове-дено

по плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Цветовой круг

1

    Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов;

    изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Зарисовка контрастных цветов.

2

Урок-экскурсия в осенний парк

1

    Наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.

Урок закрепления знаний:

- экскурсия

Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе

Устный опрос

Стихи об осенней природе.

Подобрать репродукции картин об природе.

3

«Декоративный цветок»

1

У   Учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов;

     формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков;

    развитие художественного вкуса, наблюдательности;

    развитие бережного отношения к природе;

    эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей.

 

У  

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Декоративное рисование, обработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения.

Письменный опрос

Альбом, художественные материалы, краски, букеты цветов в разных вазах, в разных местах класса — натурные постановки, открытки.

Художественные принадлежности.

4

«Декоративный цветок»

1

5

Живописные украшения, монотипия «Весёлые кляксы»

1

Совершенствование графических навыков;

развитие воображения, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества;

 развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати.

Устный опрос

Акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты, методические пособия «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета».

Выполнение упражнения 3, 4

6

Золотая осень

1

Изучение строения деревьев, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определённого колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком»;

обобщение впечатлений учащихся от экскурсии в парк.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа.

Письменный опрос

Альбом, акварель, кисти, цветные карандаши, фломастеры;

листья разных деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт»;

Художественные принадлежности.

7

Рисование фруктов, овощей.

1

Получение смешанных цветов на палитре;

развитие творческих способностей;

развитие стимулов к учёбе, самоконтроля, дисциплины.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом.

Устный опрос

Методические таблицы «Цветовой круг», палитра, краски, трафареты, бумага, кисти;

альбом, краски, палитра, кисти.

Художественные принадлежности.

8

«Золотые узоры»

1

Провести викторину-путешествие по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку;

сходство и отличие;

выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации;

формирование понятий об орнаменте и его элементах;

развитие образного представления, фантазии;

навыки деления на части;

эмоциональная разрядка;

воспитание коллективных качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом.

Письменный опрос

Учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации изделия, шаблоны, трафареты, формы досок для росписи, художественные

 принадлежности.

Принести изделия из хохломы, а также книги и открытки о ней.

9

Рисуем отгадки к народным загадкам

1

Знакомство с устным народным творчеством;

грамотное владение композицией, линией, цветом;

развитие ассоциативного мышления.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисуем по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция)

Устный опрос

Методические таблицы, книжки-загадки, альбомы, графические материалы.

Выполнить иллюстрацию на своё усмотрение.

10

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;

воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности;

познакомить с контрастными  цветами, выразительными их сочетаниями, с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, кловроткачеством, Скопин, Опошня;

сформировать понятия об элементах орнамента, его видах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета.

Письменный опрос

Бумага, графические материалы, краски, натурный материал, методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета».

Художественные принадлежности.

11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

12

«Рыжий кот»

1

Знакомство с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты;

совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении;

герои-животные в литературе, устном народном творчестве;

общее индивидуальное в строении тела животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование)

Устный опрос

Альбом, карандаш простой, акварель, бумага цветная

Художественные принадлежности.

13

Мультгерой

1

Разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма;

развитие графических умений и навыков;

развитие образного представления, фантазии; эмоциональная разрядка;

воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области.

Письменный опрос

Альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с героями мультфильмов, детские книги;

иллюстративный материал, книги о мультипликации, доска мел, бумага.

Художественные принадлежности.

14

«Весёлый Дед Мороз»

1

Овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов;

развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом;

воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, волевых качеств, стимулов к учёбе, сознательности и активности в обучении;

эмоциональная разрядка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве.

Устный опрос

Иллюстрация с изображением Деда Мороза, близкие по теме (Новый год, зима) новогодние открытки, бумага, цветная бумага, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.

Художественные принадлежности.

15

Рапорт ткани.

1

Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету;

воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, изобразительных навыков.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Декоративное рисование. Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений.

Письменный опрос

Куски ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, клей ПВА, куски белой бумаги или ткани.

Художественные принадлежности.

16

Наброски с натуры фигуры человека

1

Анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объёмной формы;

тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы;

формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.

Устный опрос

Методические таблицы;

фотографии спортсменов, людей в лёгкой одежде, куклы объёмные и бумажные, «живая модель» (ученики из класса);

графические материалы.

Выполнить наброски с членов семьи в домашней обстановке, используя карандаши, восковые мелки, краски, уголь, тушь, перо, кисть, пастель.

17

Гравюра по картоне (по аппликации)

1

Знакомство с тиражной графикой;

межпредметные связи (литература, история, естествознание);

развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учёбе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков.

Устный опрос

Альбомные листы (разрозненные) 2-3, тонкий или средний картон, клей (лучше ПВА), кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-паролон (для нанесения краскина заготовку).

Принести поролон, ножницы, малярный валик, гуашь, типографическая офсетная краска, газеты (подстилать), тряпочки, фартуки, мыло, 2-5 листов плотной бумаги.

18

Гравюра по картоне (по аппликации)

1

19

Работа в технике «Граттаж»

1

Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;

осуществлять межпредметные связи (литература, история, естествознание);

развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учёбе;

освоение законов изобразительной грамоты;

овладение техникой штриха.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Тематическое рисование, освоение художественной техники, её возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями.

Устный опрос

Таблицы, иллюстрации;

желток, чёрная гуашь или гуашь для грунта;

бумага, кисть, банка с водой, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, английские булавки, вязальные спицы..

Художественные принадлежности.

20

Работа в технике «Граттаж»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

21

Русские богатыри

1

Воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине;

творческое восприятие мира, творческий подход к работе;

совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков;

межпредметные связи (музыка, литература, история, география).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Тематическое рисование + аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др.

Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация

Письменный опрос

Картины о богатырях.

Художественные принадлежности.

22

Транспорт

1

Знакомство с техникой, машинами;

рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели;

анализ формы сложного объекта для простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники.

Устный опрос

Модели машин (игрушки), по 1-2 на каждой парте, карандаши, акварельные и восковые мелки, чёрная тушь, бумага, кисти, книги, фото.

Художественные принадлежности.

23

Натюрморт из двух-трёх геометрических  тел.

1

Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;

рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объёма;

понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;

развитие зрительной памяти, передачи впечатлений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха  и его культура. Гризайль -  как соединение рисунка и живописи.

Письменный опрос

Бумага, карандаш, резинка, модели из бумаги на партах.

Художественные принадлежности.

24

Натюрморт из двух-трёх геометрических  тел.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Устный опрос

Художественные принадлежности.

25

Старинный терем

1

Развитие зрительной памяти и воображения, формирование умения рисовать по представлению;

беседа об архитектуре, основных материалах этого вида искусства;

умение анализировать форму (объёмную и плоскую);

конструировать.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование.

Устный опрос

Альбом, тушь, карандаш, геометрические тела.

Художественные принадлежности.

26

Буквица.

1

Рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта;

развитие графических умений и навыков;

развитие общей эрудиции и кругозора;

воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности;

творческое восприятие мира, творческий подход к работе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, её использование.

Устный опрос

Таблицы, доска, мел, бумага, простой и цветные карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.

Художественные принадлежности.

27

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.

1

Рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, цилиндр);

первоначальные сведения о форме предметов;

простейшие композиционные приёмы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

рисование с натуры, доступными графическими средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;

соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта.

Устный опрос

Таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры геометрических тел».

Художественные принадлежности.

28

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.

1

Художественные принадлежности.

29

Наброски модели домика с натуры.

1

Формирование пространственных представлений;

изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.д.);

сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы;

межпредметные связи — анализ геометрических форм в математике.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их форм. Перспектива.

Устный опрос

Бумага, карандаш, другие графические материалы, возможно натурный материал на партах (спичечные коробки, игрушечные домики);

методические таблицы.

Художественные принадлежности.

30

Наброски модели домика с натуры.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

31

Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок»

1

Освоение закономерностей композиции, основ цветоведения;

знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка;

ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников;

знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: В.Васнецов, И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев, М.Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги.

Устный опрос

Альбомы, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные мелки, банка, кисти, тряпка,

репродукции народных лубков, репродукции работ художников, детские книги с красочными иллюстрациями разных художников;

методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций».

Художественные принадлежности.

32

Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

33

Портрет

1

Лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления;

систематизация знаний о скульптуре, отличие её от других видов изобразительного искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве.

Устный опрос

Газета или клеёнка, пластилин, стеки, пузырьки или баночки (до 200г) для каркаса головы, деревянная, фанерная или из ДСП подставка, брусочек высотой 10х15см 2х2см;

методические таблицы «Строение черепа», «Мимические мышцы», «Пропорции лица человека».

Художественные принадлежности.

34

Портрет

1

35

4 портрета

1

Изучение пропорций и мимики лица; развитие графических умений и навыков; развитие творческого склада ума, фантазии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

 - лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общая и индивидуальная мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский жарж.

Устный опрос

Газета или клеёнка, пластилин, стеки, пузырьки или баночки (до 200г) для каркаса головы, деревянная, фанерная или из ДСП подставка, брусочек высотой 10х15см 2х2см;

методические таблицы «Строение черепа», «Мимические мышцы», «Пропорции лица человека».

Художественные принадлежности.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...