Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_izo.doc | 47.5 КБ |
izo_5_klass_na_russk.yaz_.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией В.С.Кузина, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Раздел II. Содержание программы.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок. | 11 |
Тематическое рисование | 11 |
Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники | 7 |
Беседы | 4 |
Тренировочные упражнения | 2 |
Всего | 35 |
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; уроков-бесед – 1; обобщающих работ - 4.
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 6 класса.
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Учащиеся должны уметь:
-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Раздел IV. Литература и средства обучения
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные столы.
- Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТАБЛИЦЫ
- Хохлома
- Гжель
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс (35 часов)
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Цели урока | Тип урока | Деятельность учеников на уроке | Вид контроля на уроке | Оборудование | Домашнее задание | Дата | |
прове-дено | по плану | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Цветовой круг | 1 | Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета | Устный опрос | Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. | Зарисовка контрастных цветов. | ||
2 | Урок-экскурсия в осенний парк | 1 | Наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе. | Урок закрепления знаний: - экскурсия | Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе | Устный опрос | Стихи об осенней природе. | Подобрать репродукции картин об природе. | ||
3 | «Декоративный цветок» | 1 | У Учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности; развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей.
У
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Декоративное рисование, обработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения. | Письменный опрос | Альбом, художественные материалы, краски, букеты цветов в разных вазах, в разных местах класса — натурные постановки, открытки. | Художественные принадлежности. | ||
4 | «Декоративный цветок» | 1 | ||||||||
5 | Живописные украшения, монотипия «Весёлые кляксы» | 1 | Совершенствование графических навыков; развитие воображения, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества; развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати. | Устный опрос | Акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты, методические пособия «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета». | Выполнение упражнения 3, 4 | ||
6 | Золотая осень | 1 | Изучение строения деревьев, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определённого колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком»; обобщение впечатлений учащихся от экскурсии в парк. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа. | Письменный опрос | Альбом, акварель, кисти, цветные карандаши, фломастеры; листья разных деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт»; | Художественные принадлежности. | ||
7 | Рисование фруктов, овощей. | 1 | Получение смешанных цветов на палитре; развитие творческих способностей; развитие стимулов к учёбе, самоконтроля, дисциплины. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом. | Устный опрос | Методические таблицы «Цветовой круг», палитра, краски, трафареты, бумага, кисти; альбом, краски, палитра, кисти. | Художественные принадлежности. | ||
8 | «Золотые узоры» | 1 | Провести викторину-путешествие по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку; сходство и отличие; выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации; формирование понятий об орнаменте и его элементах; развитие образного представления, фантазии; навыки деления на части; эмоциональная разрядка; воспитание коллективных качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом. | Письменный опрос | Учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации изделия, шаблоны, трафареты, формы досок для росписи, художественные принадлежности. | Принести изделия из хохломы, а также книги и открытки о ней. | ||
9 | Рисуем отгадки к народным загадкам | 1 | Знакомство с устным народным творчеством; грамотное владение композицией, линией, цветом; развитие ассоциативного мышления. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисуем по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция) | Устный опрос | Методические таблицы, книжки-загадки, альбомы, графические материалы. | Выполнить иллюстрацию на своё усмотрение. | ||
10 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | 1 | Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; познакомить с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями, с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, кловроткачеством, Скопин, Опошня; сформировать понятия об элементах орнамента, его видах. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета. | Письменный опрос | Бумага, графические материалы, краски, натурный материал, методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета». | Художественные принадлежности. | ||
11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | 1 | ||||||||
12 | «Рыжий кот» | 1 | Знакомство с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении; герои-животные в литературе, устном народном творчестве; общее индивидуальное в строении тела животных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование) | Устный опрос | Альбом, карандаш простой, акварель, бумага цветная | Художественные принадлежности. | ||
13 | Мультгерой | 1 | Разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии; эмоциональная разрядка; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области. | Письменный опрос | Альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с героями мультфильмов, детские книги; иллюстративный материал, книги о мультипликации, доска мел, бумага. | Художественные принадлежности. | ||
14 | «Весёлый Дед Мороз» | 1 | Овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, волевых качеств, стимулов к учёбе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве. | Устный опрос | Иллюстрация с изображением Деда Мороза, близкие по теме (Новый год, зима) новогодние открытки, бумага, цветная бумага, вата, мишура, клей ПВА, ножницы. | Художественные принадлежности. | ||
15 | Рапорт ткани. | 1 | Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету; воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, изобразительных навыков. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Декоративное рисование. Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. | Письменный опрос | Куски ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, клей ПВА, куски белой бумаги или ткани. | Художественные принадлежности. | ||
16 | Наброски с натуры фигуры человека | 1 | Анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объёмной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш. | Устный опрос | Методические таблицы; фотографии спортсменов, людей в лёгкой одежде, куклы объёмные и бумажные, «живая модель» (ученики из класса); графические материалы. | Выполнить наброски с членов семьи в домашней обстановке, используя карандаши, восковые мелки, краски, уголь, тушь, перо, кисть, пастель. | ||
17 | Гравюра по картоне (по аппликации) | 1 | Знакомство с тиражной графикой; межпредметные связи (литература, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учёбе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков. | Устный опрос | Альбомные листы (разрозненные) 2-3, тонкий или средний картон, клей (лучше ПВА), кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-паролон (для нанесения краскина заготовку). | Принести поролон, ножницы, малярный валик, гуашь, типографическая офсетная краска, газеты (подстилать), тряпочки, фартуки, мыло, 2-5 листов плотной бумаги. | ||
18 | Гравюра по картоне (по аппликации) | 1 | ||||||||
19 | Работа в технике «Граттаж» | 1 | Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; осуществлять межпредметные связи (литература, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учёбе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Тематическое рисование, освоение художественной техники, её возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями. | Устный опрос | Таблицы, иллюстрации; желток, чёрная гуашь или гуашь для грунта; бумага, кисть, банка с водой, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, английские булавки, вязальные спицы.. | Художественные принадлежности. | ||
20 | Работа в технике «Граттаж» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | |||||||
21 | Русские богатыри | 1 | Воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, литература, история, география). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Тематическое рисование + аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация | Письменный опрос | Картины о богатырях. | Художественные принадлежности. | ||
22 | Транспорт | 1 | Знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта для простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники. | Устный опрос | Модели машин (игрушки), по 1-2 на каждой парте, карандаши, акварельные и восковые мелки, чёрная тушь, бумага, кисти, книги, фото. | Художественные принадлежности. | ||
23 | Натюрморт из двух-трёх геометрических тел. | 1 | Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объёма; понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль - как соединение рисунка и живописи. | Письменный опрос | Бумага, карандаш, резинка, модели из бумаги на партах. | Художественные принадлежности. | ||
24 | Натюрморт из двух-трёх геометрических тел. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Устный опрос | Художественные принадлежности. | |||||
25 | Старинный терем | 1 | Развитие зрительной памяти и воображения, формирование умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать форму (объёмную и плоскую); конструировать. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование. | Устный опрос | Альбом, тушь, карандаш, геометрические тела. | Художественные принадлежности. | ||
26 | Буквица. | 1 | Рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности; творческое восприятие мира, творческий подход к работе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, её использование. | Устный опрос | Таблицы, доска, мел, бумага, простой и цветные карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка. | Художественные принадлежности. | ||
27 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей. | 1 | Рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, цилиндр); первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приёмы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения; рисование с натуры, доступными графическими средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта. | Устный опрос | Таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры геометрических тел». | Художественные принадлежности. | ||
28 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей. | 1 | Художественные принадлежности. | |||||||
29 | Наброски модели домика с натуры. | 1 | Формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.д.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; межпредметные связи — анализ геометрических форм в математике. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их форм. Перспектива. | Устный опрос | Бумага, карандаш, другие графические материалы, возможно натурный материал на партах (спичечные коробки, игрушечные домики); методические таблицы. | Художественные принадлежности. | ||
30 | Наброски модели домика с натуры. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | |||||||
31 | Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | Освоение закономерностей композиции, основ цветоведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников; знакомство с книжной графикой как разновидностью графики. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: В.Васнецов, И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев, М.Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги. | Устный опрос | Альбомы, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные мелки, банка, кисти, тряпка, репродукции народных лубков, репродукции работ художников, детские книги с красочными иллюстрациями разных художников; методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций». | Художественные принадлежности. | ||
32 | Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | |||||||
33 | Портрет | 1 | Лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие её от других видов изобразительного искусства. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве. | Устный опрос | Газета или клеёнка, пластилин, стеки, пузырьки или баночки (до 200г) для каркаса головы, деревянная, фанерная или из ДСП подставка, брусочек высотой 10х15см 2х2см; методические таблицы «Строение черепа», «Мимические мышцы», «Пропорции лица человека». | Художественные принадлежности. | ||
34 | Портрет | 1 | ||||||||
35 | 4 портрета | 1 | Изучение пропорций и мимики лица; развитие графических умений и навыков; развитие творческого склада ума, фантазии. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний: - лекция - учебный и трудовой практикум | Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общая и индивидуальная мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский жарж. | Устный опрос | Газета или клеёнка, пластилин, стеки, пузырьки или баночки (до 200г) для каркаса головы, деревянная, фанерная или из ДСП подставка, брусочек высотой 10х15см 2х2см; методические таблицы «Строение черепа», «Мимические мышцы», «Пропорции лица человека». | Художественные принадлежности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...